СНВ: за шаг до ратификации

Госдума приняла во втором чтении законопроект о ратификации Договора об СНВ. Депутаты внесли в ратификационный документ поправки, теперь в тексте договора шесть статей, в которых определяются условия для выполнения Соглашения

Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 14 января. INTERFAX.RU - Госдума в пятницу приняла во втором чтении внесенный президентом РФ законопроект о ратификации нового российско-американского договора о СНВ. "За" проголосовали 349 депутатов, "против" - 57, воздержались двое. Парламентарии одобрили поправки к этому законопроекту, внесенные четырьмя депутатами-единороссами - Константином Косачевым, Виктором Заварзиным, Андреем Кокошиным и Анатолием Стародубцем.

Согласно этим поправкам, текст ратификационного законопроекта, ранее состоящий из единственной статьи - о ратификации договора, дополнен пятью новыми статьями. Ими определяется перечень условий, при которых возможно выполнение нового договора о СНВ. Отмечается, что поддержание потенциала средств ядерного сдерживания (СЯС) РФ должно находиться на уровне, необходимом для обеспечения национальной безопасности России, "в том числе путем разработки, испытаний, производства и развертывания новых типов и новых видов стратегических наступательных вооружений, имеющих преимущества в преодолении противоракетной обороны".

В числе этих условий называется и "поддержание боевой готовности СЯС РФ при любом развитии стратегической обстановки, сохранение и развитие необходимых научно-исследовательской и опытно-конструкторской базы и производственных мощностей".

Предусматривается финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок и производственных мощностей, а также работ "по безопасной ликвидации и утилизации стратегических наступательных вооружений РФ", а также обеспечение безопасных условий их эксплуатации и хранения".

Отмечается, что новый договор распространяется, в том числе, и на "счет боезарядов и средств доставки на любые стратегические наступательные вооружения, а также на любые новые виды наступательных вооружений стратегической дальности".

Все возникающие в этой связи вопросы должны разрешаться двусторонней консультативной комиссией.

В законопроекте отмечается, что предоставление США телеметрической информации о пусках существующих типов межконтинентальных баллистических ракет и баллистических ракет подводных лодок РФ осуществляется только до момента отделения автономного блока разведения или полезной нагрузки от последней ступени этих ракет.

В то же время указывается на "непредоставление США телеметрической информации о пусках новых типов межконтинентальных баллистических ракет и баллистических ракет подводных лодок РФ".

В законопроекте подробно фиксируются полномочия президента РФ, федерального правительства, а также палат Федерального Собрания по контролю за исполнением положений договора о СНВ. Прописаны "исключительные обстоятельства", при наступлении одного или нескольких из которых Россия вправе выйти из договора. Таких обстоятельств четыре.

В их числе - существенное нарушение США положений договора, которые могут "привести к возникновению угрозы национальной безопасности РФ"; "развертывание США, другим государством или группой государств системы ПРО, способной существенно снизить эффективность стратегических ядерных сил РФ"; "наращивание США или другими государствами стратегических наступательных вооружений либо принятие ими решений в области военного строительства, а также иные обстоятельства, которые могут создать угрозу национальной безопасности РФ"; "развертывание США или другими государствами вооружений, препятствующих функционированию российской системы предупреждения о ракетном нападении".

Три мифа оппозиции

Председатель международного комитета Государственной Думы Константин Косачев заявил, что в ходе подготовки к рассмотрению ратификационного законопроекта о новом договоре СНВ были опровергнуты мифы, распространяемые оппозицией. "Три мифа сопутствовали всей длительной дискуссии по этому вопросу на всех этапах его обсуждения, и они насаждались оппозицией", - сказал Косачев

