Сергей Лавров: Итоги года

Министр иностранных дел России Сергей Лавров в интервью "Интерфаксу" подвел внешнеполитические итоги уходящего года и обозначил задачи российской дипломатии на 2010 год

Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 25 декабря. INTERFAX.RU - Сергей Викторович, чем запомнился Вам уходящий год? Стало ли России легче работать на внешнеполитическом направлении с "перезагрузкой" отношений с США?

Уходящий год был весьма насыщенным международными событиями. Отсюда высокая интенсивность нашей внешнеполитической деятельности. Глобальный финансово-экономический кризис буквально потребовал от всех ведущих государств мира приступить к совместной работе в поисках коллективного ответа на общий вызов. Такие усилия, прежде всего в рамках "Группы двадцати", способствовали формированию в международных делах позитивной, объединительной повестки дня. В этом же направлении работает проблематика изменения климата. Планета у нас одна на всех, и действовать надо только сообща. Об этом на днях говорил президент РФ Дмитрий Медведев, принимая верительные грамоты у группы иностранных послов. Очевидно, что воздействие этих факторов на международные дела продолжится и в новом году.

Уже мало у кого вызывает сомнения то, что мы являемся свидетелями объективного процесса формирования полицентричной международной системы, в которой основным методом ведения дел будет многосторонняя сетевая дипломатия. Другими словами, государства будут взаимодействовать в различных, возможно, перекрещивающихся форматах в интересах решения общих задач. Регулирующим началом будет служить объективное совпадение национальных интересов, которые все больше будут формулироваться в прагматическом, очищенном от идеологии ключе.

Сказать, что нам стало легче работать в условиях прихода к власти в США демократической администрации президента Барака Обамы, означало бы серьезно упрощать ситуацию. Работы стало больше, но изменилось ее качество. Мы расчищаем те завалы, которые накопились при прежней администрации и вызывали глубокий кризис доверия в наших отношениях. По-существу, мы в начале процесса возвращения наших отношений к норме, которая учитывала бы в том числе и нашу совместную ответственность за судьбы мира. Яркой иллюстрацией сложности и важности этой задачи служат переговоры по новому Договору о СНВ. Здесь есть все: и много работы (буквально "по горло"), и высокий эмоциональный накал в делегациях переговорщиков, и, разумеется, чувство удовлетворения от того, что мы сообща формируем наше общее будущее, которое отвечает интересам всего остального мира.

Все указанные события заметно изменили атмосферу в евроатлантической политике, где упал спрос на конфронтационные подходы, не говоря уже о провокациях, подобных преступному решению грузинских властей применить силу в международно-признанной зоне конфликта в августе прошлого года. Осмысление последствий Кавказского кризиса позволило сделать правильные выводы из случившегося. Этому во многом помог заказанный Евросоюзом доклад швейцарского дипломата Хайди Тальявини. Те, кто хотел услышать "независимое подтверждение" уже давно известных фактов, получили такую возможность. Но главное - августовские события показали: система координат в международных отношениях изменилась, и к этому придется привыкать всем, включая тех, кто решил делать политическую карьеру за счет того, чтобы примазаться к стану "победителей" в "холодной войне".

Как результат - формируется, пусть и продиктованное различными мотивами, понимание того, что в сфере евробезопасности есть реальные проблемы. Отсюда - реальный интерес к выдвинутой президентом Д.А.Медведевым полтора года назад идее заключения Договора о европейской безопасности. Не будь этой инициативы, отражающей наш анализ ситуации в европейских делах, не было бы и встряски в ОБСЕ, которая вдруг вышла из спячки, грозившей окончательно развести эту общеевропейскую организацию с потребностями реальной жизни. Если говорить кратко, смысл нашей идеи - привести к общему знаменателю всю "лоскутную" архитектуру европейской безопасности, причем сделать это не за счет разрушения каких-то структур, а на уровне перевода в разряд юридических всего свода политических обязательств, принятых государствами Евро-Атлантики в многочисленных документах за последние 20 лет.

