КНР и РФ в 2010 г. смогут преодолеть негативную динамику двусторонней торговли
Чрезвычайный и Полномочный Посол КНР в России Ли Хуэй в интервью агентству "Интерфакс-Китай" оценил динамику товарооборота между Россией и Китаем и перспектив его роста
Москва. 11 февраля. INTERFAX.RU - Товарооборот между Россией и Китаем в 2010 году может вернуться к уровню 2008 года и составить свыше $55 млрд, заявил в интервью агентству "Интерфакс-Китай" Чрезвычайный и Полномочный Посол КНР в России Ли Хуэй, рассказав о том, как в Китае оценивают ситуацию по ряду ключевых вопросов двустороннего сотрудничества и важных международных проблем.
- Г-н посол, по данным Главного таможенного управления КНР, в 2009 г. на фоне мирового экономического кризиса товарооборот между Китаем и Россией снизился на 31,8% по сравнению с 2008 г. и составил $38,8 млрд. Когда, на Ваш взгляд, эта тенденция может измениться, что для этого следует предпринять российским и китайским партнерам?
- Под влиянием мирового финансового кризиса объем внешней торговли Китая в 2009 году снизился на 15%, в том числе товарооборот между Китаем и Россией снизился на 31%. Но следует отметить, что при падении товарооборота качество торгово-экономического сотрудничества двух стран в целом повысилось.
В 2009 году между странами было подписано много соглашений о сотрудничестве, в частности, соглашения о финансовом, энергетическом, научно-экономическом сотрудничестве. Выросли и инвестиции.
Я думаю, что по мере восстановления экономики и Китая, и России, в частности, и по мере восстановления мировой экономики, товарооборот наших двух стран постепенно повысится.
Я уверен, что в 2010 году объем товарооборота между Китаем и Россией возрастет. Мы бы хотели, чтобы объем товарооборота был больше, чем в 2008 году, чтобы он составил свыше $55 млрд. Для этого Китай и Россия должны реализовывать уже подписанные соглашения сотрудничества в рамках ныне существующих механизмов сотрудничества, расширять сотрудничество в инвестиционной, машиностроительной, судостроительной сферах и в области строительства инфраструктуры, железных дорог, энергетики и т.д.
Китаю и России необходимо в дальнейшем упорядочить торговлю, совершенствовать финансовое сотрудничество, создать благоприятные условия для осуществления взаимных расчетов, расширять межрегиональное сотрудничество, особенно сотрудничество между регионами Сибири и Дальнего Востока России и регионами Северо-Востока Китая, повышать уровень торгово-экономического сотрудничества между приграничными регионами наших государств.
Правительства Китая и России придают большое значение развитию двусторонних торгово-экономических связей. Предприятия двух стран очень заинтересованы в укреплении сотрудничества. У наших стран большая экономическая взаимодополняемость и огромные незадействованные потенциалы будущего развития. Китайские предприятия в 2010 году планируют принять участие в более, чем 200 выставках и ярмарках, которые состоятся в России.
Россия, в свою очередь, примет участие в ЭКСПО-2010 в Шанхае.
Я считаю, что при общих усилиях обеих стран китайско-российское торгово-экономическое сотрудничество в 2010 году выйдет на более высокий уровень.
- Планируется ли увеличивать долю расчетов в национальных валютах в торгово-инвестиционном сотрудничестве Китая с Россией?
- Осуществление расчетов в национальных валютах Китая и России уже прошло два этапа. Первый начался в марте 2003 года, когда в экспериментальном порядке началось осуществление расчетов в национальных валютах в приграничных регионах наших стран, главным образом, в провинции Хэйлунцзян и ее партнерах-регионах России - нескольких субъектах РФ. Второй этап начался в 2007 году, когда Народный банк Китая (китайский Центробанк - ИФ) и Центральный банк России подписали конкретное соглашение об использовании китайского юаня и рубля в расчетах в приграничных регионах Китая и России. Соглашением было предусмотрено, что практика ведения расчетов в национальных валютах расширится от Хэйхэ в Китае и Амурской области в России на все приграничные регионы двух стран, от отрасли торговли до туристический и других отраслей обслуживания.
За время, когда подобная практика имела место в приграничной торговле и сфере туризма, доля товарооборота от торговых операций, расчеты которых велись в национальных валютах Китая и России, составила 1% от общего товарооборота двух стран. Доля взаиморасчетов в юанях и рублях в провинции Хэйлунцзян, КНР, выросла с 0,5% в 2003 году до 7,1% в 2008 году. Однако, под влиянием мирового финансового кризиса в 2009 году количество операций расчетов в национальных валютах Китая и России через банки двух стран снизилось.