По его словам, первый миф был развеян в ходе принятия Госдумой в конце декабря ратификационного законопроекта в первом чтении. "Это миф о том, что договор якобы невыгоден России, что он направлен на одностороннее разоружение нашей страны и выгоден только США. Между тем полная сбалансированность договора была доказана еще при принятии ратификационного законопроекта в первом чтении", - сказал Косачев. Он назвал несостоятельным второй миф, также насаждаемый оппозицией, о том, что принятая американским сенатом резолюция при ратификации договора об СНВ указывает на то, что этот сопутствующий документ существенно меняет содержание Договора в пользу США. "Сегодняшние поправки к ратификационному законопроекту и два сопутствующих заявления Госдумы, которые планируется принять при рассмотрении законопроекта в третьем чтении, прямо указывают, что резолюция сенаторов никак не меняет содержание договора и не налагает на РФ никаких дополнительных обязательств, и считать обратное было бы серьезной политической ошибкой", - подчеркнул Косачев.

Депутат отметил, что третий миф заключается в выдвигаемых оппозицией обвинениях в слишком поспешном рассмотрении Госдумой этого документа. "Миф о якобы поспешной поверхностной нашей работе над этим документом безоснователен", - сказал Косачев. Он напомнил, что договор об СНВ был внесен президентом РФ в Государственную Думу 28 мая прошлого года. "Мы впервые в уникальном режиме рассматриваем ратификационный документ в трех чтениях, а этому предшествовали пять заседаний профильных комитетов, проведение открытых парламентских слушаний и многочисленных рабочих совещаний", - отметил Косачев.

Что дальше?

Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров сообщил депутатам, что Россия и США смогут приступить к переговорам о сокращении тактического ядерного вооружения только после выполнения нового договора по СНВ. "В том, что касается призыва сената США начать переговоры по тактическому ядерному оружию, думаю, что это тоже требует ответа, поскольку в современном мире дальнейшие переговоры о том, как укреплять международную стабильность и как обеспечить стратегический паритет, не могут вестись по какому-то одному аспекту проблемы, а именно тактическому ядерному оружию", - сказал Лавров. "Только учитывая совокупности всех этих факторов (развертывание американской ПРО, планы размещения оружия в космосе и другие - ИФ), можно вести дальнейшие переговоры после того, как будет выполнен договор об СНВ", - добавил он.

По словам Лаврова, планы США по развертыванию глобальной ПРО, размещению оружия в космосе и наблюдающийся перевес в обычных вооружениях оказывают влияние на стратегическую стабильность в мире. "На стратегическую стабильность все больше оказывают влияние такие вещи, как неядерные стратегические вооружения, над которыми работают в США, планы размещения оружия в космосе, против чего мы активно выступаем, равно как и противоракетная оборона - стремление создать глобальную систему также оказывает влияние на стратегическую стабильность, ну и, наконец, дисбаланс в обычных вооружениях и вооруженных силах не может игнорироваться", - сказал Лавров. Он также призвал депутатов ответить "на те интерпретации, которые искажают смысл договора" и которые были приняты американским сенатом во время ратификации договора о СНВ. "Мы полностью согласны с оценкой, которая здесь звучала, того ратифицированного документа, который принял американский сенат", - сказал министр. По его словам, преамбула и статьи договора - это единое целое. Он напомнил, что в договоре между проблематикой СНВ и ПРО есть связь, "разрыв которой вынудит нас задействовать статью договора, предусматривающую выход из него государства, которое ощущает себя с точки зрения безопасности ущемленным".

В свою очередь принимавший участие в заседании министр обороны РФ Анатолий Сердюков сказал, что Россия сегодня располагает ядерными зарядами и носителями в количестве, меньшем, чем определено новым российско-американским договором по СНВ. "Мы по всем параметрам, даже по пусковым установкам, выйдем только к 2028 г., тот уровень достигнем, который в договоре. То, что касается боезарядов, то мы выйдем к 2018 г.", - сообщил Сердюков. При этом он подчеркнул, что ни один носитель или боезаряд не будет утилизирован раньше окончания сроков его эксплуатации. "Ни одну единицу мы резать не будем", - сказал Сердюков.