Нефтяной маятник - решит ли ОПЕК+ вернуться к снижению добычи

РФ и Саудовская Аравия на саммите G20 в Аргентине договорились продлить соглашение о снижении нефтедобычи

Нефтяной маятник - решит ли ОПЕК+ вернуться к снижению добычи
Нефтяной маятник - решит ли ОПЕК+ вернуться к снижению добычи
Фото: ТАСС, Виктор Драчев

Москва. 4 декабря. INTERFAX.RU - Не прошло и трех месяцев, как страны ОПЕК+ решили увеличивать нефтедобычу после почти двух лет ее сдерживания. И вот они снова заговорили о необходимости ее снижать, в результате того, что президент США Дональд Трамп "добавил" на рынок своей и иранской нефти. На этой неделе странам ОПЕК+, а в особенности ее лидерам - России и Саудовской Аравии, видимо, придется решить вопрос о снижении добычи.

Когда в товарищах согласья нет

По оценкам ОПЕК+, в следующем году переизбыток нефти на рынке может составить 1-1,4 млн баррелей в сутки. Россия и Саудовская Аравия в минувшие выходные договорились продлить соглашение о снижении нефтедобычи, заявил президент РФ Владимир Путин.

Россия и Саудовская Аравия с июля нарастили добычу примерно на 1 млн б/с, превысив установленные соглашением квоты и даже уровни, с которых они сокращали добычу.

И если речь идет о продлении сделки, то, по идее, другие участники соглашения будут настаивать на том, чтобы именно Россия и Саудовская Аравия снизили добычу. Впрочем, Путин подчеркивает, что об объемах и механизмах снижения еще предстоит договориться.

Между тем, один из самых маленьких производителей нефти в ОПЕК, Катар, решил не дожидаться решений ОПЕК+ и объявил о выходе из картеля.

Очевидно, что Иран будет добиваться для себя исключений из ограничений в добыче, пока в отношении него действуют санкции США. Впрочем, добыча Ирана может снизиться и так, ведь освобождения действуют только полгода, но это дает ему право в будущем требовать наращивания добычи.

Венесуэла также рассчитывает при поддержке Китая и России нарастить добычу на 1 млн б/с в следующем году, вернувшись на свои докризисные 2 млн б/с.

Саудовская Аравия рассчитывает уговорить Ливию и Нигерию, которым в прошлый раз было разрешено не снижать добычу, в этот раз поучаствовать в ограничениях. Ливия уже заявила, что рассчитывает снова добиться исключений, министр нефти Нигерии Эммануэль Качикву обтекаемо прокомментировал итоги общения с Х.аль-Фалихом.

Осторожно, сделка закрывается?

Сделка по снижению нефтедобычи, вступившая в силу с 1 января 2017 года, предполагает снижение нефтедобычи 24 странами ОПЕК и рядом стран, не входящих в картель, на 1,8 млн баррелей в сутки от уровня октября 2016 года. Необходимость в ней возникла ввиду почти пятикратного падения нефтяных цен в 2014 году из-за резкого роста добычи сланцевой нефти в США. Сделка с начала текущего года перевыполнялась на 30-50% из-за страдающей от кризиса Венесуэлы и к апрелю ее цель была достигнута - излишек нефтяных запасов был уничтожен.

Однако ОПЕК+ не спешила с наращиванием добычи, чем вызвала гнев Трампа, которому были необходимы низкие цены на топливо в стране в преддверии выборов.

Вместе с тем, он объявил о возобновлении санкций в отношении Ирана, грозивших стране снижением экспорта нефти, надавив, как утверждали источники на рынке, на своего политического союзника, Саудовскую Аравию, для увеличения поставки нефти на рынок.

В результате в конце июня ОПЕК+ было принято решение увеличить поставки нефти на рынок примерно на 1 млн б/с в формулировке "довести исполнение сделки до 100%" за счет тех стран, которые могут нарастить добычу.

Также было заявлено, что сделка все-таки закончится в конце 2018 года, но нужно выработать некое новое соглашение, которое позволит корректировать объемы добычи в случае необходимости.

Смогли увеличить добычу Россия, Саудовская Аравия, Ирак и ОАЭ. К октябрю Россия увеличила поставки нефти на рынок примерно на 450 тыс. б/с, превзойдя уровень, предшествовавший ограничениям, на 150 тыс. б/с, говорил российский министр энергетики Александр Новак. Саудовская Аравия также нарастила добычу на 200 тыс. б/с сверх уровня октября 2016 года - до 10,7 млн б/с., говорил аль-Фалих.

ОАЭ увеличили добычу на 300 тыс. б/с, добывая на 150 тыс. б/с выше октября-2016. Ирак, который никогда полностью не исполнял соглашение, добывает на 100 тыс. б/с больше, чем два года назад.

Стоп, машина!

Однако уже в конце сентября на министерском мониторинговом комитете ( JMMC) министр энергетики Саудовской Аравии Халид аль-Фалих заявил, что даже при условии, что на тот момент страны ОПЕК+ недопоставляли на рынок примерно 500 тыс. б/с, рынок сбалансирован. А в 2019 году на рынке возникнет переизбыток нефти из-за увеличения поставок нефти со стороны стран, не участвующих в соглашении, и нужно будет прибегать к сокращениям, заявил министр.

