Сергей Крюков: Россия никогда не уходила из Африки

Директор департамента Африки МИД РФ Сергей Крюков рассказал "Интерфаксу" о взглядах Москвы на проблемы африканских стран и о сотрудничестве России с государствами континента

Фото: Reuters

Москва. 7 мая. INTERFAX.RU - В последнее время новости с Африканского континента доходят, в основном, не радужные: сомалийские пираты, борьба за власть в Кот-д'Ивуаре, серия переворотов и беспорядков в странах Северной Африки и многое другое. О взглядах Москвы на эти и прочие проблемы африканских стран, о сотрудничестве РФ с государствами континента в интервью обозревателю "Интерфакса" Тимуру Хурсандову рассказал директор департамента Африки МИД России Сергей Крюков.

- Сергей Николаевич, как в целом можно охарактеризовать отношения России с африканскими странами? Зачастую складывается ощущение, что сотрудничество с Африкой у РФ формируется по остаточному принципу – после Европы, Америки, Азии…

- Африка является одним из важных направлений российской внешней политики. Фундаментом для развития разностороннего взаимодействия с континентом служит традиционно дружественный характер отношений России со странами Африки, которых мы рассматриваем в качестве проверенных временем и одновременно перспективных партнеров. Мы искренне заинтересованы в расширении сотрудничества с африканцами, они демонстрируют такой же позитивный настрой.

В соответствии с принципиальными установками российского руководства на активизацию сотрудничества с Африкой осуществляется последовательная работа по укреплению связей со странами континента, их региональными и субрегиональными организациями, прежде всего - с Африканским союзом, расширению взаимодействия в торгово-экономической и других областях. При этом в полной мере учитывается значение Африки как нашего внешнеполитического резерва. В большинстве случаев африканские страны поддерживают российские инициативы в ООН, помогают продвижению наших кандидатур на руководящие посты в международных организациях.

Африка – перспективный рынок сбыта для российской промышленной продукции, в т.ч. высокотехнологичной, что важно с точки зрения задачи модернизации нашей собственной экономики. Одновременно континент – источник многих видов минерального сырья, необходимого для набирающей обороты российской промышленности. Не сбрасывается со счетов и то обстоятельство, что Африка предлагает одну из самых высоких в мире норм прибыли. Даже с учетом сохраняющихся пока в регионе высоких рисков, это предопределяет его привлекательность для развития инвестиционного сотрудничества.

Конечно, связи России с ведущими странами Америки, Европы и Азии в большей степени на виду, в них чаще происходят "прорывные" события. Вместе с тем, это ни в коей мере не означает недостаточного внимания к Африке. Напротив, наши отношения с континентом в последний период находятся на подъеме. Взаимовыгодное российско-африканское сотрудничество становится все более насыщенным и разнообразным.

- В советское время у Москвы в Африке был свой "лагерь" стран социалистической направленности. Удалось ли России восстановить свое присутствие в этих государствах? Где позиции РФ наиболее сильны? Есть ли страны на африканском континенте, которые остаются для нас terra incognita?

- Наша страна активно способствовала достижению независимости африканскими государствами, их национальному, политическому и экономическому становлению. При финансовом и техническом содействии СССР, а затем России на континенте был реализован ряд крупных экономических проектов, ставших для многих африканских государств заметными вехами на пути к более благополучному будущему. Принципиальные ориентиры африканской политики России остаются неизменными и сейчас. Главное отличие – деидеологизированность наших нынешних подходов к выстраиванию сотрудничества со всеми без исключения странами континента. В их основе – учет интересов сторон, здоровый прагматизм и взаимная выгода. Приоритет при этом отдается укреплению политического взаимодействия, опирающегося на близость позиций африканских государств и России в мировых делах, а также всемерному расширению партнерства в торгово-экономической сфере.

Разумеется, мы дорожим дружбой с теми государствами, связи с которыми активно поддерживались в прежние годы. Отношения с ними никогда не прерывались, хотя и не всегда были одинаково интенсивны. На самом деле, вопреки расхожему мнению, Россия никогда не уходила из Африки, а значит, нет необходимости говорить и о нашем туда возвращении.

