Развлечения прирастут миллиардами
В течение ближайшей пятилетки мировой рынок развлечений и СМИ будет увеличиваться на 5% в год, и к 2014 году его объемы достигнут $1,7 трлн. Российский рынок за пять лет вырастет с $16,38 млрд до $25,58 млрд
Москва. 15 июня. FINMARKET.RU - Ситуация в глобальной экономике не оказала влияния на процесс перемен в области цифровых технологий - здесь движущей силой является поведение потребителей. Между тем, в ближайшие пять лет именно цифровые технологии станут важнейшим фактором для всех сегментов индустрии развлечений и СМИ, отмечается в обзоре PricewaterhouseCoopers (PwC). Совокупные объемы всемирного развлекательного рынка вырастут с $1,3 трлн в 2009 году до $1,7 трлн, а темпы годового роста составят 5%, отмечают эксперты.
Регионом с самым быстроразвивающимся рынком прессы и развлечений в ближайшую пятилетку станет Латинская Америка, где совокупные темпы годового роста составят 8,8%, и к 2014 году рынок вырастет до $77 млрд, говорится в новом выпуске ежегодного исследования PwC "Всемирная индустрия развлечений и СМИ: прогноз на 2010-2014 годы" (Global Entertainment & Media Outlook 2010-2014).
Российский рынок также будет демонстрировать чудеса роста - по прогнозам экспертов, ежегодно он будет увеличиваться на 9,3%. И если в 2009 году объемы рынка, по оценке специалистов, составляли $16,38 млрд, то к 2014 году они достигнут $25,58 млрд. В частности, подъемы будут способствовать двузначные темпы роста в области интернет-рекламы, видеоигр, расходов на платное ТВ, а также потребительских расходов на получение доступа в интернет. При этом совокупные темпы годового роста потребительских расходов (без учета доступа в интернет) составят 5,9%, а рынок рекламы продемонстрирует до 2014 года показатель на уровне 10,2%. В результате через 5 лет объемы этих сегментов практически сравняются, составив $9,9 млрд и $9,6 млрд.
"Развитие российской индустрии развлечений и СМИ соответствует общемировым тенденциям, выраженным в расширении влияния Интернета и переходе на цифровые технологии. Следует отметить, однако, что данные процессы, проходят в России немного медленнее, чем в других странах, в силу специфики российского рынка, а также в связи с тем, что в краткосрочной перспективе все еще сохранится некоторая неопределенность в отношении роста потребительской уверенности", - отмечает старший менеджер практики по оказанию услуг компаниям в сфере коммуникаций, высоких технологий, индустрии развлечений и СМИ PricewaterhouseCoopers в России Илья Куртов.
По его словам, использование сети Интернет "стало громадным объединяющим опытом для миллиардов людей во всем мире". "Благодаря расширению цифрового доступа, росту мобильности и развитию общения в социальных сетях потребление всех видов и форм СМИ переместилось из области индивидуальной деятельности в область социального опыта, когда потребители используют социальные медиа для обмена мнениями и контентом", - заявляет эксперт.
"В настоящий момент мы наблюдаем некоторую фрагментацию рынка, которую игроки должны рассматривать как дополнительную возможность для общения с потребителем. Компании имеют шанс сформировать новые подходы в работе со своими клиентами, как с точки зрения предлагаемого контента, так и с точки зрения используемых каналов связи с потребителем", - отмечает И.Куртов.
Очень быстрый Интернет
В прошлом году Россия стала крупнейшим по объему рынком доступа в Интернет в Центральной и Восточной Европе (ЦВЕ), также заняв по этому показателю 7-е место среди стран Европы, Ближнего Востока и Африки (EMEA). За год россияне потратили на получение доступа к сети $2,9 млрд, а в ближайшие пять лет, по прогнозам экспертов, средние темпы годового роста сектора составят 15%. В результате объем российского рынка доступа увеличится до $5,9 млрд, "что будет сопоставимо с доходами от рекламы на телевидении", отмечают эксперты. При этом РФ занимает третье место среди стран ЦВЕ по количеству домохозяйств с телефонным доступом, и пятое - по количеству домохозяйств с широкополосным доступом.
В ближайшие пять лет в PwC ожидают почти трехкратного увеличения российского рынка рекламы в сети Интернет и мобильных сетях - с $569 млн в прошлом году до $1,69 млрд в 2014 году, при этом совокупные темпы годового роста составят 24,4%.
