"Формула-1": авария и странное судейство
Этап "Формулы-1" в испанской Валенсии завершился уверенной победой пилота Red Bull Себастьяна Феттеля, но запомнился зрелищной аварией его напарника Марка Уэббера и неоднозначным судейством
Москва. 28 июня. INTERFAX.RU – Гран-gри Европы, проводящийся уже третий год на городской трассе в Валенсии, считается не очень популярным как у пилотов, так и у болельщиков: трасса, частично проложенная по территории местного порта, довольно скучна по конфигурации.
К этому этапу несколько команд серьезно обновили аэродинамику своих машин, пытаясь сократить отставание от чудо-болидов Red Bull. Еще несколько конюшен установили новые версии диффузора, похожего, по мнению инженеров, на то решение, что используют в команде Дитера Матешитца. Накануне гонки в паддоке представители команд рассказывали, что смогли разгадать один из секретов RBR. По их мнению, выхлопные трубы у машин Red Bull сконструированы таким образом, чтобы подавать выхлопные газы непосредственно к диффузору. Таким образом, поток воздуха, проходящий через него, еще больше ускоряется, а прижимная сила возрастает. Чем больше пилот давит на акселератор, тем интенсивнее процесс. Отсюда выигрыш в прижимной силе в скоростных поворотах. Принцип работы новой версии диффузора достаточно интересен, но такая конструкция весьма сложна, более того, она требует применения материалов с фантастическим сопротивлением теплопроводности.
Уже во время свободных практик стало ясно, что обновления пока не дают феноменального эффекта, как на машинах Red Bull, где такие диффузоры предусматривались изначально и были интегрированы в машину еще на стадии проектирования.
В первой части квалификации привычно отсеялись шестеро пилотов из Hispania Racing Team, Virgin Racing и Lotus Racing. Компанию им составил пилот Sauber Камуи Кобаяши.
Вторая квалификационная сессия заставила сначала понервничать, а затем порадоваться российских болельщиков – Виталий Петров до последней секунды отрезка был под угрозой вылета за пределы десятки. Но обошлось. Впрочем, в финале россиянин так и остался десятым, что означало для него старт с грязной стороны трассы. А поул в очередной раз взял Себастьян Феттель. Более того, пилоты Red Bull снова оккупировали первый ряд - Марк Уэббер квалифицировался вторым. Третьим стал Льюис Хэмилтон, это при том что McLaren не привез в Валенсию новинок для машин, приберегая их для домашней гонки в Великобритании. За ним в воскресенье в гонку должны были уйти Фернандо Алонсо и Фелипе Масса (Ferrari), лидер Renault Роберт Кубица, Дженсон Баттон (McLaren), Нико Хюлкенберг и Рубенс Баррикелло (Williams).
Сальто-мортале из Австралии
Валенсийская гонка, по традиции, рисковала превратиться в тягомотный "паровозик" из 24 машин. Поначалу так и произошло. Всплеск эмоций, вызванный стартовым прорывом Льюиса Хэмилтона, устроившего родео до первого поворота и чуть не выскочившего в лидеры, сменился монотонным наматыванием кругов в ожидании клетчатого флага. Феттель сохранил лидерство, и начал отрываться от Льюиса. А вот второй Red Bull удивил – Уэббер к концу первого круга опустился со второго на девятое место. Вторым неудачником на старте стал наш пилот. Виной тому – старт с ненакатанной части трассы: за полкруга Виталий, допустивший пробуксовку ведущих колес на старте, опустился с 10-го на 15-е место.
Покой закончился на девятом круге. Уэббер принял решение сменить мягкий тип резины на более жесткий, и, вернувшись на трассу в хвосте пелотона, начал взвинчивать темп, стремясь сократить отставание от лидеров. Догнав на прямой перед одним из поворотов Lotus Хейкки Ковалайнена, австралиец, особо не раздумывая, ринулся на обгон. Вот только он забыл, что в этот раз финн находится не в роли отстающего на круг, а борется за реальную позицию. Потому он и не стал, как обычно в этом сезоне, шарахаться к обочине, а "захлопнул калитку" перед носом Марка, чего тот совсем не ожидал. Напомним, что Lotus только вернулся в гонки после многолетнего перерыва, и машина для этого чемпионата, мягко говоря, скоростью не отличается, да и тормозами, видимо, тоже.
По признанию Уэббера, сделанному после гонки, в том месте, где они встретились с Хейкки, он обычно тормозил на 80 м дальше, поэтому не ожидал, что Ковалайнен замедлится так рано. А зря. Red Bull на полном ходу влетел в заднюю часть машины финна, взмыл в воздух, рухнул колесами вверх, затем снова перевернулся, приземлился на днище и на полном ходу влетел в отбойник из старых покрышек в зоне безопасности. По многолетней моде "Формулы-1", свое отношение к происходящему Марк выразил вышвырнув руль на землю.
В очередной раз все убедились, насколько вырос уровень безопасности в современном автоспорте, после того как австралиец самостоятельно вылез из останков болида и пошел пешком в боксы. Ковалайнен, чья машина осталась без обоих антикрыльев, гонку также завершил.
