Нужно отделять политические и экономические вопросы
Министр экономики и коммуникаций Эстонии Юхан Партс рассказал "Интерфаксу" о том, как развиваются экономические отношения России и Эстонии и какое влияние на них оказывает политика
Москва. 15 февраля. INTERFAX.RU - Министр экономики и коммуникаций Эстонии Юхан Партс в интервью корреспонденту "Интерфакса" Аркадию Присяжному изложил свое видение развития эстонско-российских экономических отношений.
- В Эстонии недавно прошел представительный бизнес-форум с участием представителей 25 стран, использующих железную дорогу с широкой колеей. Главное внимание на нем было уделено России, представители которой прямо заявляли, что расширению сотрудничества с Эстонией мешают политические коллизии. Приводились в пример события, связанные с Бронзовым солдатом, отношение в Эстонии к ветеранам, воевавшим против гитлеровской Германии. На ваш взгляд, политика мешает развитию экономических отношений?
- И да, и нет. Если политический климат в отношениях между соседями хороший, то и экономическое сотрудничество развивать легче. Что касается Эстонии, то она всегда хотела иметь с Россией добрососедские отношения. Думаю, что слишком горячая, на наш взгляд, реакция нашего соседа на перенос памятника в апреле 2007 года уже остывает и нужно делать все, чтобы политическая составляющая не была чрезмерно большой.
В нашей стране предпочитают свободные, прозрачные отношения, где настоящим победителем становится потребитель. Для нас очень важны такие принципы ведения бизнеса, как действующий рынок, свободное передвижение товаров, разделение монопольной инфраструктуры – то, что характеризует свободные и непредвзятые рыночные отношения.
Но когда под завесой слов о патриотизме хотят искусственно сохранить свою долю рынка, надо осознавать, что в перспективе такой подход не эффективен и не дальновиден. Он ведет к закрытости и как результат - снижению конкурентоспособности. Закрытость в сочетании с местным патриотизмом ведут к ущемлению интересов предпринимателей и граждан в целом.
Нужно отделять политические и экономические вопросы. Это как за столом: невозможно смешивать все блюда в одно. Или, как говорят в России – мухи отдельно, котлеты отдельно.
- Ранее в Эстонии уделялось огромное внимание развитию транзита российских товаров. Но год-полтора назад, после событий с Бронзовым солдатом, вдруг возникла довольно острая дискуссия о том, нужен ли вообще Эстонии транзит. Премьер-министр Андрус Ансип, например, заявлял, что транзит играет маргинальную роль в экономике и на него можно не обращать внимания. Бизнесмены и ученые же говорят, что в ВВП государства на него приходится чуть ли не восемь-десять процентов. Что бы вы сказали пессимистам?
- Если говорить о процентах, то точную цифру, конечно, привести трудно, но доля транзитного сектора в нашем ВВП составляет где-то между 5 и 10 процентами.
Экономика Эстонии не может нормально функционировать без перемещения грузов по ее территории. Вспомним, что в еще Средневековье наши города были членами Ганзейского союза, по нашей территории проходили торговые пути из Европы в Россию и обратно. Транзит всегда был и всегда будет нужен. Эстония не имеет права замыкаться в себе.
Здесь особая роль принадлежит, по нашему мнению, железной дороге. На сегодня мы, наверное, единственная страна в Европе, где государству принадлежит меньшая доля рынка железнодорожных перевозок, чем частному капиталу железнодорожного предпринимателя.
Но при этом государство, как собственник не взимало и не планирует в ближайшие годы взимать дивиденды с Эстонской железной дороги: все свободные средства будут направлены на инвестиции в железную дорогу.
Для сравнения: мы планируем в ближайшие годы профинансировать из государственного бюджета около 2,5 миллиардов крон на развитие движения поездов. Это 25 процентов от всей суммы, выделяемой из фондов ЕС на развитие транспортного сектора. А в то же время, например, сеть шоссейных дорог Эстонии в 50 раз больше железной дорожной части!
Кстати, государство освобождает руки для частного сектора и в портовом хозяйстве. Наряду с принадлежащим государству Таллиннским портом у нас успешно действуют и частные порты.
На наш взгляд, именно железная дорога в сочетании с морским транспортом смогут решить самое узкое на сегодня место в российском транзите через нашу страну: ликвидировать огромные очереди грузовиков на границе. Заинтересованность в этом проявил и глава Российской железной дорог Владимир Якунин, принявший участие в бизнес-форуме.
- На этой же конференции Владимир Якунин заявил, что российская сторона уже в конце нынешнего года может начать поставки нефтепродуктов на мировой рынок через свой порт в Усть-Луге. Как это может сказаться на Эстонии, которая получала значительную прибыль от перевалки такого рода товаров?