Что касается второй части Вашего вопроса, хотел бы отметить, что сегодня среди основных партнеров в Африке к югу от Сахары можно выделить Анголу, Гвинею, Кению, Намибию, Нигерию, Уганду, Эфиопию, ЮАР и целый ряд других стран. "Медвежьих", абсолютно не освоенных углов на континенте для нас, к счастью, нет.

- Как обстоит дело с экономическим сотрудничеством с африканскими странами? Какие из них наиболее перспективны для участия российского бизнеса, в каких сферах? Заинтересована ли Россия в совместном освоении африканских природных ресурсов – нефти, урана, алмазов.

- Я уже отмечал, что благодаря осуществляемой целенаправленной работе постепенно приобретает более уверенную динамику торгово-экономическое сотрудничество, налаживается прямое партнерство между предпринимательскими структурами, взаимодействие по линии регионов. Возможности для развития экономических связей со странами Африки есть, и их немало.

Веянием последнего времени стало все более широкое участие российских предпринимательских структур в реализации на континенте масштабных инвестиционных проектов, в т.ч. в таких сферах, как разработка минеральных ресурсов, транспорт, энергетика.

Крупнейшие российские компании (Лукойл, АЛРОСА, Газпром, Ренова, Норникель, Северсталь и др.) имеют устоявшиеся связи с африканскими партнерами, работают над расширением своих позиций на континенте. Интерес к сотрудничеству с Африкой на данном направлении все больше проявляют и другие российские бизнес-структуры. Вместе с тем, хотел бы отметить, что наше сотрудничество с африканскими государствами отнюдь не ограничивается данной сферой, торгово-экономические связи многогранны.

- Насколько активно развивается ВТС с африканскими странами, и с какими из них это удается лучше всего?

- Военно-техническое сотрудничество – важная сфера взаимодействия в современном мире, в т.ч. и с африканскими государствами. Как вы знаете, наша страна в прежние годы активно помогала становлению вооруженных сил многих стран Африки, так что сотрудничество в этой области имеет свою историю. Развиваем мы его и сейчас – достаточно успешно и в строгом соответствии с существующими международными нормами, правилами и ограничениями, не позволяющими, в частности, поставлять продукцию военного назначения в зоны вооруженных конфликтов. Наши связи с африканцами в этой чувствительной сфере не направлены против третьих стран, осуществляются исключительно в интересах укрепления обороноспособности соответствующих африканских государств и тем самым способствуют упрочению мира и стабильности в регионе.

- Африка продолжает оставаться одним из самых опасных мест для работы российских компаний, нередки случаи похищения граждан РФ. Насколько в этих условиях целесообразна деятельность в наиболее "отличившихся" странах? Дает ли МИД какие-либо рекомендации российским компаниям, оказывает ли содействие в обеспечении безопасности наших граждан?

- К сожалению, периодически мы действительно сталкиваемся с необходимостью в срочном порядке помогать нашим согражданам, попадающим в те или иные переделки в странах региона. В последнее время большинство таких случаев связано с разгулом пиратства в Аденском и Гвинейском заливах, а также с обострением отдельных внутригосударственных конфликтов. Естественно, мы стараемся вести превентивную работу, а в случае необходимости задействуем все имеющиеся возможности для максимально быстрой и эффективной помощи нашим согражданам.

Защита законных прав и интересов соотечественников, постоянно проживающих либо временно находящихся за рубежом, в т.ч. в странах региона – абсолютный приоритет в деятельности МИД России и его загранпредставительств, в т.ч. в Африке. Это касается и предупреждений о нецелесообразности деятельности российских компаний в "горячих точках", рекомендаций временно воздерживаться от посещения тех или иных стран. Во взаимодействии с другими компетентными ведомствами мы неоднократно предпринимали самые энергичные усилия по освобождению из плена россиян, работавших по контрактам с отдельными компаниями или входивших в состав экипажей морских судов. Не раз приходилось заниматься и временной эвакуацией российских граждан из государств, где из-за внутренних конфликтов ситуация складывалась наиболее острым образом.