Россия явно не хотела этого делать, призывая подождать. Цена на нефть, взлетевшая к октябрю до отметок в $80 за баррель на ожиданиях введения в ноябре санкций против Ирана, к началу ноября вернулась на уровни $60 за баррель после того, как президент США дал освобождения ряду стран от санкций за импорт иранской нефти. Кроме того, сами США неожиданно нарастили добычу, обогнав мирового лидера Россию.

Россию устраивает цена в $65-75 за баррель, при том, что российский бюджет балансируется при $40 за баррель, а вот бюджету Саудовской Аравии нужна цена в $70 за баррель.

iPhone 7 лучше iPhone 5

Комментируя, зачем нужно было объявлять о завершении сделки и одновременно говорить о возможных новых мерах по сокращению в 2019 году, министр нефти Омана Мохаммед аль-Румхи заявил, что "Iphone7 лучше, чем Iphone5".

Некоего нового соглашения о сотрудничестве страны ОПЕК+ рассчитывали достичь на декабрьской встрече, но, судя по тому, что Путин заявил именно о продлении соглашения. Речь будет идти именно о продлении сделки с текущими участниками и текущими квотами.

Условия сделки сейчас понятны, квоты определены и будет логично просто вернуть добычу стран, превышающих квоты, обратно на установленные уровни. консультативный орган ОПЕК, по словам источника Bloomberg, считает, что только странам ОПЕК нужно снизить добычу на 1,3 млн б/с. Сейчас квоты по сделке превышают Саудовская Аравия, ОАЭ и Ирак.

Таким, образом, если призвать только эти страны ОПЕК полностью соблюдать соглашение, то с рынка уйдет 1,3 млн б/с: 700 тыс. Б/с со стороны Саудовской Аравии и по 300 тыс. б/с от ОАЭ и Ирака.

В совокупности эти страны превышают уровень добычи октября-2016г на 350 тыс. б/с.

При этом Иран снизил добычу нефти на 500 тыс. б/с из-за санкций США. Ангола добывает на 200 тыс. б/с меньше, чем два года назад, хотя должна была снизить лишь на 80 тыс. б/с. Венесуэла добывает почти на 800 тыс. б/с меньше, чем оговорено сделкой. Это тот объем, на который теоретически могут увеличить добычу эти страны при благоприятных условиях.

Впрочем, Саудовская Аравия уже объявила, что спрос на ее нефть в декабре оказался на 500 тыс. б/с меньше, чем в ноябре.

Возможно, Россия будет снова просить для себя возможности постепенного снижения, как это было два года назад, под предлогом того, что в холодной России нельзя сразу закрутить краны на скважинах, не испортив месторождения.

Уроки политэкономики

Вопрос, действительно ли есть экономическая необходимость в снижении нефтедобычи или нельзя исключать и политические факторы? В октябре Саудовская Аравия впала в немилость западных держав из-за истории с убийством работавшего в США саудовского журналиста Джамаля Хашкаджи. В США заговорили о возможном введении санкций в отношении страны. Однако экономических санкций не последовало - Штаты ограничились введением санкций в отношении 15 подданных Саудовской Аравии. Но так или иначе сейчас Саудовская Аравия действует не "в угоду" Трампу, который призывал страну еще больше снизить цены.

Показательно, что Россия не спешила говорить о необходимости снижать добычу нефти, но после того, как снова подпала под угрозу новых санкций за инцидент в Керченском проливе, а Трамп отказался встречаться с Путиным на полях саммита G20 в Аргентине. Именно после этого Путин и наследный принц Саудовской Аравии Мохаммед бин Салман "ударили по рукам" и объявили о намерении продлить соглашение о снижении нефтедобычи.

Впрочем, Трамп, вопреки своей традиции, никак это публично не прокомментировал. Не исключено, что ему тоже захотелось более высоких цен. Как пишут американские СМИ, не все в США поддерживают президента в том, что рынку нужны более низкие цены, ведь США являются не только одним из крупнейших в мире потребителей нефти, но и экспортируют нефть. В результате падающих цен падают и котировки акций американских компаний.

Кроме того, США поставляют нефть в Китай, при этом Трамп развязал с КНР торговую войну, а затем разрешил Китаю в числе прочих стран продолжить импорт иранской нефти.

Американские эксперты оценивают, что цена, при которой добыча сланцевой нефти становится рентабельной, снизилась с $50 за баррель до $35-45 за баррель, поэтому США, раз за разом повышающие прогнозы своей нефтедобычи, должны выиграть от снижения нефтедобычи другими странами, заняв их долю рынка. А что выиграем мы?

Подписка
Хочу получать новости:
Введите код с картинки:
Обновить код
(function(w, n) { w[n] = w[n] || []; w[n].push([{ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'cowoi', p2: 'emwl', puid6: '' } }, ['phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 760, isAutoReloads: false }]); })(window, 'adfoxAsyncParamsScroll');