Маленький Шумахер

Себастьян Феттель одержал пятую из шести возможных побед в сезоне, завоевав заветный Grand Prix в легендарной гонке в Монако. А заодно почти убил и интригу в чемпионате

Фото: Reuters

Москва. 30 мая. INTERFAX.RU – Гонка в Монте-Карло является старейшим и престижнейшим этапом в гоночном календаре "Королевских гонках". Трасса в карликовом княжестве, площадь которого менее двух квадратных километров, никогда не испытывает недостатка в болельщиков, скорее наоборот – "лишний билетик" здесь спрашивают степенные господа, которые не успели забронировать место в первом ряду гавани Монако для своих яхт. Места здесь выкупают за год до гонки.

Престиж Гран-при Монако поддерживают и власти этого микрогосударства – приз победителю вручает лично князь Альберт, присутствующий на гонке от начала до конца, до него много лет подряд это делал ныне покойный князь Ренье, главный поклонник "Формулы-1" в стране.

Этот этап уникален во многом: единственная гонка в мире, ради которой перекрывают дороги целой страны, это самый короткий (260 вместо обычных 300 километров) и самый медленный этап по средней скорости на круге. Временная трасса в Монте-Карло является и достаточно опасной, в первую очередь, для болидов – из-за плотной застройки здесь нет реальных зон вылета, поэтому почти любая ошибка приводит к контакту с металлическим отбойником. В лучшем случае это заканчивается внеплановым посещением боксов для замены разбитого антикрыла, но чаще всего к досрочному прекращению гонки. Узенькая трасса предъявляет особые требования к квалификации, так как обгонять в Монако крайне сложно, каждый такой удачный маневр сродни маленькому волшебству.

Тем не менее, на самой медленной трассе в году есть вполне скоростной участок – тоннель под гостиницей, из которого гонщики вылетают на скорости около 250 км/ч, после чего должные резко затормозить до 60, чтобы пройти медленную шикану. Сложности добавляет то, что выезжая из темного тоннеля на свет, гонщики получают солнечный удар по глазам. В этот раз пилотам "удружили" и дорожные службы, уложившие в нескольких местах трассы свежий асфальт. Судя по качеству, работали ребята из среднеазиатских республик, занимающиеся тем же в Москве, где на многих свежих участках дорог машину трясет как на стиральной доске. Одну из кочек работяги "налепили" раз на траектории торможения после выезда из тоннеля.

Оценить творчество гастарбайтеров-монегасков смогли сразу несколько пилотов. Витантонио Лиуцци разложил машину еще в четверг, да так, что ее не успели восстановить за несколько часов до начала второй сессии свободных заездов. Затем в том же месте потерял машину Виталий Петров, однако россиянину повезло больше - он смог отловить машину, отделавшись разбитым носовым обтекателем, который ему сменили после того, как он добрался своим ходом в боксы. В субботу с отбойником в том же месте познакомился Нико Росберг, Mercedes которого собрали уже в начале квалификации.

Главным неудачником этого места стал Серхио Перес. Мексиканский новобранец Sauber затянул до последнего свою попытку в финале квалификации и шел по трассе с неплохим временем, претендуя на место в районе пятой, шестой позиции. На той же кочке Серхио потерял управление, машину резко бросило в отбойник, после чего неуправляемый болид, не снижая скорости, сильно ударился правым бортом о пластиковые защитные блоки. Молодой пилот не смог сам вылезти из кокпита, что является не очень хорошим знаком. На трассе появился автомобиль медицинской службы и спасатели. Гонщика извлекли из машины и отправили в больницу, где, к счастью. Выяснилось, что он отделался сотрясением головного мозга, вывихом бедра и ушибами.

Поул вновь взял Себастьян Феттель, который, судя по темпу, всерьез планирует перебить рекорд всех времен Михаэля Шумахера, завоевавшего за карьеру 91 поул-позицию. Вторым квалифицировался Дженсон Баттон, третьим – Марк Уэббер. Опять странно себя повели машины Ferrari – Фернандо Алонсо доминировал во время свободных практик, но в квалификации алые болиды смогли закрепиться только на четвертом и шестом местах. Виталий Петров впервые в сезоне не попал в финал, оставшись на 11-место, которое позже превратилось в десятое, после того, как стало ясно, что Перес не выйдет на трассу.

