"Скачка безработицы не будет"
Руководитель Федеральной службы по труду и занятости заявил, что несмотря на продолжающийся кризис, молодым специалистам помогут трудоустроиться, а нерадивых работодателей накажут за большие долги по заработной плате
Москва. 2 декабря. INTERFAX.RU - Продолжающийся более года экономический кризис негативно отразился на российском рынке труда. Продолжается рост численности безработных, обращающихся за помощью в службы занятости, а также растет фактическая безработица. О том, следует ли ожидать в ближайшее время роста численности "армии лишних людей", каков социальный портрет россиянина, надеющегося найти работу с помощью служб занятости, как работают программы помощи безработным, пожелавшим открыть свое дело или переехать в другой регион, есть ли управа на работодателей, имеющих большие долги по зарплате сотрудникам, в интервью "Интерфаксу" рассказывает руководитель Федеральной службы по труду и занятости Юрий Герций.
- Юрий Викторович! Как бы Вы оценили нынешнюю ситуацию в сфере занятости? Ряд независимых экспертов придерживаются мнения, что к 31 декабря 2009 г. общая фактическая численность безработных в стране может составить от 10 до 12 млн. человек, то есть, чуть ли не каждый пятый работоспособный россиян. Согласны ли Вы с такими оценками?
- Думаю, что очередной волны роста безработицы ожидать не следует. Ситуация, которая сейчас складывается на рынке труда, характеризуется определенными положительными тенденциями в трудовых отношениях между работниками и работодателями.
Достаточно активно и успешно выполняются антикризисные программы, которые, в свою очередь сказываются на том, что в стране нет большого высвобождения работников с предприятий. Сохранить трудовой потенциал удалось, несмотря на все сложности кризиса.
Что касается общей безработицы, численность которой рассчитывается по методике Международной организации труда, то сейчас это 7,6 % от трудоспособного населения, или в абсолютном выражении 5,8 млн. человек.
Не исключено, что общая безработица несколько увеличится, но она, я просто уверен, не достигнет тех показателей, о которых говорят некоторые эксперты, называющие, как Вы заметили 10 млн, а то и больше. Думаю, что таких цифр не будет.
- Насколько может измениться численность официально зарегистрированных безработных? Ряд крупных предприятий уже официально заявил о сокращениях и не повлечет ли это к резкому росту количества обращений в службы занятости?
- На основе анализа тех данных, которыми мы располагаем, какого-то резкого, большого скачка, с точки зрения увеличения обращаемости, не будет. Сейчас есть показатели, характеризующие увеличение обращаемости за помощью в поиске работы, но это не связано с большим высвобождением или сокращением производств.
Причина в другом. Многие работники имели трудовые отношения в ходе весенне-летнего периода. Эти отношения сейчас прекращены.
Кто находился в отъезде, выполняя работы сезонного характера или вахтовым методом, сейчас возвращается к местам постоянного проживания. И это объясняет некоторое увеличение численности людей, желающих найти себе подходящую работу при помощи служб занятости. Могу отметить, что среди соискателей довольно значительное количество выпускников средних и высших учебных заведений.
Что касается численности зарегистрированных безработных, то на конец года цифра, она, возможно, увеличится и по всей вероятности, дойдет где-то до 2 млн. 300 тыс. – 2 млн. 350 тысяч человек. Но в принципе, это соответствует тем тенденциям, которые сложились сейчас. С сентября по ноябрь сложились позитивные предпосылки, позволяющие не ожидать бурного роста безработицы.
- Насколько успешно выполнялись программа помощи безработным, решившимся проявить себя в малом бизнесе, а также программа содействию внутренней трудовой миграции?
По этим двум программам ситуация диаметрально противоположная. Если говорить о содействии самозанятости, то, по предварительным оценкам, к концу года в России будет порядка 120 тысяч бывших безработных, принявших решение открыть свое дело в малом бизнесе.
При этом следует учесть, что названное количество – это сами организаторы бизнеса. А ведь каждый из ниже может привлечь, по меньшей мере, еще двух-трех человек.
По этому, с точки зрения создания новых рабочих мест эта программа показала свою эффективность и имеет неплохие перспективы.
- А программа содействия внутренней миграции пробуксовывает?
Скажем так, с ее реализацией были сложности. Если раньше мы рассчитывали, что безработных россиян, готовых для поиска работы переехать в другой регион, будет порядка 80 тысяч человек, то сегодня таковых около 10 тысяч.
Причина в том, что у россиян в силу сложившихся традиций, низкая мобильность: высказываются опасения, что вакантное место будет занято, не будут решены проблемы социально-бытового обустройства.
Но это вовсе не означает, что программа неэффективна. Она остается. Просто будем менять подходы.
