Триумфальная площадь: рында не помогла. Фото
На этот раз людей, вышедших на Триумфальную площадь, чтобы высказаться в защиту 31-й статьи Конституции, задерживали под звон колокола. Кто-то в толпе бил в рынду, а бойцы в скафандрах несли людей в автобусы
Москва. 31 августа. INTERFAX.RU – Объявленная реконструкция Триумфальной площади идет полным ходом. Площадь успешно перегородили серыми заборами, сохранив подход в памятнику Маяковского, на одну из площадок вышли рабочие и уже сняли верхний слой асфальта на площади примерно два квадратных метра. Однако это не изменило, как известно, намерения российских оппозиционеров, которые каждое 31-е число пытаются выйти на площадь, чтобы провести акцию в защите 31-й статьи Конституции РФ, гарантирующей свободу собраний.
Меры безопасности на Триумфальной были усилены с утра. В частности, была ограничена парковка. После возведения забора вокруг практически всей площади автомобилисты имели возможность оставлять автомобили непосредственно около зданий Минэкономразвития и Москомархитектуры. Во вторник рано утром сотрудники ГИБДД перекрыли проезды к этим зданиям и не позволяют парковать машины. Кроме того, была частично ограничена парковка на противоположной стороне Триумфальной площади, в районе 1-й Тверской-Ямской улицы. Появились и дополнительные металлические заборы, которые дополнительно ограничили свободу передвижений по и без того перегороженной площади.
На самой строительной площадке утром появились сотрудники частного охранного предприятия. Помимо этого, район патрулируют сотрудники правоохранительных органов. Представители организации-застройщика приступили к работе на площади примерно с 9:00.
"Несогласные" же стали появляться на площади около половины шестого вечера. Сперва единицы – люди со значками 31 на рюкзаках, лацканах пиджаков выходили и тихо вставали у выхода из метро "Маяковская" к залу им. Чайковского. Журналистов же было на порядок больше. Сотрудники милиции тут же начали обычные призывы: "Не мешайте проходе граждан! Граждане, ваш митинг незаконен". В толпе посмеивались – митингом, и правда, сперва собрание на Триумфальной назвать было сложно. Но затем события стали развиваться – причем по обычному уже известному и весьма печальному сценарию. Количество пришедших людей стало увеличиваться в прогрессии. Вверх были подняты брошюры с Конституцией РФ, листы бумаги, цитирующие 31-ю статью Основого закона нашего государства, листки с цифрой 31. То, что происходило дальше вылилось в противостояние толпы и сотрудников милиции и ОМОН, которые живой цепью окружали и пытались выдавить с тротуаров у метро собравшихся людей. Люди отвечали тем же – живая цепь на живую цепь, неимоверная давка, в которой били по лицу, под дых, топтали ноги и чужим, и своим. Толпа распалась на две части – одна на углу Триумфальной, вторая – на ступеньках зала им. Чайковского. Тут же начались задержания. Первое, второе, третье... дальше счет шел на десятки.
Всего в ходе несанкционированной акции было задержано около 70 человек - так сообщил "Интерфаксу" официальный представитель ГУВД Москвы Виктор Бирюков. "Задержано около 70 активистов оппозиции", - отметил Бирюков. Источник в правоохранительных органах города при этом сообщил о более чем 100 задержанных. За время акции площадь покинули несколько автобусов с задержанными, которые скандировали лозунги. Каждый автобус покидал Триумфальную площадь под аплодисменты.
Бирюков подчеркнул, что милиция "ведет себя адекватно складывающейся обстановке, чрезмерной силы не применяет". Вряд ли бы с ним согласились те, кто оказался в милицейском окружении и испытал всю силу давления живой цепи из сотрудников милиции, специально подготовленных - часть из них была в бронежилетах, шлемах и защитных накладках на руках и ногах. Тут вопрос только в том, что же именно называть чрезмерной силой. Сдавленные в окружении люди беседовали с милиционерами. Те отделывались вялым или недовольным: "У нас приказ". Были и те, кто явно впадал в какой-то неадекватный азарт.