В настоящее время масштаб, объемы и доля расчетов в национальных валютах не велики. Российский рубль в расчетах используется гораздо больше, чем китайский юань. Использование рубля за истекший период составило 99% среди общего объема расчетов.
Главная причина незначительной доли расчетов в национальных валютах в двусторонней торговле между нашими странами заключаются в том, что китайский юань является неконвертируемой валютой. Пока не сформирован официальный обменный курс между китайским юанем и рублем, расчеты фактически осуществляются с помощью доллара США, существует определенный риск, связанный с обменным курсом.
В настоящее время между Россией и Китаем не полностью отработаны линии межбанковских операций по переводу наличных средств, таможенный тариф и платы за переводы наличных довольно высоки. Предприятия двух наших стран еще не достаточно хорошо знают о практике осуществления расчетов в национальных валютах, имеется определенная склонность компаний к использованию доллара США. Кроме того, наблюдаются сравнительно большие колебания курса рубля, что тоже оказывает влияние на распространение взаимных расчетов в национальных валютах.
В долгосрочной перспективе расчеты в национальных валютах между Китаем и Россией будут играть активную роль для предотвращения риска, связанного с курсом валюты третьих стран и будут содействовать стабильному развитию двусторонней торговли.
В настоящее время под руководством центральных банков двух стран, в рамках Подкомиссии по финансовому сотрудничеству при Комиссии по подготовке регулярных встреч между премьерами двух стран, активно изучают возможности развития и поддержки этого проекту. В Китае и в России прилагают усилия к решению ключевых вопросов, сдерживающих развитие практики ведения расчетов в национальных валютах.
Я уверен, когда условия позволят, наши страны повысят долю расчетов в национальных валютах в двусторонней торговле и инвестициях, чтобы обеспечить успешное развитие двусторонних торгово-экономических связей.
- Как Вы оцениваете шансы достижения договоренностей между китайской CNPC и «Газпром» о цене российского газа для КНР? Заинтересован ли Китай в расширении поставок газа и нефти из России и как китайская сторона относится к идее перехода на расчеты в рублях и юанях за российские энергоносители?
- Насколько мне известно, после того, как в октябре прошлого года "Газпром" и CNPC подписали "Рамочное соглашение об основных условиях поставки природного газа из России в Китай", обе стороны провели много раундов переговоров и подписали "Соглашение об основных условиях поставок газа из России в Китай". Я уверен, что на основе взаимной выгоды и всестороннего изучения ситуации на китайском рынке, с учетом таких объективных факторов, как конъюнктура и перспективы ценообразования газа на мировом и региональных рынках, обе стороны непременно найдут способы разрешения вопроса по определению формулы ценообразования.
- Заинтересован ли Китай в расширении поставок газа и нефти из России и как китайская сторона относится к идее перехода на расчеты в рублях и юанях за российские энергоносители?
- Китай и Россия ранее подписали пакетное соглашение о сотрудничестве в области нефти, которое включает в себя соглашение о строительстве ответвления от нефтепровода ВСТО в сторону Китая, соглашение о кредитовании, соглашение о торговле нефтью и соглашение о поставках газа, которое уже было упомянуо.
Это показало, что обе стороны готовы расширить поставку нефти и газа из России в Китай. Это будет стимулировать диверсификацию экспорта нефти и газа из России и развитие Дальнего Востока России, а также будет способствовать диверсификации энергетического импорта и улучшения структуры энергетического потребления КНР.
Энергетическое сотрудничество имеет важное значение для повышения уровня двустороннего практического сотрудничества, укрепления и развития китайско-российских отношений партнерства и стратегического взаимодействия.
Китай позитивно относится к идее использования рубля и юаня в расчетах по поставкам российской нефти и газа, но считает, что это поэтапный процесс. этот вопрос требует внимательного изучения со стороны финансовых органов и соответствующих предприятий обеих стран.
- Россия и США весьма близки к подписанию нового договора по СНВ, предусматривающего радикальное сокращение ядерных вооружений и их носителей. Как в Китае относятся к этому?
- Россия и США являются крупнейшими в мире ядерными державами и поэтому несут особую, приоритетную ответственность за ядерное разоружение. Мы приветствуем начало новых двусторонних переговоров по договору о ядреном разоружении между Россией и США и надеемся на скорейшее достижение договоренностей между двумя странами и принятие практических действий по значительному сокращению ядерного оружия. Это будет способствовать реализации целей мирового сообщества по всеобъемлющему ядерному разоружению.