А вот для остальных пилотов все только началось! Гонщики ринулись в боксы менять резину на обязательном пит-стопе. Причем, в лучшем положении оказались лидеры своих команд – их переобули первыми, напарникам пришлось ждать сзади, теряя время. На трассе остались Камуи Кобаяши и оба гонщика Virgin. Михаэль Шумахер, проваливший квалификацию и стартовавший на жесткой резине аж с 15 места, заехал в боксы позже остальных и вернулся на трассу последним. Удивительно, но немец не мог покинуть пит-лейн из-за красного света светофора на выезде. По правилам, выезд закрывается после того, как гонщики соберутся в пелотон, но в тот момент, когда Шумахер собрался выезжать, этого фактически не произошло, так как между Хэмилтоном и следующим пилотом было 18 секунд. Тем не менее, Михаэль был вынужден дождаться, пока мимо него проедут все гонщики. Через два круга немец вновь вернулся в боксы – за жестким комплектом. Логика понятна – потеряв позиции, Михаэль понял, что до финиша на мягких шинах не доедет, и снова сменил резину, чтобы больше уже в боксы не возвращаться. Возможно, стоило последовать примеру Кобаяши и вовсе не посещать боксы до самого финиша.
Рестарт, данный через шесть кругов, не привел к смене лидера. А Кобаяши, стартовавший 17-м, вышел на третье место, вслед за Хэмилтоном. После аварии Уэббера и Ковалайнена, Льюис умудрился не уступить дорогу выезжающему с пит-лейн автомобилю безопасности и медицинской машине, спешившей к месту аварии. Он им не помешал, а просто обогнал, но это тоже запрещено. Судьи наказали британца проездом через боксы, но решение об этом они вынесли кругов через десять после возобновления гонки. За это время Феттель и Хэмилтон настолько оторвались от преследователей, которых сдерживал Кобаяши, что даже после наказания Хэмилтон вернулся на трассу вторым, не потеряв позиции. Заклятый "друг" Льюиса Фернандо Алонсо начал возмущаться поведением судей, затянувших с наказанием, еще во время гонки. А уже после финиша Ferrari выступила с заявлением, назвав гонку скандалом.
Вторая половина гонки прошла более спокойно. Лидеры сохраняли свои позиции, а остроты на последних кругах добавил Камуи Кобаяши. Отважный самурай впервые посетил боксы лишь за пять кругов до финиша, разом опустившись с третьего на девятое место. Но японец не стал им довольствоваться, и на свежих шинах вначале удачно атаковал Алонсо, а в последнем повороте отобрал седьмое место и у Себастьяна Буэми!
Победу одержал Себастьян Феттель, для которого эта высшая ступень пьедестала – уже вторая в сезоне. Вторым и третьим финишировали Хэмилтон и Баттон. Лучшего в сезоне результата добился и Рубенс Баррикелло, увидевший клетчатый флаг четвертым. За ним гонку завершили, Кубица, Сутил, Кобаяши, Буэми, Алонсо, Педро де ла Роса, Петров, Росберг, Лиуцци, Масса, Альгерсуари, Шумахер, Лукас ди Грасси, Тимо Глок, Карун Чандхок, Бруно Сенна и ЯрноТрулли.
Но еще до финиша, на 44-м круге, стюарды объявили, что изучают ситуацию с нарушением правил, касающихся скорости движения за машиной безопасности. Причем, решение о размере наказания принималось уже после гонки, поэтому Дженсон Баттон, попавший в число проштрафившихся, мог и не совсем заслуженно поливаться шампанским на подиуме. "Формула-1" знает случаи, когда пилотам и командам приходилось возвращать призовые награды. Среди тех, кто оказался под мечом правосудия, были также Кубица, Баррикелло, Хюлкенберг, Буэми, де ла Роса, Петров, Сутил и Лиуцци. Посовещавшись три часа, судьи прибавили к итоговому времени этих гонщиков по 5 секунд. Благодаря этому Алонсо поднялся на восьмое место, поменявшись позициями с Буэми. А Нико Росберг стал счастливым обладателем одного очка, переместившись на десятое место перед де ла Росой и Петровым.
Странное судейство в Испании вызовет еще немало споров. В частности, уточнения, требует регламент машины безопасности и работы боксов. Шумахер до сих пор не понимает, почему его продержали на пит-лейн красным светофором. Не до конца понятно и наказание для пилотов, не сбросивших достаточно скорость во время выезда на трассу автомобиля безопасности – в регламенте нет четких цифр.
Виталий Петров, радовавший прорывами из глубины пелотона в начале сезона, стал лучше квалифицироваться, но хуже стартовать. Это можно объяснить тем, что россиянин стал ездить ближе к лидерам, где конкуренция гораздо выше. Отрадно, что в Валенсии Виталий отстал от Кубицы в квалификации менее чем на полсекунды. В первых гонках разрыв был в два раза больше. Осталось качество превратить в количество – в очки. Получится это у нашего спортсмена или нет – узнаем через две недели в британском Сильверстоуне, где "королевские" гонки отметят шестидесятилетие.
Зачет пилотов после девяти этапов:
1. Л. Хэмилтон (McLaren) – 127;
2. Д. Баттон (McLaren) – 121;
3. С. Феттель (Red Bull) – 115;
4. М. Уэббер (Red Bull) – 103;
5. Ф. Алонсо (Ferrari) – 96;
6. Р. Кубица (Renault) – 83;
7. Н.Росберг (Mercedes) – 75;
8. Ф. Масса (Ferrari) – 67;
9. М. Шумахер (Mercedes) – 34;
10. А. Сутил (Force India) – 31;
11. Р. Баррикелло (Williams) – 19;
12. В. Лиуцци (Force India) – 12;
13. С. Буэми (Toro Rosso) – 9;
14. К. Кобаяши (Sauber) – 7;
15. В. Петров (Renault) – 6;
16.Х. Альгерсуари (Toro Rosso) – 3;
17. Н. Хюлькенберг (Williams) – 1.
Кубок Конструкторов:
1. McLaren – 248;
2. Red Bull – 218;
3. Ferrari – 163;
4. Mercedes GP – 109;
5. Renault – 89;
6. Force India – 43;
7. Williams – 20;
8. Toro Rosso – 10;
9. Sauber – 1.
Обозреватель Илья Морозов