Триумфальные фонтаны

Главный архитектор Москвы Александр Кузьмин рассказал "Интерфаксу" о том, как будет реконструироваться Триумфальная площадь и почему проекта подземного паркинга, о котором столько говорят, пока не существует

Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 19 августа. INTERFAX.RU - Власти столицы приняли решение о строительстве паркинга на Триумфальной площади, еще несколько лет назад, однако к реализации этого проекта приступают только сейчас. Почему так произошло в интервью "Интерфаксу" рассказал главный архитектор Москвы Александр Кузьмин.

- Александр Викторович, расскажите предысторию создания подземного паркинга на Триумфальной площади.

- Были разные варианты строительства на Триумфальной площади, но всегда предполагалось освоить подземное пространство. Здесь в свое время даже театр собирались строить, так как тут находилось здание театра "Современник", снесенное в 1974 году. А когда приступили к проекту "Большой Ленинградки", автоматически Триумфальная площадь вошла в этот проект. В "Большой Ленинградке" можно выделить две части: те, которые делаются за госбюджет и те, которые делаются за счет инвесторов. Там, где нет коммерческой составляющей - тоннели, эстакады, пересечение с Головинским шоссе, строительство второго моста через канал имени Москвы, Сокол, Ходынка – делаются за городской бюджет. А там, где такая составляющая есть, было решено строить за счет привлеченных средств. К инвестиционным проектам отнесены площади Тверской заставы, Триумфальная и Пушкинская. Их отличие в том, что на Пушкинской площади и Тверской заставы есть крупные пересадочные узлы с несколькими линиями метро, а на "Белорусской" еще и вокзал. По этим адресам предусматривались и стоянки, и коммерческие торговые площади.

В то же время, на Триумфальной площади нет крупного пересадочного узла и пересечение Тверской улицы с Садовым кольцом неудобное, так как проходит в тоннеле. Потому здесь принято решение не создавать дополнительных площадей, кроме паркинга за счет средств инвестиций. Это утверждено общественным советом в 2007 г., а в 2008 г. вышел акт разрешенного использования.

- Почему именно сейчас было решено закрыть Триумфальную площадь для строительства?

- Беда была том, что инвесторы пытались сделать часть площадей торговыми, это было запрещено архитектурным и общественным советами. В этом июле на имя Юрия Лужкова пришло письмо от крупного банка, к чьим объектам относится в том числе гостиница "Пекин". Они предполагают большое развитие "Пекина", включая реставрацию самой гостиницы, и территории, прилегающей ко 2-й Брестской улице и улице Гашека. Но из-за того, что в центре Москвы теперь запрещено строить новые офисы, теперь здесь будут апартаменты, гостиницы.

В письме от банка говорилось о том, что, учитывая статус "Пекина" как объекта культурного наследия, невозможно под ним организовывать парковки для гостиниц, потому была просьба выделить место для паркинга. Гараж на Триумфальной по вместимости может обеспечить машиноместами не только потребности "Пекина", но примыкающих организаций, а это театры "Сатиры", "Моссовета", концертный зал им. Чайковского. То есть в этой ситуации желание города и инвестора совпали, потому мы активизировали реализацию строительства паркинга. Его проекта пока нет, есть предпроектные разработки. Чтобы не терять время, сейчас начинаются подготовительные работы по геологическим изысканиям и археологии. Уже подготовлена трасса установки забора, в ближайшее время на площадку выйдут археологии.

- И где же пройдет этот забор?

- Этот забор огораживает территорию, не занятую проезжей частью, тротуарами. А вот стоянка под окнами Москомархитектуры, а также стоянка около Минэкономразвития (их здания находятся напротив зала Чайковского возле гостиницы "Пекин" - ИФ) и напротив зала Чайковского будут за забором. У министерства и Москомархитектуры останется лишь один ряд для парковки. На месте нынешней стоянки у зала Чайковского копать нельзя (это территория над автомобильным тоннелем), потому там будут бытовки строительного городка, которым будут пользоваться изыскатели, а потом строители.

Забор будет как у Большого театра прозрачный, сетчатый, чтобы люди видели, что происходит.

- А где теперь сотрудники Москомархитектуры будут ставить машины?

- Будем за два квартала ходить отсюда.

- Не пострадает ли памятник Владимиру Маяковскому от предстоящих работ?

- Памятник Маяковскому никто трогать не собирается. Во время предстоящих работ к нему со стороны Тверской площади останется проход, чтобы можно было возложить цветы или что-нибудь продекларировать. Еще мы хотим максимально озеленить площадь, и может даже сделать серию фонтанов, примыкающих к "Пекину", которыми планируем замаскировать вентиляционные короба с подземной стоянки. Более того, это лето показало популярность фонтанов.

- Насколько мест рассчитан паркинг?

- Сначала мы сделаем археологию, а потом четко будем знать возможности освоения подземного пространства. Предполагаем, что паркинг будет на 600 машиномест. Тысяча мест, о которых мы заявляли ранее – ошибка. Окончательная конфигурация гаражей будет зависеть от проведенных исследований. Пока мы предполагаем, что въезд на паркинг будет с 1-й Брестской, выезд на 2-ю Брестскую улицу.

- А если при раскопках обнаружат какое-то ценное строение, как, например, при строительстве паркинга на Хохловской площади, где нашли кусок стены Белого города?

- Если что найдут, будем делать историческую зону, музейное место и уменьшим количество машиномест. Как на Хохловской площади, где при строительстве подземной стоянки нашли кусок стены Белого города, и эта часть превращается в музей. А, например, на Пушкинской площади, предположительно у подъема к одноименному киноконцертному залу, был Страстной монастырь, сам памятник Пушкину стоит на колокольне.

- Когда построят паркинг?

- Больше всех от этих работ пострадает Москомархитектура из-за 2,5-3 лет стройки под нашими окнами. После изысканий, думаю, следующим летом утвердим проект, и надеюсь, к концу 2012 – началу 2013 года стройка закончится.

Интервью подготовил Юрий Кологорцев