Объективности ради, по крайней мере в странах Африки к югу от Сахары, ситуация с безопасностью сейчас лучше, чем несколько лет назад. Похоже, это не случайное стечение обстоятельств, а тенденция, результат титанической работы соответствующих органов тех самых "отличившихся" африканских стран.

- Насколько остро сейчас стоит проблема "дикого" трудоустройства граждан РФ в странах Африки, когда россияне – пилоты, моряки, другие специалисты – устраиваются там на работу без уведомления официальных структур, а затем сталкиваются с трудностями вплоть до захвата, гибели? Есть ли какая-либо статистика подобных случаев?

- Такой статистики, к счастью, нет. "На слуху" отдельные резонансные случаи. В последний период ситуация с "диким", как Вы его назвали, трудоустройством граждан России в странах Африки не так остра, как это было в те же 90-е. Но мы все еще периодически сталкиваемся с необходимостью вызволять из беды отдельных "искателей приключений". Основные проблемы обычно связаны с тем, что кто-то выехал из страны по неправильно оформленным контрактам и документам, кто-то не информировал наше посольство о своем пребывании в стране. Все это затрудняет работу дипломатов, однако мы в любом случае приходим на помощь нашим согражданам.

- В последние месяцы африканский континент превратился в одну большую "горячую точку". По Вашему мнению, насколько вероятно, что в Африке продолжится волна переворотов и вооруженных столкновений за власть? Где можно ожидать следующего "сюрприза"?

- Думается, что ситуация все же не так драматична. На Севере Африки действительно происходит нечто беспрецедентное. Но Север континента, который, кстати, цивилизационно принадлежит к арабскому миру, – это не вся Африка. Конечно, в военно-политическом плане обстановка в регионе в целом остается непростой. Взять хотя бы недавние события в Кот-д’Ивуаре, хотя положение там постепенно нормализуется. Но, по оценкам международных экспертов, подтверждаемым самими африканцами, несмотря на сохраняющиеся проблемы, общая динамика в вопросах мира и безопасности на континенте все-таки положительная. За последние годы урегулирован целый ряд острых многолетних кризисов. С удовлетворением отмечаем, что все большую ответственность за решение наиболее острых проблем континента берет на себя крупнейшее региональное объединение – Африканский союз. Как и все мировое сообщество, Россия приветствует эту позитивную тенденцию и считает необходимым ее всемерно укреплять. Принципиально важно, чтобы соответствующая деятельность Афросоюза строилась в тесном взаимодействии с ООН и ее СБ – главным гарантом международного мира и безопасности. Мы со своей стороны неизменно содействуем такому взаимодействию. Намерены делать это и впредь.

К сожалению, на континенте не до конца изжита практика неконституционных захватов власти, но и здесь можно констатировать определенные позитивные подвижки. Африканцы не только осуждают военные перевороты, но и вводят жесткие санкции против попыток недемократического прихода к власти, вплоть до коллективного силового принуждения, естественно, в строгом соответствии с Уставом ООН и Африканского союза.

Исключать возможность негативных рецидивов пока было бы неоправданным оптимизмом. Но и предсказывать, где может "рвануть" в следующий раз, я бы не стал. Это – дело неблагодарное.

- Считает ли Россия легитимным приход к власти в Кот-д'Ивуаре (РКИ) Алассана Уаттары? Стабилизирует ли его победа обстановку в стране?

- В качестве нового президента РКИ А.Уаттара признан Африканским союзом, ООН, большинством членов международного сообщества. Мы тоже намерены исходить из сложившихся реалий и будем налаживать конструктивный диалог с новыми ивуарскими властями как в политической, так и в экономической сфере. Видим большой потенциал в наших отношениях с этой африканской страной.

С окончанием двоевластия ивуарский кризис не завершился. Убеждены, что выход из него должны найти сами граждане РКИ при активном содействии других африканцев, прежде всего Афросоюза. Задач много - предотвратить политические репрессии и сведение счетов, не допустить фрагментации страны по этно-конфессиональному признаку, запустить процессы национального примирения и экономического восстановления. В кратчайшие сроки необходимо нормализовать гуманитарную ситуацию. В решении этих и других проблем ивуарцам потребуется помощь со стороны мирового сообщества. Россия со своей стороны готова принять участие в международных шагах по возрождению РКИ.

