Банки: новый взгляд на инвестбизнес

Банки, настороженно относящиеся к прямому кредитованию, все активнее смотрят на фондовый рынок. Между тем сами же банкиры напоминают, что чрезмерное увлечение рынком ценных бумаг, как и любая крайность, может быть опасным

Москва. 11 мая. FINMARKET.RU - Российские банки, понесшие многомиллиардные убытки на рынке ценных бумаг в 2008 году, в последние месяцы не только на него вернулись, но и компенсируют за его счет сокращение кредитных портфелей.

Многие крупные игроки, пытаясь увеличить маржу, задумались о перестройке инвестиционного и корпоративного бизнеса. Одни объединяют эти два направления, а другие, не имевшие инвестбизнеса ранее, создают специальные подразделения. Сама идея сближения корпоративного и инвестиционного бизнеса не нова, однако с наступлением кризиса сотрудничество этих двух блоков еще больше усилилось.

ЦБ и международные рейтинговые агентства пока не видят в этом проблем. Между тем участники рынка, опрошенные агентством "Интерфакс", менее оптимистичны. Они уже советуют коллегам более взвешенно относиться к принимаемым на себя рискам.

Возврат к капиталу, долговому

В начале кризиса в плане заработка пролегла пропасть между коммерческим и инвестиционным банкингом. "Инвестиционный бизнес очень хорошо зарабатывал деньги в последнее время - 2009 год оказался для него очень удачным. В коммерческой части, в свою очередь, основная проблема - это растущая просрочка по кредитам, которая "съела" все заработки в прошлом году", - отмечает руководитель дирекции анализа долговых рынков компании "Уралсиб Кэпитал" Дмитрий Дудкин.

Видимо, поэтому многие банки задумались о сближении этих двух блоков, чтобы также обойти проблемы, которые присутствуют и в том, и в другом направлении.

Вместе с тем сам рынок инвестбанковских услуг в прошлом году сильно изменился. При этом в начале 2009 года инвестиционного бизнеса в его классическом виде, как бизнеса по привлечению капитала, не было совсем, и все думали, что он "умер" надолго, отмечает начальник управления корпоративного финансирования и инвестиционно-банковских операций Райффайзенбанка Никита Патрахин.

Потом шок прошел, и постепенно стал оживать рынок долгового капитала, который сейчас функционирует в целом нормально. С рынком акций все было сложнее: он долгое время совершенно не работал и только недавно стал оживать.

Эксперты считают, что банки, тем не менее, пока не готовы делать большие инвестиции в акции. Риск-менеджмент еще какое-то время будет консервативным в отношении портфелей акций, его очень напугали проблемы с ликвидностью в конце 2008 года, когда все активы упали в цене, а акции - больше всех, подчеркивает Д.Дудкин.

Что касается рынка облигаций, то он пока остается более привлекательным для банков. Имея большие запасы ликвидности и по-прежнему испытывая неуверенность в заемщиках, банки предпочитают именно этот инструмент инвестирования.

Бумажный уклон

Согласно данным ЦБ РФ, на начало марта кредитный портфель банков нефинансовым организациям по сравнению с началом года снизился на 0,1%. В тот же период времени вложения банков в облигации выросли на 7%. При этом доля вложений в облигации в активах банковского сектора продолжает расти: на них приходится уже 12,4% активов против 6,3% на начало прошлого года.

"Крупные российские банки со второй половины года испытывали повышенный интерес к квазикредитованию, то есть часто выкупали весь выпуск размещаемых облигаций или их львиную долю. Таким образом, они получали быстрый и надежный доступ к ликвидности, поскольку облигации в отличие от портфеля кредитов легче продавать, по ним можно создавать меньшие резервы, а также легче реповать в Банке России", - отмечает младший вице-президент рейтингового агентства Moody's Евгений Тарзиманов.

"Если в целом во второй половине 2009 года на рынке царил умеренный оптимизм, то в конце 2009 - начале 2010 года инвесторы начали буквально сметать долговые бумаги. В условиях, когда качественных заемщиков осталось мало, а искать их стало трудно, банки начали активнее покупать ценные бумаги", - добавляет Р.Пивков.

