"Формула-1": смена лидера в Монако
Одна из самых непредсказуемых и медленных трасс гонки принесла море сюрпризов и горькое разочарование для одного молодого гонщика
Москва. 26 мая. INTERFAX.RU - Шестой Гран-при "Формулы-1" в этом году прошел в Монако. Гонка по узеньким улицам карликового княжества в очередной раз подтвердила свою непредсказуемость – в чемпионской гонке вновь сменился лидер.
Почти победа
В крошечном Монако, имеющем общую площадь менее двух квадратных километров, самой большой ценностью является земля, поэтому город застроен с максимальной плотностью. Однако именно здесь проходит, наверное, самый популярный этап "Формулы-1", собирающий среди своих зрителей мировую элиту политики и шоу-бизнеса. Многие знаменитости прибывают в этот город-мечту, в Монте-Карло, для того, чтобы наблюдать за незабываемым шоу прямо с борта собственных яхт.
Из-за тесноты команды-участницы чемпионата вынуждены сидеть друг у друга на голове, а сама трасса изобилует крутыми поворотами и является самой медленной в гоночном календаре.
Другой ее особенностью является полное отсутствие зон безопасности, в которые может вылететь автомобиль в случае ошибки пилота, аварии или поломки. В Монако вместо них – металлические отбойники, контакт с которыми в 99 случаях из ста грозит сходом с дистанции. Узость трассы делает обгоны на ней практически невозможными, поэтому старт с первой позиции - это почти победа.
Лучшим в субботней квалификации стал Фелипе Масса, который быстрее всех промчался на своей Ferrari по улочкам княжества. Бразилец, кстати, накануне уик-энда ворчал, что не очень любит медленную гонку в Монако, и что ему больше по душе современные автодромы с хорошими скоростными поворотами, но после столь удачной квалификации под напором ехидных журналистов, спросивших, по-прежнему ли он не любит эту трассу, признал, что поменял свое мнение о ней. Его почин поддержал напарник по команде – действующий чемпион мира финн Кими Райкконен, завоевавший в субботу право старта со второго места. Второй ряд стартового поля заняли Льюис Хэмилтон и Хейкки Ковалайнен из McLaren. За ними расположились Роберт Кубица (BMW Sauber) и Нико Росберг (Williams).
Cенсация, которой не было
В течение всей недели, предшествующей Гран-при Монако, гонщики и команды гадали, насколько сбудется прогноз погоды, обещавший ежедневные дожди чуть ли не с четверга и до середины следующей недели. Эту озабоченность можно понять, учитывая особенности самой трассы, по которой сложно ехать даже в сухом виде. Головной боли прибавляло и то, что в этом году пилоты ни разу не ездили под дождем на машинах, на которых с этого сезона запрещена система контроля тяги, которая не допускала пробуксовки, грозящей потерей сцепления с асфальтом и контроля над машиной. Теперь все по-честному – только ты и 800 лошадиных сил. В таких условиях от гонщиков требуется уже не стопроцентная, а двухсотпроцентная концентрация.
Дождь все-таки пошел перед гонкой, и команды поставили на машины шины с протектором для слабого дождя, а также изменили некоторые настройки, чтобы улучшить поведение машин в дождевых условиях. Перед стартом машины отправились на прогревочный круг, однако на стартовой прямой беспомощно замер болид Ковалайнена. Пока другие гонщики грели резину, механики спешно откатывали машину финна в боксы, где к моменту старта все-таки привели в чувства отказавшую систему управления коробки передач. Результат - вместо третьего места он ушел в бой уже последним.
Старт прошел без инцидентов, и к первому повороту лидером подошел Масса, за которым пристроился Хэмилтон, обошедший Райкконена. Четвертым остался Кубица, на пятое место выскочил Фернандо Алонсо на Renault, сумевший обогнать Росберга. Юный немец "отомстил" буквально через несколько поворотов – Нико ошибся с торможением и поддал Renault испанца сзади. Фернандо удалось продолжить гонку, а вот ретивый молодой немец поплелся в боксы для замены переднего антикрыла. На шестом круге ошибся Хэмилтон, он ударил машину об отбойник и с поврежденным правым задним колесом ползет к механикам. На его счастье сама машина не была повреждена, и англичанин пятым вернулся в гонку. На восьмом круге аналогичная неприятность произошла с Алонсо, а затем, в этом же месте ошибся Дэвид Култхард. Однако он уже самостоятельно до боксов добраться не смог, так как сломал подвеску, а через секунду в застывший у обочины Red Bull шотландца влетел невезучий Себастьян Феттель (Toro Rosso). Но это Монако, и немец продолжил гонку, чтобы приехать пятым и получить четыре очка – первые в этом сезоне.
Дождь закончился через двадцать минут после старта, и по мере подсыхания трассы стали расти скорости, а с ними вылезать ошибки в стратегии и настройках машин. На дозаправке Массе залили полный бак, решив вместо двух запланированных пит-стопов провести один. В Ferrari были уверены, что дождь пойдет снова, и бразилец получит преимущество перед теми соперниками, которые поедут дозаправляться и менять резину второй раз. Но дождь так и не пошел, в результате лидером гонки стал Хэмилтон, а затем на второе место вышел и Кубица, воспользовавшись ошибкой пилота Ferrari. В таком порядке эта троица и завершила гонку.
Но самым ярким моментом изобиловавшего событиями Гран-при могло стать четвертое место на финише молодого немецкого гонщика Адриана Сутила, выступающего за слабейшую в чемпионате команду Force India. На протяжении всей гонки он методично прорывался наверх, что невозможно себе представить на обычных автодромах. Во многом ему помогали ошибающиеся соперники, но тот факт, что на одном из отрезков немец не только не позволил догнать себя Кими Райкконену на несравнимо более быстрой Ferrari, но даже отрывался от него, - говорит о многом.
Однако сенсации не произошло. На 62 круге машину расколотил Нико Росберг, и на трассу выехал автомобиль безопасности, за которым болиды катались один за другим несколько кругов. Через некоторое время после рестарта Райкконен ошибся с торможением после самого скоростного участка на трассе – тоннеля, его машину ведет юзом, и она влетает в болид Сутила. Итог: рыдающий от обиды гонщик Force India, который смог доползти до боксов только для того, чтобы покинуть гонку, и Райкконен, сумевший вернуться после замены антикрыла на трассу, но на девятое место, за которое очков, как известно, не дают.
Новым лидером чемпионата после шести этапов стал Хэмилтон, имеющий в активе 38 очков. Райкконен остался при своих 35 очках, а Масса, хоть и набрал 6 очков, но спустился с 34 баллами на третью строчку. К нему подобрался Р. Кубица – 32 очка. В командном зачете Ferrari лидерство сохранила – 69 очков, на второе вышла McLaren Mercedes, которая с 53 очками на один балл опережает BMW Sauber.
Гонка в Монако в очередной раз подтвердила, что "Формула-1" недаром носит прозвище – "Большой цирк". Тем сложнее предугадать, чем удивят пилоты через две недели, когда пройдет заокеанский этап чемпионата мира-2008 – Гран-при Канады на легендарном автодроме имени Жиля Вильнева.
Обозреватель Илья Морозов