Нам удалось запустить солидный мыслительный процесс как в межправительственных форматах, так и на различных политологических площадках. С передачей партнерам проекта такого Договора работа выходит на новый уровень. Ожидаем предметной, конструктивной реакции. Голоса же в пользу того, что "все нормально, ничего менять не надо", убедить не могут. Все понимают, что унаследованные из прежней эпохи проблемы "жесткой" безопасности есть, и с ними надо разделаться раз и навсегда, чтобы они не мешали заниматься конкретными, важными для всей Европы задачами, которых больше чем достаточно. Это включает и нераспространение ОМУ, и борьбу с международным терроризмом и наркотрафиком, и изменение климата, а теперь еще и пиратство. Так что в любом случае, модернизация архитектуры евробезопасности - перспективное направление российской дипломатии в предстоящем году.

На каких направлениях российская дипломатия намерена сосредоточить усилия в предстоящем году?

Стержнем работы МИДа в 2010 году будет выполнение поставленных президентом Д.А.Медведевым задач по максимально тесной увязке всей внешнеполитической деятельности с потребностями модернизации экономики страны и обеспечения ее технологического прорыва, эффективному использованию внешнеполитических факторов в интересах долгосрочного развития России.

Весьма важное значение, в том числе с точки зрения углубления .интеграционных процессов на пространстве СНГ, будет иметь дипломатическое содействие эффективному функционированию Таможенного союза в составе Беларуси, России и Казахстана в соответствии с подписанным Договором и вводимым в действие с 1 января Единым таможенным тарифом.

Продолжим совместную работу с партнерами по повышению качества взаимодействия в рамках ЕврАзЭС, включая эффективное функционирование Антикризисного фонда и Центра высоких технологий. Предстоит дальнейшее решение задач, связанных с трансформацией ОДКБ в многопрофильную и универсальную союзную структуру по обеспечению безопасности на евразийском континенте. Параллельно должны получить дополнительный импульс и двусторонние связи России со всеми государствами Содружества.

Хочу подчеркнуть нашу заинтересованность в существенном улучшении российско-украинских отношений. Надеюсь, что после президентских выборов на Украине для этого откроются новые перспективы.

Будем уделять максимальное внимание дальнейшему укреплению союзнических отношений с Абхазией и Южной Осетией, обеспечению безопасности и стабильности в Закавказье. Россия продолжит в составе Минской группы свою активную роль посредника в Нагорно-Карабахском урегулировании. Будем добиваться создания условий для возобновления процесса урегулирования в Приднестровье.

В фокусе нашей политики остаются усилия по преодолению кризисных ситуаций вблизи российских границ и в целом в Евро-Атлантике. В повестку дня ОБСЕ внесен наш проект документа о разработке единых принципов урегулирования конфликтов. На столе переговоров - и другие наши инициативы в ОБСЕ, включая дополнительные меры доверия в военно-политической сфере, обеспечение свободы передвижения. Актуальной остается задача реформирования ОБСЕ.

Из других крупных вопросов, по-прежнему требующих решения, выделю необходимость преодоления отката в ближневосточном урегулировании, согласования коллективных подходов к стабилизации Афганистана, поиск на многосторонней основе путей выхода из сложной ситуации вокруг иранской ядерной программы, возобновление шестисторонних переговоров по ядерной проблеме Корейского полуострова.

Россия продолжит активное участие в механизмах многополярной сетевой дипломатии, предполагающей гибкие формы взаимодействия государств в целях обеспечения совпадающих интересов. Помимо "двадцатки" это, разумеется, "Группа восьми", ШОС, БРИК, РИК и другие форматы. Учитывая развивающуюся тенденцию к укреплению регионального уровня глобального управления, будем наращивать сотрудничество в рамках АТЭС, развивать многоплановые отношения со странами АСЕАН, интеграционными структурами Африки, Латинской Америки и Карибского бассейна.

Отличительной чертой нашего внешнеполитического курса является многовекторность. В то же время мы — неотъемлемая часть Европы, углубляем стратегическое партнерство с Евросоюзом, выступаем за формирование модернизационного союза России - ЕС. Развиваем самое тесное двустороннее сотрудничество с многочисленными партнерами на континенте. Продолжается процесс нормализации отношений в рамках Совета Россия-НАТО, где мы будем твердо добиваться применения на практике принципов Римской декларации СРН, обязывающих всех его участников работать на основе равноправия, уважения интересов друг друга и признания неделимости безопасности.