Тенденция увеличения инвестиций в ценные бумаги не нова, отмечает директор группы рейтингов финансовых институтов парижского офиса Standard & Poor's Екатерина Трофимова. "Эта тенденция очень явно проявилась в кризисе, и сейчас она просто продолжается. Это опять-таки связано с сохраняющейся неопределенностью в отношении заемщиков, осторожным отношением банков к прямому кредитованию, потребностью в ликвидности", - считает она. При этом аналитик подчеркивает, что ликвидность облигаций при общих равных условиях несколько выше, чем ликвидность кредитов. Под многие ценные бумаги можно рефинансироваться в ЦБ, под кредиты тоже можно, но это, по ее мнению, очень непростой и небыстрый процесс.

Тональность лидеров

На рынке инвестиционных услуг в последний год выделяются ВТБ и Сбербанк РФ, которые активно усиливали свои инвестиционные направления. Сбербанк, например, сейчас ведет активный наем сотрудников в управление корпоративных финансов, созданное в декабре 2009 года для развития инвестиционно-банковских услуг, сообщил агентству "Интерфакс" представитель банка. Основными направлениями работы нового управления, в котором уже 30 сотрудников, являются консультационные услуги по организации и проведению сделок слияний и поглощений (M&A), по реструктуризации и организации публичных и частных размещений акций компаний, организация и предоставление структурированного и синдицированного финансирования.

Сбербанк рассматривает ценные бумаги как инструмент поддержания ликвидности баланса, говорил в марте заместитель председателя правления банка Антон Карамзин. "Удельный вес кредитов в общей доле активов снизился до почти 70%. Это то соотношение, о котором мы всегда говорили, к которому мы стремимся. Банки считают хорошим удельный вес в 70-75%. Сейчас мы вышли в этот уровень и намерены в нем пока оставаться", - добавлял он. По итогам первого квартала портфель ценных бумаг Сбербанка увеличился на 47,3% и достиг 1,549 трлн рублей. Наиболее значительно вырос портфель облигаций Банка России и ОФЗ (рост на 417 млрд рублей), субфедеральных и корпоративных облигаций.

ВТБ также планирует быть активным на инвестиционном рынке в этом году. Как заявлял в конце марта заместитель председателя правления Герберт Моос, чистую прибыль в 50 млрд рублей по итогам 2010 года поможет заработать "комбинация инвестиционного бизнеса с розничным и корпоративным". При этом зампред правления отмечал, что ВТБ в конце 2009 года уже начал компенсировать сокращение объема кредитного портфеля, более активно работать с ценными бумагами.

"В последнее время ВТБ приобретал бумаги эмитентов, размещенных группой. Мы организовывали размещение и приобретали их ценные бумаги. Мы считаем, что это правильная работа с клиентами, торгуя и инвестируя собственные средства в ценные бумаги таких эмитентов, мы обеспечиваем довольно ускоренную оборачиваемость средств", - говорил он.

Новый расклад

Еще в начале прошлого года банки старались в основном "уйти от риска" по всем основным направлениям инвестбанкинга, в частности, резко снижали лимиты и их количество по межбанковскому кредитованию, сокращали вложения в акции, старались продать некачественные бумаги. Однако к середине 2009 года они почувствовали, что выходят из кризиса.

"К середине прошлого года мы поняли, что инвестиционный рынок скорее жив, чем мертв. Это заставило нас вернуться к своим идеям точек развития и начать набирать активность", - говорит старший вице-президент Номос-банка Роман Пивков, отмечая, что в 2009 году портфель ценных бумаг "Номоса" показал доходность около 40% годовых.

Другие банки также в прошлом году активно реформировали инвестиционный бизнес. В частности, специализированные дочерние подразделения создали банк "Глобэкс", принадлежащий ВЭБу, и подконтрольный "РЖД" Транскредитбанк (ТКБ).

Для ТКБ основной целью создания инвестиционной компании была интеграция инвестиционно-банковских ресурсов "РЖД" в одной структуре с целью повышения эффективности этого направления. При этом существенных изменений в работе банка не предвидится.

"Мы продолжим наращивать присутствие в основных сегментах наших корпоративных клиентов. В бизнес-плане заложен достаточно агрессивный показатель роста объема и прибыли корпоративного бизнеса. Мы уделим повышенное внимание таким вопросам, как работа с малым бизнесом и управление рисками, в полной мере учтя опыт 2008-2009 годов", - сказал представитель ТКБ.

Создание инвестиционной компании при банке - это источник получения дополнительных доходов и ресурс привлечения в банк дополнительной клиентуры, считает президент, председатель правления "Глобэкса" Виталий Вавилин.