Ядерная политика и ядерная стратегия Китая совершенно прозрачны. Мы всегда придерживаемся ядерной стратегии, направленной на самооборону. Китай привержен взятым на себя безоговорочным обязательствам никогда и ни при каких обстоятельствах не применять ядерное оружие первым, не применять и не угрожать применением ядерного оружия по отношению к неядерным странам и зонам, свободным от ядерного оружия.
Китай является ответственным и миролюбивым государством, всегда выступал и активно выступает за полное запрещение и полное уничтожение ядерного оружия, выступает против любых форм распространения ядерного оружия, и активно участвует в международном сотрудничестве по ядерному нераспространению и предотвращению ядерного терроризма.
Китай готов совместно со всеми заинтересованными сторонами и впредь продолжать содействовать международному процессу ядерного разоружения, внести в этот процесс позитивный вклад.
- Какова реакция Пекина на стратегию США по созданию глобальной системы ПРО?
- Позиция китайской стороны по вопросам развития системы ПРО является четкой и последовательной. Мы не одобряем создания системы ПРО. Мы считаем, что такая система может нарушить нынешний стратегический баланс и стабильность, может привести к эскалации напряженности в мире и даже повлечь за собой новую гонку вооружений, которая распространится и на космическое пространство.
Создание системы ПРО также не благоприятно для международных усилий по предотвращению распространения оружия массового уничтожения.
Мы выступаем за поиск способов решения вопросов безопасности путем внимательного и серьезного диалога с учетом интересов всех сторон, без ущерба международным усилиям по разоружению и контролю над вооружениями. Мы надеемся, что заинтересованные в создании ПРО стороны с осторожностью будут действовать с осторожностью.
- В последнее время ситуация вокруг иранской ядерной программы имеет тенденцию к осложнению и все громче звучат предложения о необходимости новых международных санкций против Ирана после того, как Тегеран не выполнил ключевых обязательств, принятых на переговорах в Женеве в октябре 2009 года. О возможности поддержки таких санкций заявляли и российские официальные лица. Скажите, в Пекине полностью исключают возможность применения подобного рода мер против Тегерана или КНР все же на каком-то этапе (если власти Ирана будут по-прежнему игнорировать требования международного сообщества в свой адрес) сможет поддержать новые санкции?
- Китай выступает решительно против ядерного распространения. Наряду с этим мы считаем, что страны мира имеют права на мирное использование ядерной энергетики.
Позиция китайской стороны по ядерной проблеме Ирана является четкой, последовательной, без каких-либо изменений. Китай сторона выступает за решение этого вопроса в рамках стратегии “двух треков”.
Мы всегда считали и считаем, что оптимальным путем решения этого вопроса являются дипломатические переговоры. В настоящее время соответствующие стороны продолжают дипломатические усилия, для которых по-прежнему существует пространство.
Китайская сторона уверена, что в настоящее время, исходя из обстановки в целом и долгосрочной перспективы, задачей первостепенной важности для всех заинтересованных сторон является попытка активизировать дипломатические усилия, необходимо вести более гибкую и прагматичную политики, содействовать достижению прогресса в диалоге и переговорах, скорейшему мирному разрешению ядерного вопроса Ирана в целях обеспечения действенности междунородной системы нераспространения, мира и стабильности на Ближнем Востоке. Китайская сторона готова и впредь прилагать свои усилия для этого.
- Как Вы оцениваете перспективы возобновления шестисторонних переговоров по денуклеаризации Корейского полуострова, в том числе с учетом начинающегося двустороннего диалога между США и КНДР?
- Китайская сторона постоянно поддерживает контакты со всеми заинтересованными сторонами по вопросам, связанным с денуклеаризацией Корейского полуострова. Мы активно оцениваем диалог между США и КНДР, с одобрением относимся к усилиям сторон, направленным для восстановления шестисторонних переговоров.
Содействие переговорному процессу шестисторонних переговоров, всесторонняя реализация целей, четко зафиксированных в "Совместном заявлении от 19-ого сентября" 2005 года является общим стремлением всех сторон.
Китай надеется, что соответствующие стороны приложат совместные усилия, содействуя скорейшему возобновлению шестисторонних переговоров для продвижения денуклеаризации Корейского полуострова, обеспечения мира, безопасности и стабильности на Корейском полуострове и в Северо-Восточной Азии.
Китайская сторона готова поддерживать контакты по этому вопросу со всеми заинтересованными сторонами.