Россия выйдет из соглашения о двойном налогообложении с Кипром
Процедура денонсации соглашения запускается с 3 августа
Москва. 3 августа. INTERFAX.RU - Россия денонсирует соглашение об избежании двойного налогообложения с Кипром после того, как его не удалось скорректировать в соответствии с поручением президента Владимира Путина путем переговоров. Об этом сообщила пресс-служба российского Минфина.
Ведомство обсуждало с Минфином Кипра изменение соглашения в части увеличения налога у источника до 15% в отношении дивидендов и процентов.
Проанализировав встречные предложения Кипра, "Минфин России пришел к заключению, что по сути они размывают и делают недостижимым предполагаемый российской стороной эффект от принимаемых мер по поддержке национальной экономики и социальных программ, а также будут способствовать безналоговому выводу с территории РФ через кипрскую юрисдикцию значительных финансовых ресурсов российского происхождения".
С учетом тесных экономических и исторических связей между странами, российская сторона предложила в течение этой недели обсудить компромиссные варианты решения вопроса, но получила отказ, отметил Минфин. Процедура денонсации соглашения начнется 3 августа.
Путин в телеобращении 25 марта предложил ввести повышенный налог в 15% на дивиденды, которые выводятся на зарубежные счета, для чего, в частности, нужно будет скорректировать все соглашения об избежании двойного налогообложения с другими странами. Он связал это с необходимостью пополнять бюджет на фоне увеличения мер по поддержке населения. Путин предложил начать со стран, "через которые проходят значительные ресурсы российского происхождения, что является наиболее чувствительным для нашей страны". На следующий день премьер-министр Михаил Мишустин дал Минфину месяц на пересмотр всех соглашений с другими странами об избежании двойного налогообложения.
Кипрская юрисдикция очень популярна у российских компаний. По оценкам, которые приводит Минфин, на Кипр было выведено в 2018 году более 1,4 трлн рублей, а в 2019 году - более 1,9 трлн рублей.
До сих пор действовавшее налоговое соглашение с Кипром предусматривало привлекательные условия с точки зрения налогообложения. Ставку при выплате дивидендов на Кипр можно снизить до 5% или 10%, а на проценты по займам - до 0%.
Минфин предложил Кипру поднять ставки до 15% как по дивидендам, так и по процентам, однако переговоры не увенчались успехом: "партнеры пытались максимально размыть эффект от инициативы для российской казны различными исключениями", пишет ведомство. Переговоры проходили в июне и июле, но результатов не дали. Поэтому Минфин был "вынужден начать процедуру по внесению в Госдуму федерального закона о денонсации".
"Реструктурирование своих холдинговых структур через Кипр, конечно, станет невыгодным. И выгоднее будет все переводить это обратно в Россию. Мы сейчас будем совершенствовать законодательство в части административных районов с тем, чтобы сделать эти юрисдикции более привлекательными для перевода соответственно структур холдинговых в Россию обратно", - сообщил журналистам статс-секретарь, замминистра финансов Алексей Сазанов.
Предложение повысить на 15% налог на дивиденды, которые выводятся на зарубежные счета, прозвучало как часть "антикоронавирусного" пакета мер по поддержке экономики. Однако эта мера по сути она заработает только с 2022 года (то есть начнет действовать в отношении доходов за 2021 год). Для этого, в частности, нужно скорректировать соглашения об избежании двойного налогообложения с так называемыми транзитными юрисдикциями. Путин заявил о возможности выхода РФ из соглашений в одностороннем порядке, если иностранные партнеры не примут предложения российской стороны.
Дополнительные доходы, которые бюджеты разных уровней получат от пересмотра соглашений с транзитными юрисдикциями, президент поручил направить на выплаты семьям с детьми, безработным и временно нетрудоспособным лицам.
Первыми о внесении изменений в двусторонние соглашения в части повышения ставки налога на доходы в виде дивидендов и процентов российский Минфин письменно известил министерства финансов Кипра, Люксембурга и Мальты. В конце июня Минфин объявил о начале разработки законопроекта о денонсации конвенции между правительствами России и Мальты.
Ernst & Young на фоне этих шагов, которые стали неприятным сюрпризом для многих компаний, рекомендует клиентам изучить российскую юрисдикцию, комментировала партнер EY Марина Белякова.
"Мы как эксперты в любом случае предлагаем достаточно серьезно рассмотреть вариант перевода иностранных компаний в Россию, потому что представляется, что это удобно, и в целом это тренд нашего времени", - сказала она, напомнив, что теперь в России есть механизм редомициляции в специальные административные районы (САР).
"Фундаментально есть два пути, каким образом иностранные компании могут быть трансформированы в налоговом смысле в российские. Первый вариант, который предлагается, это редомициляция, когда иностранная компания полностью - и в налоговом, и в юридическом смысле - превращается в российскую. Такой вариант существует при переходе в специальные административные районы. Второй вариант - это некая гибридная структура, когда иностранная компания в корпоративном смысле остается иностранной, сохраняет свои корпоративные атрибуты иностранного государства, при этом в налоговом смысле становится российским налоговым резидентом", - поясняла Белякова.
По мнению партнера EY, такое решение российских властей хоть и стало неприятной неожиданностью для многих, имеет вполне понятные и логичные предпосылки. "Любое соглашение, в том числе и налоговое, должно работать только тогда, когда оно приносит выгоды обеим сторонам. Есть впечатление, что многие российские налоговые соглашения не приносили адекватных выгод нашей стране. Возьмем в качестве примера кипрское соглашение. Когда доходы перераспределялись из России на Кипр, то бюджет получал налог по пониженной ставке, то есть в некотором смысле недополучал. В то же время, когда шел переток доходов с Кипра в Россию, то Кипр ничего не терял, там просто нет налогового источника. Да и масштабы перетоков из России на Кипр, как мне представляется, в разы больше, чем противоположный поток", - поясняла она.
По данным Банка России, объем накопленных входящих остатков прямых иностранных инвестиций в банки, финансовые и нефинансовые организации РФ по итогам 2019 года вырос на 21%, до $492,1 млрд, в том числе через инструменты участия в капитале - до $433,2 млрд. В том числе через участие в капитале резидентов Кипра объем накопленных остатков ПИИ составил $147,4 млрд (34% от общего объема), Бермудских островов - $37,8 млрд (9%), Нидерландов - $35,4 млрд (8%), Люксембурга - $6,3 млрд (1%).