"К примеру, банкам сложно заниматься проектным финансированием, так как довольно часто это требует начисления больших резервов, что не всегда положительно сказывается на балансовых показателях. Очень часто при проектном финансировании необходимо не просто предоставить кредитные ресурсы, но и привлечь инвестиционный капитал. Но при этом проектное финансирование, как правило, дает больше доходности, чем простое кредитование", - отметил глава "Глобэкса". По его словам, создание инвестиционной компании во многом способствуют решению таких проблем.

Вместе с тем "Глобэкс" в дальнейшем должен передать "Глобэкс Капитал" в управление "ВЭБ Капитала". "На сегодня есть решение наблюдательного совета Внешэкономбанка о том, что банк "Глобэкс" должен свою инвестиционную "дочку" и ее бизнес передать компании "ВЭБ Капитал", - сказал он.

Альфа-банк иначе изменил работу инвестиционного направления - он объединил его с корпоративным. "Существует классическая модель корпоративно-инвестиционного банка, которая работает во всем мире. Мы на своем опыте убедились, что это оптимальный вариант, и в 2009 году завершили объединение корпоративного и инвестиционного бизнеса Альфа-банка в единый корпоративно-инвестиционный блок", - сообщил зампред правления Альфа-банка, соруководитель корпоративно-инвестиционного блока Владимир Татарчук.

У банка "Санкт-Петербург" инвестиционной деятельностью занимается дирекция корпоративных финансов внутри банка. "Если до кризиса большим спросом пользовались услуги дирекции, связанные с привлечением финансирования, то в кризисный период - услуги, связанные с реорганизацией компаний и структурированием бизнеса, которые направлены на повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятий", - сказал представитель банка.

Банк "Санкт-Петербург" в 2009 году принял участие в 10 выпусках облигаций на общую сумму 83 млрд рублей, в 2008 году - в 12 выпусках на 60,5 млрд рублей. Банк ожидает увеличения активности рынка облигаций в текущем году по сравнению с прошлым и, соответственно, планирует увеличить объем эмиссий, в размещении которых будет принимать участие.

Расстановку сил на рынке инвестбанкинга изменил кризис, признают его участники. "До кризиса на нем были клиенты первого, второго и третьего эшелона. С первым преимущественно работали иностранцы и госбанки. При этом рынок второго и третьего эшелона был открыт для всех. После кризиса с рынка полностью исчез сегмент третьего эшелона, и все развернули борьбу за качественного клиента - по сути, за первый эшелон. При этом очевидно усилились позиции госбанков", - говорит Р.Пивков из "Номоса".

Такие игроки, как банк "Траст", МДМ банк, теперь мало присутствуют на рынке, признают его участники. В то же время они отмечают усиление ВТБ, Сбербанка. По-прежнему сильными остаются команды "Тройки Диалог" и "Ренессанс Капитала". Удачное совмещение инвестбизнеса и традиционных банковских услуг демонстрируют Номос-банк, "Уралсиб", Банк Москвы, Промсвязьбанк.

Регулятор спокоен

В том, что банки вынуждены переходить от прямого кредитования к предоставлению ресурсов за счет покупки облигаций компаний, Банк России не видит ничего плохого. В частности, первый заместитель председателя ЦБ РФ Геннадий Меликьян полагает, что это тоже своего рода кредитование экономики.

"Мы рассматривали процесс покупки банками ценных бумаг, особенно облигаций, потому что акции - это часто участие в капитале, а вот облигации - это все-таки форма кредитования, просто через бумагу. Какая разница, я дал кредит прямо или же если я дал кредит через облигацию?", - говорит Г.Меликьян.

Первый зампред ЦБ отмечает, что банки ведут себя "достаточно интересно" в отношении инвестиций в ценные бумаги. Г.Меликьян напомнил, что после кризиса 1998 года доля бумаг в портфелях банков доходила до 40%, кредиты нефинансовым организациям занимали 25-30%. Потом в течение 2000-х годов доля ценных бумаг в банковских портфелях падала, а доля кредитов - резко росла. "Среднегодовой темп прироста ссуд в 2000-е годы был 40%, доля ссуд увеличилась, а ценных бумаг - уменьшилась", - сказал Г.Меликьян. Когда начался кризис осенью 2008 года, банки перестали кредитовать напрямую предприятия и стали покупать ценные бумаги, в частности облигации.

"А потом вдруг в феврале 2010 года все остановилось, мы даже не поняли, в чем дело, но многие считают, что в феврале поднялись цены на бумаги, доходность резко упала", - отмечает первый зампред ЦБ. По его словам, в феврале был спад в операциях банков с ценными бумагами. "Еще предстоит проанализировать, что произошло. По марту ситуация изменилась, был довольно приличный прирост по бумагам, причем и по акциям, и по облигациям", - сказал Г.Меликьян.