Среди задержанных члены "Солидарности" Борис Немцов, Илья Яшин, Юлия Малышева, заявители акции Эдуард Лимонов и Константин Косякин, лидер движения "Оборона" Олег Козловский. Сопредседатель оппозиционного движения "Солидарность" Борис Немцов сообщил "Интерфаксу", что он тоже задержан. Как передал корреспондент "Интерфакса", Немцов прибыл на площадь вместе с членами Европарламента, включая главу комитета по правам человека Хейди Хауталой (Финляндия) и депутата от Нидерландов Тийтом Берманом. Европейские парламентарии остановились для общения с прессой. "Мы не боимся, потому что мы солидарны с российским народом, и эта солидарность придает нам смелости", - сказала журналистам Хаутала. Иностранцев среди задержанных нет, сообщил "Интерфаксу" информированный источник в правоохранительных органах. "На данный момент информации о задержанных иностранных гражданах нет", - отметил источник.
Люди скандировали лозунги – наш город и свобода как лейтмотив. Возле метро митингующие повесили небольшой колокол, имитирующий рынду и отсылающий, очевидно, к недавней историей с рындами, блогерами, пожарами, чиновниками и премьер-министром. Люди протягивали к милиционерам, держащим их в оцеплении, руки с написанной красной краской цифрой 31. Кто-то держал плакат – "Мы не хорьки", еще одна отсылка к недавней истории, получившей уже в народе название "История жемчужного прапорщика, человека, которого все видели, но никто не знает.
К началу восьмого сотрудникам милиции удалось оттеснить большую часть участников несанкционированной акции. Несколько десятков митингующих по-прежнему находились под колоннадой концертного зала им.Чайковского. Однако митингующие не уходили – 31 августа 2010 г. в истории прочих 31-х чисел в московской истории готовилось стать рекордным и по длительности, и по активности сопротивления граждан (хотя это, конечно, категория относительная), и по количеству задержанных. Активисты, которым посчастливилось не оказаться в автобусах, начали чинно покидать площадь лишь после восьми, но в девять там были слышны редкие выкрики оппозиционных речевок.
После 22:00 Бирюков сообщил, что все задержанные во время несанкционированного митинга оппозиции на Триумфальной площади в Москве отпущены из отделений милиции после составления протоколов об административных правонарушениях. В ближайшие дни все, кто был задержан за участие в не разрешенной властями акции, должны будут явиться в суды для рассмотрения административных дел. Между тем, лидер Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев заявил "Интерфаксу" после десяти вечера, что он и еще порядка десяти задержанных на Триумфальной площади до сих пор находятся в ОВД "Басманное". "Мы слышали заявление Бирюкова по радио. Его информация о том, что все задержанные на Триумфальной площади отпущены, мягко говоря, некорректна", - сказал Канаев. По его словам, доставленные в отдел "находятся здесь уже больше трех часов". "Изначально сюда были доставлены 18 человек. В отношении примерно половины из них составлены протоколы, и они отпущены, а с нас еще берут объяснения", - отметил лидер ФАР. Ранее он сообщил, что был задержан неподалеку от Триумфальной площади, куда прибыл в качестве общественного наблюдателя.
Борис Немцов рассказал "Интерфаксу" сразу после выхода из отделения, что в отличие от предыдущих задержаний ему не назначили судебное разбирательство, а за подписью исполняющего обязанности начальника отделения вынесли официальное "Предостережение". В "Предостережении" отмечается, что он осуществлял на Триумфальной площади распространение печатной продукции (раздавал свой доклад "Путин. 10 лет. Итоги" - ИФ) и тем самым создавал толпу и мешал проходу граждан. "Распространение печатной продукции в общественном месте осуществляется в специально отведенных местах. Предупреждаю вас впредь о недопущении подобных действий", - предупредили Немцова.
