Москвичей подразнят "Формулой-1"

Летом жители столицы вновь смогут полюбоваться на болиды "Формулы-1". Однако рассчитывать на то, что Россия все-таки примет полноценно знаменитую гонку, практически не приходится

Фото: Reuters

Москва. 24 июня. INTERFAX.RU - В один из июльских дней центр Москвы разорвет рев сверхфорсированных двигателей болидов "Формулы-1". Москвичи в третий раз воочию увидят четырехколесные шедевры конструкторской мысли, но столица вряд ли когда-нибудь проведет московский этап Чемпионата мира в "королевском классе".

В середине марта нынешнего года мэр Москвы Юрий Лужков подписал распоряжение о проведении в Москве шоу "Гран-при мировых серий гонок "Вне игры" с участием автомобилей Формулы-1. Новость, растиражированная российскими СМИ, ажиотажа у публики не вызвала, лишь в мае появилась информация о том, что машины команд-участниц Чемпионата мира в классе автомобилей Формула-1 прокатятся вокруг Кремля. Заместитель мэра Москвы Валерий Виноградов рассказал, что трасса для заездов пройдет вокруг московского Кремля.

"Маршрут утвержден: выезд от Васильевского спуска, далее - вдоль Кремлевской набережной с выходом к Манежу, затем до Театральной площади, "Детского мира", разворот, и возвращение к Манежу", - рассказал Виноградов. В настоящее время определена дата – 13 июля, и одна из команд, чьи машины будут сжигать резину о московский асфальт, - Williams. Ожидается и второй участник, название которого пока держится в строгом секрете.

То, что произойдет в центре Москвы в середине июля, – зрелищная коммерческая акция, цель которой – популяризация "Формулы-1". К сожалению, показательные заезды не имеют ничего общего с настоящим формульным Гран-при. Компания Rotterdam Racing провела подобные мероприятия в ряде европейских городов, и теперь привезла шоу в Россию. Здесь стоит напомнить о том, что показательные выступления пилотов "Формулы-1" уже два раза проходили в Москве. Оба раза в столицу приезжали гонщики команды Renault. В октябре 2003 г. заезд проводился на Воробьевых горах, в августе 2005-го трасса прошла по Москворецкой набережной и Большому Москворецкому мосту. Машины эффектно дымили резиной, резко ускорялись, вертелись вокруг своей оси в заносе. Зрителям – восторг, а французским автопроизводителям - рекламные прибыли. В этот раз суть останется примерно той же. Отрадно, что действо растянется аж на восемь часов, а пилоты получат пространство для маневра – раньше машины ездили практически по прямой, теперь же трасса имеет более сложную траекторию. Но если предыдущие заезды можно было посмотреть абсолютно бесплатно, то в этом году места на трибунах уже будут стоить денег. Безвозмездным просмотр будет только на стоячих места вдоль трассы. На трибунах сможет разместиться немногим менее шестисот человек. Минимальная стоимость билета – 1800 рублей. Также определены места по 2000 и 5500 рублей. Те, кто успел выложить 12000 рублей, сможет попасть в vip-ложу. Для парковки личного транспорта неподалеку от места заездов предусмотрено около 300 мест. Стоимость одного машиноместа – 300 рублей, на vip-парковке – 500.

Город к шоу уже готовится – в начале июня на Кремлевской набережной дорожные службы подозрительно долго укладывали новый асфальт, толщина которого дает надежду, что колея появятся хотя бы не в этом году. Столичные власти не опасаются, что болиды "Формулы-1" повредят покрытие. "Наш асфальт выдержал испытание парадом (военной техники - ИФ), выдержит и "Формулу-1", - сказал руководитель департамента транспорта и связи Москвы Леонид Липсиц. При этом он отметил, что при движении гоночных автомобилей скорости не будут очень высокими. "Скорости не будут такими, как мы видим по телевизору, будут действовать скоростные ограничения. Но мы увидим эти машины живьем - это очень интересно", - сказал глава департамента.