Смотреть и слушать
По данным PwC, по количеству домохозяйств, подключенных к платному телевидению, Россия является лидером среди стран Центральной и Восточной Европы - в нашей стране насчитывается 12,7 млн абонентов. Эксперты прогнозируют, что к 2014 году этот показатель увеличится до 19,7 млн домохозяйств, и РФ выйдет на третье место в регионе EMEA, уступив лишь Саудовской Аравии и Германии.
Впрочем, проникновение платного телевидения в России в 2014 году останется на сравнительно невысоком уровне - менее 40%. "Несмотря на то что сегмент IPTV еще не сильно развит в странах ЦВЕ и общее количество подписчиков в 2009 году составило 1,4 миллиона, 1 миллион абонентов из этой базы приходится на Россию", - отмечается в обзоре. По прогнозам специалистов, через пять лет количество российских абонентов увеличится до 4 миллионов.
Рынок телевизионной рекламы в РФ в 2009 году вошел в пятерку крупнейших в EMEA, достигнув
$3,3 млрд. Как ожидается, к 2014 году он увеличится до $5,1 млрд, а совокупные темпы годового роста ожидаются на уровне 9,5%.
Российскому рынку радиорекламы в кризисном 2009 году пришлось тяжело, и он продемонстрировал снижение сразу на 35,7%, до $283 млн. Впрочем, по прогнозу специалистов, за 5 лет рынок восстановится до $420 млн, совокупные темпы годового роста при этом станут самыми быстрыми в Центральной и Восточной Европе - 8,2%. "Благодаря данному показателю совокупные темпы годового роста всего рынка радио в странах ЦВЕ в течение 5 лет составят 4,4%, и сегмент вырастет с $981 млн в 2009 году до $1,2 млрд через пять лет", отмечают в PwC.
Кино и игры
"Несмотря на последствия мирового экономического кризиса, когда в России было приостановлено строительство новых мультиплексов, которые являлись ключевым драйвером роста кассовых сборов в предыдущие годы, в 2009 году российский рынок киноиндустрии вырос на 4,5% и оценивался в $1,2 млрд", - говорится в обзоре. И хотя по сравнению с ростом предыдущих четырех лет этот показатель был не так велик, российский рынков киноиндустрии стал одним из крупнейших в EMEA. При этом РФ вошла в число 6 стран, которые в прошлом году обеспечили 74% доходов всего региона.
Рост кассовых сборов отечественных кинотеатров в 2009 году был весьма незначительным (5%) в сравнении с взлетом в 2008 году (58,1%). В PwC ожидают, что совокупные темпы годового роста для кассовых сборов в течение следующих пяти лет будут значительными, а на Россию придется 63% от их увеличения в регионе ЦВЕ. В целом же объемы рынка киноиндустрии в 2014 году достигнут $1,78 млрд при совокупных темпах годового роста в 8,4%.
В ближайшую пятилетку россияне продолжат тратиться и на онлайн-игры - по прогнозам специалистов, отечественный рынок продемонстрирует максимальный рост, увеличившись с $245 млн в 2009 году до $723 млн в 2014 году, а годовые темпы роста составят 24,2%. Как ожидается, в текущем году Россия станет третьей страной по объему рынка онлайн-игр в регионе EMEA. При этом объем российского рынка видеоигр увеличится за пять лет с $760 млн до $1,3 млрд при совокупных темпах годового роста в 11,1%.
В печать!
В прошлом году объем российского газетного рынка составил $1,6 млрд. При этом рынок рекламы в газетах на фоне экономического кризиса упал за год на 35% - до $280 млн. Однако к 2014 году, по прогнозам экспертов, объем рынка рекламы в печатных газетах составит уже $421 млн.
Объем рынка потребительских журналов в РФ в 2009 году оценивается экспертами в $908 млн. При этом на размещение рекламы в печатных журналах в прошлом году было затрачено $429 млн, а дальнейшие совокупные темпы роста затрат составят 4,4% в год. На покупку журналов россияне в 2009 году потратили $476 млн.
В секторе наружной рекламы в регионе EMEA максимальные темпы роста, по прогнозам специалистов, продемонстрирует Центральная и Восточная Европа, во многом благодаря значительным доходам на российском рынке. В прошлом году "в результате экономической нестабильности" объем рынка снизился на сразу на 40,5%, до $858 млн, что стало самым значительным снижением среди стран Европы, Ближнего Востока и Африки. Впрочем, в 2014 году объемы рынка наружной рекламы достигнут $1,3 млрд (40% общего роста всего объема рынка стран EMEA), с совокупными темпами годового роста в 9,5%.