- В экспертном сообществе, специализирующемся на вопросах социально-трудовых отношений весьма популярна точка зрения, что в службы занятости обращается рабочая сила, скажем так, невысокой квалификации. А высококвалифицированный специалист, менеджер, в случае потери работы в службу занятости обращаться не станет, а будет искать себя рабочее место, рассчитывая исключительно на себя. Вы согласны с такими оценками?
С такими оценками я могу согласиться лишь частично. Тот же выпускник профессионального учебного заведения, не принципиально какого – среднего или высшего, по определению не может быть сильным менеджером. Но не в силу того, что ему не хватает знания, а в силу того, что ему не хватает практического опыта. Одних теоретических знаний, разумеется, недостаточно.
Минувшим летом к нам за помощью довольно часто обращались выпускники со средним и высшим профессиональным образованием, в основном, по массовым профессиям. Их проблема состояла в том, что они не могли трудоустроиться из-за отсутствия практических навыков по профессии, которой их обучали. В такой ситуации работодатель нередко находил основание для отказа соискателю.
Но эта проблема решаема. В настоящее время пересматривается система помощи выпускникам с профессиональным образованием на 2010 год. Мы предусматриваем, расширение возможностей участия молодых специалистов в программе «стажировка» с тем, чтобы по ее завершении закрепиться на рабочем месте.
Одно из предложений состоит в том, чтобы поддержать как сторону, которая проходит стажировку, так и сторону, которая эту стажировку организует. То есть предлагается оказывать финансовую поддержку не только с точки зрения финансовой поддержки участника программы, как молодого человека, который направлен на предприятие. Должен быть предусмотрен и финансовый стимул для сотрудника, который непосредственно обучает молодого специалиста.
Полагаю, что такая практика позволит закрепить выпускников на рабочих местах, и в свою очередь, повысить ответственность работодателя с точки зрения качества практического обучения молодых специалистов.
На данный момент, сложность проблемы трудоустройства выпускников усугубляется тем, что по некоторым профессиям у нас избыточное количество молодых специалистов, которые сейчас в меньшей степени востребованы на рынке труда.
Хотел бы немного остановиться и на другой проблеме, связанной с трудоустройством выпускников. Молодежь из регионов приезжает учиться в крупные города, получает образование, но работу не находит и возвращается на свою малую родину, где перспектива найти рабочее место не всегда очевидна.
Эта тенденция свойственна всем крупным городам. Мы получили достаточное количество информации от этой категории выпускников, отметили, какие вузы они заканчивали, и по какой профессии они не смогли трудоустроиться, перед тем, как придти к нам за помощью.
Эти данные мы сейчас анализируем и окончательные выводы, думаю, будут готовы в первом квартале будущего года. Чтобы определиться с практическими действиями, надо будет обсудить этот вопрос совместно с органами образования как федерального, так и регионального уровня. Мы эту тему намерены серьезно обсуждать.
Возможно, это станет предметом нашего разговора на коллегии Федеральной службы по труду и занятости или же на селекторном совещании со структурами, с которыми наше ведомство работает в данной сфере.
- На протяжении всего кризисного периода с октября 2008 года все говорят о росте задолженностей по зарплате. Как Вы полагаете, сопоставима ли эта проблема с «кризисом неплатежей», существовавшая в 90-е годы? В чем Вы видите причины обострения проблемы задолженности в настоящее время и какие методы могли бы предложить для ее решения?
Если вспоминать ситуацию с неплатежами в "лихие девяностые", то тогда были несколько иные причины, чем сейчас. Тогда был весьма нестабильный период, и было непонятно, что будет развиваться как целые отрасли, так и отдельные предприятия.
Сегодня система с платежами отработана и функционирует нормально, но финансовый кризис, конечно, сказался на производственной составляющей, что, в свою очередь, не могло не сказаться на ситуации с заработной платой.
Я, конечно, понимаю, что остановка производства в кризисных условиях может вызвать определенную задолженность по заработной плате. Но это не снимает ответственность с работодателя, как организатора производства, и как должностного лица, обязанного в соответствии с Трудовым кодексом обеспечить своевременную выплату заработной платы в сроки, определенные Трудовым договором.
Если говорить о конкретных причинах долгов по зарплате, то большие долги накоплены на предприятиях из-за того, что заказчик, с которым договаривался работодатель, не произвел своевременный расчет за продукцию или выполненные объемы работ.
И другая причина, которая самым тесным образом связана с первой, состоит в том, что работодатели просто спокойно ждали, когда вернут деньги за выполненный заказ вместо того, чтобы цивилизованным путем добиваться решения вопроса. А механизмы для этого существуют.
Что касается конкретных мер, то Роструд готов разбираться с подобными фактами нарушений социальной ответственности со стороны работодателей. В случае злостных нарушений есть повод обращаться в правоохранительные органы и Генеральную прокуратуру, с которыми мы тесно, и замечу, весьма результативно, взаимодействуем.