Последняя неудача "Булавы" раскрыта

Источник в военно-промышленном комплексе рассказал, почему ракета "Булава" в последний раз не полетела. Есть основания полагать, что недочеты будут устранены

Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 12 января. INTERFAX.RU – Последний запуск межконтинентальной баллистической ракеты "Булава" оказался неудачным по причине производственного характера. Возможно, в будущем проблемы при производстве будут устранены, и ракета полетит как положено.

О причинах срыва при последнем запуске "Булавы" "Интерфаксу" рассказал источник в военно-промышленном комплексе, знакомый с ситуацией. Напомним, запуск был произведен 9 декабря 2009 г. с борта атомной подводной лодки "Дмитрий Донской" из подводного состояния. Первые две ступени ракеты отработали в штатном режиме, однако на последующем третьем этапе траектории произошел технический сбой. "По данным контроля, зафиксирована неустойчивая работа двигателя третьей ступени ", - объяснили тогда срыв запуска в Минобороны. Источник подтвердил, что причиной аварии был сбой в работе твердотопливного двигателя третьей ступени. "Не исключено, что произошел прогар в стенке двигателя, что привело к изменению траектории полета ракеты и ее самоликвидации", - сказал собеседник агентства. При этом, по его словам, проблема устранима: она носит не конструктивный, а производственный характер. "Есть основания полагать, что после устранения недочетов в процессе производства двигателя, подобных сбоев больше не будет", - отметил источник.

Ранее заместитель министра обороны РФ Владимир Поповкин заявлял, что неудачные пуски баллистической ракеты морского базирования "Булава" связаны не с ошибками конструкторов, а с несоблюдением требований технологического процесса при производстве ракеты. "Могу сразу сказать, что причина неудачных пусков не в конструкторских просчетах, а в отступлении от требований технологического процесса при производстве" - уверен Поповкин.

"Булава" должна стать в перспективе основой морских стратегических ядерных сил России. Она способна нести несколько ядерных блоков индивидуального наведения, мощностью до 150 килотонн каждый. Радиус действия "Булавы" - 8 тыс. км. Этой ракетой будут вооружены подводные ракетные крейсера стратегического назначения проекта 955 (шифр "Борей"), которые сейчас строятся на "Севмашпредприятии": "Юрий Долгорукий", "Александр Невский" и "Владимир Мономах" (по 12 твердотопливных баллистических ракет "Булава"). Однако, по данным СМИ, к настоящему моменту произведено уже 12-й пуск "Булавы", из которых семь были неудачными. К примеру, 11-й пуск, осуществленный 15 июля, закончился самоподрывом ракеты из-за нештатной работы одной первой ступени.

Несмотря на серию неуспехов при испытательных запусках, Министерство обороны России не намерено отказываться от "Булавы", и закладка четвертой подлодки проекта "Борей" состоится. Как считает глава ведомста Анатолий Сердюков, "причин на самом деле много, в том числе и неготовность производственной базы все делать точно", кроме того, сказался вопрос производственной дисциплины – кто-то пытался заменить материалы другими.

Гендиректор разрабатывавшего "Булаву" Московского института теплотехники Юрий Соломонов после последнего неудачного запуска ракеты ушел со своего поста. Его место занял Сергей Никулин, возглавлявший Московский машиностроительный завод "Вымпел". Тем не менее Соломонов сохраняет за собой пост генерального конструктора Московского института теплотехники.