Другим повезло не так сильно. "На меня, Эдуарда Лимонова, Константина Косякина составляют протоколы по ст. 20.2 КоАП РФ (нарушение установленного порядка организации либо проведения митинга)", - сказал по телефону "Интерфаксу" координатор "Левого фронта" Сергей Удальцов. По словам активиста, информация, изложенная в протоколах, составленных милицией на задержанных, не соответствует действительности. "Протоколы подложны. Там написано, что мы выкрикивали, стояли с плакатами. Это неправда", - отметил С.Удальцов.
Он добавил, что на Эдуарда Лимонова, также как и на другого организатора мероприятия - активиста "Левого фронта" Косякина, составляются протоколы по 1 ч. ст. 20.2 КоАП, которая предусматривает наказание в виде штрафа от тысячи до двух тысяч рублей. На рядовых участников - по ч. 2 той же статьи, наказание по ней - от 500 до 1 тыс. рублей. "Статья не предусматривает арест, только штраф", - сказал Удальцов. Милиция вручила ему обязательство о явке в Мировой суд 9 сентября. "Я так понимаю, сегодня в суд никого не повезут. Скорее всего, все будут освобождены после предельных трех часов", - отметил он.
Главный редактор радиостанции "Эхо Москвы", член Общественного совета при ГУВД Москвы Алексей Венедиктов, который присутствовал на Триумфальной площади в качестве независимого эксперта, не смог сразу дать оценку происходящему. "Я не могу пока дать комментарий, меня милиционеры толкают на проезжую часть", - сказал Венедиктов "Интерфаксу". "Что вы меня толкаете? Что я, по женщинам должен ходить? Меня так мама не учила. Может, вас учила?" - таковы были слова журналиста, адресованные сотрудникам правоохранительных органов.
После завершения акции Венедиктов заявил, что анализ ситуации на Триумфальной будет дан на заседании Общественного совета при ГУВД Москвы. По его оценке, сотрудники милиции, разгонявшие митингующих, применяли чрезмерную силу. "Уровень жесткости по сравнению с 31 июля резко повысился. Здесь теперь работают люди в касках - так называемые "марсиане", - заявил Венедиктов. Он отметил, что на заседании Общественного совета предложит ввести систему опознавательных знаков для сотрудников милиции и госавтоинспекторов. "Вопрос об идентификации милиционеров, которые нарушают права митингующих, совершенно очевиден. Я буду выходить с предложением, чтобы каждый милиционер и гаишник имел идентификационный жетон, как это делается в цивилизованных странах", - сказал он.
По мнению Венедиктова, некоторые подразделения милиции, которые были стянуты на Триумфальную площадь, действовали менее жестко, чем другие их коллеги. "Есть милиция, которая аккуратно действовала даже с вытеснением, и есть, видимо, отдельные подразделения, которых идентифицировать не представляется возможным", - сказал он.
На Триумфальную площадь еще с середины дня стали прибывать грузовики правоохранительных органов, а вдоль прозрачного забора милиция и ОМОН готовились выстроить оцепление. Здесь, рядом с памятником Маяковскому, 31 августа традиционно собираются оппозиционно настроенные группы граждан, ратующие за 31-ю статью Конституции РФ – за право "собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование".
Ни разу за длинную историю организации "стратегия 31", возглавляемой Эдуардом Лимоновым, Константином Косякиным и правозащитницей Людмилой Алексеевой, митингующим не удалось получить разрешения на проведение митинга. Однако в этом году к "стратегам" решили присоединиться и активисты других групп граждан, которым прежде не давали высказываться местные власти, как, например, активисты движения секс-меньшинств ЛГБТ во главе с Николаем Алексеевым. Днем стало известно, что на Триумфальную площадь вместе со "стратегами" и ЛГБТ выступят европарламентарии.