- Сомали остается одной из самых нестабильных точек в Африке. Какие меры, по Вашему мнению, надо предпринять для улучшения обстановки в стране, в целом, и для эффективной борьбы с пиратством, в частности? Поддерживает ли Россия идею военных операций в этой стране?

- Действительно, Сомали до сих пор не может преодолеть последствий кризиса государственности, с которым страна столкнулась в начале 90-х гг. До сих пор на ее территории существует несколько никем не признанных самопровозглашенных квазигосударственных образований. Но есть и некоторый позитив.

Несколько лет назад при поддержке международного сообщества была воссоздана центральная власть – Переходное федеральное правительство в Могадишо, призванное действовать в рамках т.н. Переходной федеральной хартии – своего рода "дорожной карты" внутрисомалийского урегулирования.

К сожалению, переходное правительство, в принципе успешно противостоящее экстремистским группировкам и вносящее свой вклад в борьбу с пиратством, оказалось не на высоте в том, что касается решения задач переходного периода (выборы президента, парламента, назначение постоянного правительства, принятие новой Конституции). Более того, оно практически перестало следовать общепризнанной "дорожной карте", отказывается от взаимодействия с международным сообществом и продвигает свой собственный план урегулирования, предусматривающий продление полномочий всех переходных структур на один год. Согласиться с таким подходом трудно.

И в этом сейчас главная проблема. Если до окончания переходного периода не будет найдено компромиссного решения по формированию стабильных институтов власти, законность нынешнего правительства Сомали окажется под вопросом, что может крайне негативно отразиться на всем процессе сомалийского урегулирования.

Приоритетной задачей остается обеспечение безопасности в Сомали. Для этого нужно сохранять и укреплять миссию Афросоюза в Сомали (АМИСОМ), играющую ключевую роль в продвижении процессов примирения и стабилизации, формировании собственных сил безопасности Сомали. Необходимо также гарантировать эффективность действующих санкционных режимов, чтобы исключить подпитку оружием и финансами орудующих в стране разномастных боевиков.

В зоне особого внимания международного сообщества, безусловно, должна находиться крайне тяжелая гуманитарная обстановка в стране, которой из-за засухи угрожает продовольственный кризис. В последний период Россия дважды направляла в Сомали гуманитарную помощь – продовольствие и медикаменты. Будем и далее изыскивать возможности для оказания сомалийцам гуманитарного содействия.

Что касается вопроса о проведении военных операций в Сомали, то наша позиция четкая – мы выступаем исключительно за мирное урегулирование внутрисомалийского кризиса с учетом интересов всех слоев и групп населения. Исходим из того, что нормализация обстановки в этой стране – дело прежде всего самих сомалийцев.

- До сих пор не решен вопрос о том, что делать с задержанными пиратами, под какую юрисдикцию они попадают? Каким вы видите решение вопроса – должен ли это быть международный суд, региональный или что-то другое?

- Несмотря на все усилия международного сообщества, приходится с сожалением констатировать, что заметных успехов в борьбе с пиратством в северо-западной части Индийского океана пока не наблюдается. Наоборот, активность пиратов возрастает, география нападений расширяется.

Для прочного искоренения пиратства требуется решить целый комплекс вопросов, включая решение базовых социально-экономических и политических проблем в Сомали, которые рождают это уродливое явление.

Особую актуальность имеет вопрос о путях привлечения пиратов к уголовной ответственности, обеспечение неотвратимости их наказания.

Россия последовательно выступает за учреждение международного судебного механизма для уголовного преследования пиратов. Важным шагом в этом направлении стало недавнее принятие СБ ООН инициированной Российской Федерацией резолюции 1976. В ней Совет Безопасности постановил в срочном порядке рассмотреть вопрос об учреждении специализированных судебных инстанций для уголовного преследования пиратов, в т.ч. экстерриториального сомалийского специализированного суда.