По мнению председателя Центробанка Сергея Игнатьева, активизируясь на инвестиционном рынке, российские банки не будут наращивать вложения в "мусорные" облигации. "Я думаю, что банки уже многому научились. Вряд ли они во все тяжкие пустятся", - сказал С.Игнатьев в начале апреля.

В рейтинговом агентстве Moody's также не видят повышенных рисков при активности банков на облигационном рынке. "При квазикредитовании у банков остается в основном (только) кредитный риск, а рыночный, по сути, уходит", - говорит Е.Тарзиманов.

Standard & Poor's отмечает, что российские банки всегда имели очень высокую склонность к вложениям в ценные бумаги. "Это всегда было фактором риска, но необязательно более значительным, чем риски по кредитным операциям", - сказала Е.Трофимова.

По ее мнению, тенденция наращивания вложений в ценные бумаги характерна не только для российских банков. "В мире в целом в кризис банки увеличили свои вложения в ценные бумаги и ликвидные активы, а неопределенность на рынке все еще высока. Подобная ситуация является прямым следствием кризиса", - считает аналитик.

В агентстве Moody's признают, что оценить качество сформированных в последние полгода портфелей ценных бумаг трудно. "Они еще не успели состариться, такие портфели должны пройти проверку временем", - сказал Е.Тарзиманов.

Закрывающееся окно

Между тем сами банкиры напоминают, что чрезмерное увлечение рынком ценных бумаг, как и любая крайность, может быть опасным. Не стоит забывать, что при приобретении ценных бумаг, помимо кредитного риска, инвестор несет еще и рыночный риск - то есть риск изменения рыночной оценки актива, говорят они. Кроме того, в отличие от кредитов по ним нет залога, нет возможности напрямую работать с клиентом.

"Российская экономика еще не до конца восстановилась после кризиса, и существует вероятность повторения кризисных явлений на рынке ценных бумаг. В случае разворота рынка инвесторы, берущие сейчас на себя чрезмерные риски, могут получить существенные убытки", - говорит Р.Пивков.

По его оценкам, разумное соотношение ценных бумаг к остальным активам в балансе российского банка составляет 15-20%.

В части управления портфелями в 2010 году Номос-банк, например, планирует переходить к более осторожной стратегии. "Долговой рынок серьезно вырос и уже сейчас превзошел докризисные значения. Мы задумались о сокращении риска в своем портфеле уже в конце 2009 года. В текущем году дюрация нашего портфеля будет сокращаться, к началу апреля она уже составила 1,5 года", - отмечает Р.Пивков. Кроме того, по его словам, банк планирует в 2010 году уменьшить объем вложений на рынке ценных бумаг минимум на 15%.

Президент - председатель правления банка ВТБ 24 Михаил Задорнов также напоминает о рисках. По его словам, на рынке есть банки, которые покупают облигации, закладывают их в Банке России, а затем на эти средства снова покупают облигации. "Это краткосрочный бизнес, на котором невозможно строить реальную политику. Как любой короткий заработок, это не то, что можно использовать долго. Это просто окно возможностей, которое открылось для банков в силу такой политики ЦБ", - сказал он.

"Доходность облигаций сейчас 7-7,2%. Такой большой доходности с Центральным банком не сделаешь. Поэтому есть опасность, что ситуация может развернуться, и соответствующие банки получат убытки по своим портфелям", - добавил он.

Существенная положительная разница между доходностью облигаций и ставкой прямого репо ЦБ позволяет банкам фактически совершать низкорискованные арбитражные операции, процентная маржа по которым может составлять в среднем от 2% до 6%, считает начальник аналитического управления МДМ банка Михаил Зак.

Теоретически банки стали бы быстрее пересматривать свою политику в области кредитования, если бы ЦБ одновременно с понижением ставки рефинансирования не понижал бы ставку прямого репо, а, наоборот, повысил ее, сузив спекулятивный диапазон для банков, отмечает М.Зак.

Е.Трофимова добавила, что очень многие банки еще в 2009 году активно инвестировали средства в ценные бумаги, в том числе и для того, чтобы компенсировать снижение ставок по кредитам. "Это, безусловно, одна из причин (увеличения вложений в бумаги), но на данный момент падение ставок все же замедлилось", - сказала она. Вместе с тем Е.Трофимова обратила внимание на то, что процентные ставки по вложениям в ценные бумаги также резко падают.