Сдать в утиль-2

Минпромторг в рамках программы утилизации старых автомобилей выдал почти 200 тыс. запланированных свидетельств. Но со дня на день мы начинаем второй этап программы, который обойдется бюджету еще в 10 млрд рублей

Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 21 июня. FINMARKET.RU - Первая часть программы по обмену старых автомобилей на ваучер, который позволит приобрести нового "железного коня" российской сборки со скидкой в 50 тыс. рублей, подошла к своему логическому концу - выделенные на нее деньги кончились. Но министерство промышленности и торговли готовится ко второму этапу. Ведь государству так понравились результаты, что вслед за первыми 10 млрд рублей на выкуп автохлама пойдет еще 10 млрд.

Очередные 10 млрд рублей

Минпромторг РФ в рамках программы утилизации старых автомобилей выдал почти 200 тыс. запланированных свидетельств, сообщил директор департамента автопрома министерства Алексей Рахманов журналистам в понедельник.

"Мы считаем программу завершенной. Завтра-послезавтра мы начинаем второй этап программы", - сказал А.Рахманов.

Он отметил, что документы по второму этапу программы согласованы с Минфином и министерством экономического развития, и для утверждения в правительство документы будут внесены в ближайшее время. Ожидается, что в рамках второго этапа будет выдано еще 200 тыс. сертификатов, а финансирование оставит 10 млрд рублей.

А.Рахманов отметил, что второй этап программы будет проходить на таких же условиях, как и первый этап. "Не видим никаких причин для внесения изменений", - сказал он, отвечая на вопрос о возможном изменении программы утилизации.

Он пояснил, что программа в РФ в отличие от программ в других странах работает не на ликвидацию запасов автомобилей, а на увеличение производства российскими автокомпаниями.

Из общего числа проданных автомашин в рамках программы 10% пришлось на Москву и Санкт-Петербург.

Основная часть сертификатов в рамках II этапа будет выдана в 2010 году (около 70%) и часть в 2011 году, отметил А.Рахманов. "Скорее всего, основной объем выданных сертификатов (в рамках второго этапа) придется на этот год", - сказал директор департамента автопрома Минпромторга.

"Мы готовы наши требования снизить" - сказал он, комментируя вопрос о коэффициенте 1 к 3 (отношение проданных машин в рамках программы и выданных сертификатов), если "потребители готовы ждать автомобиль 4-5 месяцев".

В настоящее время министерство ведет консультации с ведомствами и производителями о программе по стимулированию спроса на коммерческие автомобили, спецтехнику и автобусы. А.Рахманов не уточнил, когда может быть запущена данная программа, но отметил, что среди мер по увеличению спроса могут быть налоговые льготы, технический регламент и премия за утилизацию старого автомобиля.

Министерство в настоящее время также работает над сокращением сроков компенсации автодилерам платы за утилизацию с 20 до 7 дней.

О том, что финансирование программы утилизации старых автомобилей в этом году необходимо увеличить на 10 млрд рублей, в начале июня заявил премьер-министр Владимир Путин. "Считаю необходимым увеличить финансирование в этом году по этой программе еще на 10 млрд рублей и прошу представить предложения по плавному выходу из этой программы в следующем году", - заявил тогда премьер.

В целом, отметил глава правительства, программа работает эффективно и является действенным механизмом поддержки автопрома.

Действительно, по данным Ассоциации европейского бизнеса, в апреле, который стал первым полным месяцем действия утилизационной акции, впервые с начала кризиса продажи новых машин в стране выросли в годовом выражении, и сразу на 20%. В мае успех был закреплен - продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей выросли на 31% к маю 2009 года.

Напомним, что обмен автохлама на скидку в 50 тысяч рублей при покупке нового автомобиля отечественного производства в России стартовал 8 марта и должен был завершиться 1 ноября. Однако изначально было очевидно, что вожделенных сертификатов на всех желающих не хватит, и спрос в разы превзойдет предложение.

Программа была рассчитана на 200 тысяч сертификатов, и всего за месяц четверть утилизационной квоты была выбрана. А в начале июня глава Минпромторга Виктор Христенко сообщил премьеру, что сертификаты на покупку новых автомобилей взамен машин, сданных в утиль, закончатся в текущем месяце. Ежедневно в среднем по стране выдается 2,5 тыс. сертификатов, отметил он.

Напомним, что схожая ситуация с утилизационной программой сложилась в прошлом году в США. Там правительство было вынуждено свернуть программу "cash-for-clunkers" (наличные за автохлам) менее чем через месяц после ее старта из-за того, что выделенные средства были исчерпаны. Изначально финансирование проекта составляло $1 млрд, однако эти деньги закончились всего за неделю, дополнительно выделенных $2 млрд хватило еще на три.

Успех АвтоВАЗа

По данным Алексея Рахманова, более 161 тыс. свидетельств пришлось на долю продукции ОАО "АвтоВАЗ". Это гораздо больше того объема, на который надеялся сам "АвтоВАЗ" перед стартом программы. "Мы планируем очень амбициозно по программе взять половину от возможных продаж", - говорил в феврале вице-президент по маркетингу и продажам ОАО "АвтоВАЗ" Максим Нагайцев.

Скоро стало понятно, что программа действительно очень хорошо отражается на продажах "АвтоВАЗа". Например, в апреле завод реализовал в РФ 52,4 тыс. автомобилей, что на 53,6% больше показателя апреля прошлого года и на 53,5% превышает показатель марта 2010 года. "В апреле 2010 года "АвтоВАЗ" продал в России 52,4 тыс. автомобилей Lada, из них по программе утилизации - почти 18 тыс. автомобилей", - говорилось в сообщении компании. В мае было продано 49,911 тыс. машин - рост на 77%, из них 45,521 тыс. единиц на внутреннем рынке (включая 19,911 тыс. автомобилей по программе утилизации).

Также в мае "АвтоВАЗ" увеличил производственную программу на июнь-август из-за роста спроса на автомобили. "В связи с ажиотажным спросом на автомобили Lada "АвтоВАЗ" увеличил производственную программу на лето 2010 года и утвердил график работы в июне, июле и августе - в том числе для наиболее оптимального и оперативного удовлетворения заявок, поступивших по госпрограмме утилизации", - сообщала компания.

Как недавно заявлял глава "АвтоВАЗа" Игорь Комаров, компания улучшила прогноз продаж на 2010 год до 583 тыс. автомобилей. По его словам, повышение прогнозов производства и продаж в первую очередь связано с продлением программы утилизации. "Наша уверенность в том, что программа утилизации будет продолжена, является основным драйвером повышения планов производства и продаж", - заявил он. "Очень важно, что продление программы утилизации дало возможность нам и сотням поставщиков иметь заказы до конца года", - сказал глава "АвтоВАЗа".

Отвечая на вопрос о том, как повлияет увеличение прогноза продаж на финансовые показатели автозавода, И.Комаров сказал, что "АвтоВАЗ" надеется уже в этом году выйти на операционную прибыль.

Тогда же он сообщил "Интерфаксу", что предприятие намерено произвести в 2010 году 571 тыс. автомобилей. "Повысили план до более чем 571 тыс. автомобилей и рассматриваем возможность дальнейшего повышения. Выходим на график производства 50 тыс. автомобилей в месяц", - говорил он. С мая 2010 года "АвтоВАЗ" вышел на объем производства, который соответствует докризисному уровню.

Новости по теме

Утиль разогнал цены на Lada