- Мы понимаем желание России развивать собственные порты. Но считаем также, что в приказном порядке потоки грузов регулировать невозможно. Выбор здесь ложится на конкретного отправителя товаров, и он решает, куда, кому, через какие порты направлять грузы.
Если мы думаем о будущем экономик России, Европейского союза, то транзит не самоцель, он не нужен сам по себе. Он нужен для доставки грузов и развития тем самым наших экономик в целом. И здесь наверняка найдется место и для нас как члена Евросоюза, мы видим здесь возможности и для эстонских портов.
Если мы будем предлагать хорошую цену, хорошие условия, то поток товаров шел и будет идти и через нашу страну. И дело государства здесь не регулировать, кому и через какие порты отправлять какие грузы, а создавать лучшие условия для бизнеса: путем тарифной политики, создания инфраструктуры. Несмотря на всяческие пессимистические прогнозы, мы, например, сейчас строим на границе с Россией новые железнодорожные мощности на переходе "Койдула", вкладываем средства в реконструкцию Таллинского порта.
- Что такое Россия для экономики Эстонии?
- Это факт, что Россия для Эстонии является огромным рынком и Эстония стремится стать вызывающим доверие партнером. И хотя наш рынок для восточного соседа невелик, мы являемся частью огромного рынка ЕС и в этом плане можем представлять для России значительный интерес.
Сейчас во внешнеторговом обороте Эстонии на Россию приходится около 9 процентов. Этого довольно мало, учитывая потенциал обеих сторон. Мы смотрим на Россию, прежде всего с точки зрения кооперации с отдельными регионами, главным образом с Северо-западом, это очень конкурентоспособный регион. Мы говорим добро пожаловать российским инвестициям, прежде всего малым и средним предприятиям. Рынок Эстонии мал, у нас проживает всего 1,35 миллиона человек. Но Эстония - это часть Европейского союза , часть его внутреннего рынка с его свободой передвижения людей и товаров и это должно быть привлекательным для российского бизнеса. Кроме того, мы знаем ваш рынок, знаем ваш язык. И наша сила – в открытости и прозрачности для зарубежных инвестиций. Всех – вне зависимости от национальностей и государств.
- В каких сферах экономики вы ждали бы, прежде всего, российских инвесторов?
- У нас нет крупных отраслей и крупных предприятий и потому риск для инвесторов минимизирован. Особое внимание обращаем на развитие наукоемких технологий. Мы хотим видеть предприятия с академическим потенциалом. Среднее промышленное предприятие в Эстонии насчитывает от 100 до 500 человек, оно ориентируется на экспортный рынок. На нем легче внедрять новые технологии и здесь быстрее окупаются инвестиции.
Например, мало кто знает, что известная во всем мире компьютерная программа Skype разрабатывалась у нас. Сейчас ею занята огромная американская корпорация, но начиналось все у нас. Наша цель – предпринимательство в сочетании с академическим потенциалом. Государство выделяет около 1,5 процента валового внутреннего продукта на инновационные программы. Это самые разнообразные разные программы и в них могут принимать участие и российские предприятия, и российские университеты, здесь есть потенциал и для российской академической среды.
Сейчас, например, во многих странах мира интересуются нашим так называемым электронным правительством. Оно затрагивает не только сферы управления, но и любого члена общества. Любой житель может решать электронным путем свои вопросы в различных департаментах, оплачивать счета, оформлять документы, совершать сделки, получать различные услуги вплоть до выписывания электронных медицинских рецептов и тому подобное. Мы шли к этому с начала 1990-х годов, для нас этот наукоемкий элемент управления стал одной из основ функционирования демократического государства.
- Россия намерена построить в Калининградской области Балтийскую атомную электростанцию с мощностью, которая значительно превышает потребности самой области. В СМИ Эстонии уже звучат опасения, что этот проект станет серьезным конкурентом для новой Игналинской АЭС, в строительстве которой собираются принять участие страны Балтии и Польша. Говорится даже, что проект новой Игналины обречен, так как банки не дадут деньги под строительство станции с непонятным кругом владельцев и неясным будущим. Эстония как потенциальный участник игналинского проекта не боится такого конкурента?
- Прежде всего, у нас очень мало информации о Балтийской АЭС под Калининградом. Решение нашей страны – сектору атомной энергетики быть. Это утверждено даже парламентом. Каким путем и откуда, а также в каком объеме к нам придет атомная электроэнергия – из Литвы, Финляндии или будем строить свою АЭС – другой вопрос.
- Но вы готовы закупать российское электричество?
- На днях глава государства Тоомас Хендрик Ильвес подписал обновленный закон о рынке электроэнергии. Согласно этому закону, с 1 апреля мы готовы закупать электроэнергию в объеме до 35 процентов потребностей и из третьих стран, то есть не являющихся членами Европейского союза. Это может касаться и России. Главное здесь условие – закупки должны производиться через электробиржу. А физические и технические возможности для этого есть еще с советских времен.