В своей рекламе организаторы шоу называют его "Гран-при". То, что покажут в Москве, будет действительно красивым зрелищем, но от настоящего этапа оно отличается - как "Жигули" от "Феррари". А жаль, ведь Москва могла провести настоящую гонку еще при Леониде Брежневе почти тридцать лет назад. Генсек, сам обожавший скорость, о чем сложены легенды, загорелся идеей проведения в самом сердце страны Советов – вокруг стен Кремля - этапа буржуазной "Формулы-1". Дело тогда дошло до переговоров, но ими и закончилось. А когда Брежнева не стало, идея умерла окончательно. Во второй половине девяностых о проведении гонок заговорили вновь. Строились различные прожекты, рисовались трассы, подыскивались места. Автодром "побывал" в Нагатино, в Молжаниново, но так и остался на бумаге. А в 2004 г. даже существовал вариант, нарисованный архитектором Германом Тилке, построившим чуть ли не все новые автодромы, на которых проводятся этапы. Но и этот проект теперь пылится на полке.

Один из высокопоставленных чиновников столичного правительства, пожелавший остаться неназванным, в беседе с корреспондентом "Интерфакса" рассказал, что власти города фактически отказались от идеи проведения этапа и строительства трассы. "В свое время многолетний контракт чуть не подписали, но когда внимательно прочитали перевод текста, увидели, что доля доходов города будет постепенно падать, а доходы коммерческих распорядителей Формулы-1 – расти", - рассказал чиновник.

Власти Москвы можно понять: строительство современного автодрома обходится в сотни и сотни миллионов долларов, а отдача от таких инвестиций быстрой не будет. Но почему в сравнительно небольшой и небогатой Турции инвесторы нашлись, а у нас – нет? Почему в Бахрейне смогли проложить трассу прямо в пустыне? Почему малазийским властям и бизнесменам подобный проект оказался интересен? И, наконец, почему в Сингапуре смогли вписать трассу в границы города, а в Москве - не удалось? К тому же из-за разницы во времени сингапурские организаторы оборудуют район проведения этапа мощнейшей системой освещения, чтобы провести гонку в темное время суток. Так удобнее многомиллионной европейской телеаудитории, хотя только освещение обойдется в несколько десятков миллионов евро. В этом году в Сингапуре пройдет первая гонка. А Китай примет "Большой цирк" уже в третий раз.

Таких "почему" очень много. Страна, занимающая огромную территорию, обладающая сумасшедшими ресурсами, до сих пор топчется на обочине мирового автоспорта. Сегодня в России нет ни одной приличной трассы для кольцевых автогонок. Автодром в подмосковном Мячково? В той же Германии подобного размера трассы проложены чуть ли не у каждого мало-мальски крупного города. Поэтому и сильных пилотов у нас почти нет. Надежды подают три-четыре человека. В GP2, которую называют последней ступенькой перед "Формулой-1", выступает Виталий Петров. Уроженец Выборга показывает неплохие результаты, но на контракт в "королевских гонках" можно рассчитывать, победив в этом чемпионате. В нем, кстати, выступает и племянник "бразильского волшебника" Айртона Сенны – Бруно Сенна. Наследник славной гоночной фамилии не унаследовал в полной мере дара своего покойного дяди, но выступает стабильнее россиянина.

С каждым годом даже теоретическая возможность проведения этапа падает. Трасса строится в Абу-Даби, готовятся проекты в Индии, которая имеет свою команду, в Южной Корее, ЮАР, Греции, Мексике, Португалии. Календарь чемпионата не резиновый, и в ближайшее время мы можем потерять даже математические шансы на гонку. В проведении этапа заинтересованы и организаторы, и участники, среди которых ведущие мировые автоконцерны, для которых Россия – перспективнейший рынок сбыта машин. В последнее время появилась информация о заинтересованности в этом вопросе властей Санкт-Петербурга, который становится автомобильной столицей России, но пока российский бизнес и власти реально не заинтересуются автоспортом, мы так и будем смотреть на "Формулу-1" с обочины.

Новости