Старт гонки прошел без происшествий, Феттель сохранил лидерство, Уэббер опять упустил позицию, пропустив Алонсо. Петров смог подняться на восьмое, что весьма неплохо в Монако. Меньше всего повезло пилотам Mercedes, которые не могли поддерживать нормальную скорость, Нико Росберг практически без боя отдал несколько позиций и вынужден был досрочно посетить боксы для смены резины. Гонщики играли с тактикой, меняя составы резины soft и super soft. Под конец гонки к лидирующему Феттелю приблизились Алонсо и Баттон. Немец явно сдерживал преследователей, кроме того, из-за ошибки в стратегии, он был вынужден отказаться от явно запланированного пит-стопа. На изношенной резине Себастьян с трудом удерживал испанца и британца. На финише гонки ожидалась драматичная развязка, но ее убил Адриан Сутил. Немец из Force India пробил колесо и резко сбросил скорость. Все это произошло в медленной шикане, перед которой гонщики сильно сбрасывают скорость. Увидев замедлившуюся машину, резко затормозил Льюис Хэмилтон, не ожидавший этого Хайме Альгерсуари ударил сзади McLaren англичанина. Виталий Петров, шедший следом, не успел погасить скорость, когда его болид поддел носовым обтекателем своего Toro Rosso Себастьян Буэми, после этого неуправляемый Lotus Renault под углом влетел в рельс безопасности. На трассу сразу же выехал пейс-кар, который уже посещал трассу после того, как Фелипе Масса разбил машину в знаменитом тоннеле. Хуже было другое – Виталий, хоть и был явно в сознании, крутил головой в шлеме, но вылезти из машины не мог. На трассе появился автомобиль медиков, гонку остановили, после чего потянулись долгие минуты ожидания. Те, кто следят за "Формулой-1", знают, что первым нехорошим симптомом во время аварии является неспособность пилота самостоятельно покинуть кокпит, еще хуже, если на трассе появляются врачи, а гонщика не могут быстро достать из машины. К тому же в последние годы, по этическим соображениям, все манипуляции с пилотом скрыты от глаз зрителей белыми полотнами, которые стюарды растягивают на руках над местом аварии. Такая практика была введена после жуткой аварии, унесшей жизнь легендарного Айртона Сенны, когда кадры, на которых окровавленного бразильца извлекали из машины, транслировали в прямом эфире на половину земного шара! Гонка возобновилась через 15 минут, за которые пилоты, включая Феттеля, сменили резину, а Хэмилтону даже успели починить надломленное заднее антикрыло, пострадавшее в аварии с Альгерсуари.

На свежем комплекте колес, действующий чемпион мира смог спокойно отстоять свою победу, позволив Алонсо и Баттону занять только второе и третье места. Позднее пресс-служба Lotus Renault сообщила, что Петров обошелся без переломов, а позднее и сам Виталик был выписан. Пилот сообщил, что после аварии почувствовал сильную боль в левой лодыжке, которая временно потеряла чувствительность. Тем не менее, россиянин заявил, что полностью восстановится к Гран При Канады, который пройдет через две недели. Будем надеяться, что и Серхио Перес сможет вернуться в гонки в Монреале. Где, судя по всему, опять будут доминировать ребята из Red Bull, а точнее один парень, и мы се его знаем…

Положение пилотов в личном зачете после шести этапов:

1. С. Феттель (Red Bull) – 143;

2. Л. Хэмилтон (McLaren) – 85;

3. М. Уэббер (Red Bull) – 79;

4. Д. Баттон (McLaren) – 76;

5. Ф. Алонсо (Ferrari) – 69;

6. Н.Хайдфельд (Lotus Renault) – 29;

7. Н.Росберг (Mercedes GP) – 26;

8. Ф. Масса (Ferrari) – 24;

9. В. Петров (Lotus Renault) – 21;

10. К.Кобаяши (Sauber) – 19;

11. М.Шумахер (Mercedes GP) – 14;

12. А. Сутил (Force India) – 8;

13. С. Буэми (Toro Rosso) – 7;

14. Р.Барикелло (Williams) – 2;

15. С.Перес (Sauber) – 2;

16. Пол ди Реста (Force India) – 2.

Кубок Конструкторов:

1. Red Bull – 222;

2. McLaren – 161;

3. Ferrari – 93;

4. Lotus Renault GP – 50;

5. Mercedes GP – 40;

6. Sauber – 21;

7. Force India – 10;

8. Toro Rosso – 7;

9. Williams – 2.

Обозреватель Илья Морозов

Новости