Уверен, что наличие отдельных проблем не повлияет на политический фон саммита Россия-ЕС в Нижнем Новгороде

Замминистра иностранных дел РФ Александр Грушко рассказал агентству "Интерфакс" о тонкостях вступления России в ВТО, введении безвизового режима между РФ и ЕС, а так же об энергетических взаимоотношениях России и Европы

Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 8 июня. INTERFAX.RU - Заместитель министра иностранных дел России Александр Грушко дал интервью Руководителю дипломатической группы "Интерфакса" Ольге Головановой в преддверии саммита РФ-ЕС 9 июня в Нижнем Новгороде по актуальному вопросу, связанному с запретом ввоза в Россию овощей из ЕС, а также по волнующим стороны вопросам визового и энергетического диалога.

- Александр Викторович, как Вы оцениваете общую атмосферу отношений РФ-ЕС в преддверии очередного саммита Россия-ЕС в Нижнем Новгороде?

- Атмосфера рабочая. Отношения находятся в фазе устойчивого роста во всех ключевых областях, и я уверен, что именно это обстоятельство, а не наличие отдельных проблем, что естественно для отношений Россия-ЕС, будет определять политический фон саммита в Нижнем Новгороде.

- Считаете ли Вы, что так называемый «овощной вопрос», связанный с запретом Россией на ввоз всех овощей из всех стран-членов ЕС, может негативным образом сказаться на политических и торговых отношениях Россия-ЕС? Ведь многие еще помнят историю с мясным эмбарго, и мало кто хотел бы ее повторения. Когда может разрешиться данная проблема и Россия снимет запрет? Пойдет ли об этом речь на саммите, что ответит Россия на требования ЕС?

- Уверен, что этот вопрос при всех эмоциях не скажется никак, в нем ноль политики. ЕС будет разрешено вновь ввозить овощную продукцию в Россию, как только Брюссель предоставит нам надежные и проверяемые гарантии безопасности продукции. Кстати говоря, вопрос о польском мясе, который действительно обсуждался в ходе саммита Россия-ЕС в Самаре, был решен не путем политических переговоров, а сразу после того, как Брюссель предоставил нам гарантии и создал систему, которая обеспечивала, что под видом польского мяса нам поставляется действительно польское мясо, а не индийская буйволятина или другие суррогаты.

- Мы рассчитываем, что вопрос будет решен на уровне соответствующих служб. Все необходимые заявления были сделаны. Вчера ЕС продвинулся в понимании того, что могло служить причиной вспышки заболевания. Еще раз подчеркну, что если российская сторона получит все необходимые гарантии, вопрос будет закрыт.

- На сегодня достаточно убедительных разъяснений нет. Вместе с тем не стоит драматизировать решения, которые принимаются странами по ограничению доступа на рынки того или иного вида сельскохозяйственной продукции. Это происходит сплошь и рядом. У России и у ЕС наработаны понятные для партнеров методики как по введению таких мер, так и по прекращению их действия. Эмоций много, но, на самом деле, специалисты понимают, о чем идет речь. И как только будет ясна причина, по которой в Западной Европе произошла эпидемия, можно будет двигаться в направлении снятия соответствующих ограничений.

- Можно ли надеяться, что это произойдет до саммита?

- Это зависит от поворотливости структур Евросоюза.

- Как Вы могли бы прокомментировать заявление представителя ЕС в Москве г-на Фернандо Валенсуэлы о том, что Россия должна выполнять все правила ВТО, включая договоренности по фито-сантираным нормам даже еще не будучи членом этой организации? Не считаете ли Вы это вмешательством во внутренние дела, что ЕС слишком много на себя берет? И может ли «овощное эмбарго» стать камнем преткновения на наших переговорах по вступлению в ВТО?

- На самом деле, Россия уже давно придерживается правил ВТО, и все ключевые вопросы в отношениях с ЕС мы закрыли еще в 2004 году. Что касается взаимодействия в санитарной и фито-санитарной сферах, то это отдельная область, и Россия с ЕС достигли здесь большого прогресса. Думаю, не ошибусь, если скажу, что на сегодня нам удалось гармонизировать 90% стандартов, которые составляют основу санитарного и фито-санитарного контроля. Остаются 10%. Речь идет о достаточно серьезных проблемах, в частности о предельных уровнях содержания антибиотиков в пищевой продукции, и этот вопрос не является предметом политических переговоров, а должен быть решен на основе научно-обоснованных исследований.

Мы этот путь готовы пройти и исходим из того, что не будут предприниматься попытки искусственно привязать эту самостоятельную проблему в наших отношениях к проблематике вступления России в ВТО. При этом надо иметь в виду, что вопрос о фито-санитарном контроле – это улица с двусторонним движением. Известно, что на сегодняшний день объем импорта сельскохозяйственной продукции из Евросоюза в Россию в 10 раз превышает российский экспорт в Евросоюз. И мы не в меньшей степени, чем ЕС, заинтересованы в устранении разного рода бюрократических препон, которые мешают нашим производителям выходить на рынки ЕС с конкурентной продукцией.

Когда нам приводят аргументы, связанные с ВТО, обращаю внимание на то, что сами страны Евросоюза, являющиеся все без исключения членами ВТО, вводят в отношении своих партнеров по ЕС заградительные меры. Здоровье людей превыше всего. Мы действуем точно также.

- Александр Викторович, с чем конкретно Россия и ЕС подойдут к саммиту по визовому вопросу? Будет ли на нем чудом утвержден список совместных шагов? Какие достижения в нашей копилке? Не считаем ли мы, что ЕС водит Россию за нос и намеренно идет на промедление процесса, ведь за последние полгода был ряд заявлений о том, что безвизовый режим с Россией Евросоюзу на самом деле не нужен.

- Российская сторона заинтересована в введении безвизового режима и, как неоднократно заявлялось на самом высоком уровне, готова к соответствующим решениям хоть завтра. Речь идет о предоставлении возможностей гражданам России и ЕС посещать без виз и Россию, и Евросоюз в течение 90 дней. Но чудес, как известно, не бывает. В настоящий момент мы ведем очень напряженные переговоры с ЕС по содержанию «совместных шагов», которые открыли бы перспективу заключения соответствующего соглашения. Стороны обменялись своими представлениями по содержанию таких шагов.

Мы исходим из того, что они должны быть понятными, выполнимыми и содержать четкие критерии выполнения. Кроме того, список таких шагов должен быть исчерпывающим. Нельзя допустить, чтобы он дополнялся вопросами, которые не относятся непосредственно к визовой сфере. Эксперты продолжают работать. Мы были бы готовы к тому, чтобы соответствующий документ был доработан до саммита в Нижнем Новгороде. Вместе с тем целый ряд предложений, которые внес ЕС, вызывают у нас вопросы, прежде всего, в части, касающейся их сопряжения с тематикой безвизового режима. Мы работаем очень активно, и в любом случае надеемся на достижение конкретных результатов в ближайшее время. Именно к этому мы будем настойчиво подвигать наших партнеров.

При этом мы убеждены, что безвизовый режим не только один из опорных элементов сотрудничества Россия-ЕС, но и воплощение обязательств обеспечивать свободу передвижения, которые вытекают из Хельсинкского заключительного акта 1975 года, о чем, кстати, многие наши партнеры предпочитают не вспоминать.

Что касается якобы незаинтересованности ЕС в введении безвизового режима, то я абсолютно убежден, что заинтересованность у них не меньше, чем у россиян. Ежедневно от западного бизнес-сообщества, туроператоров, гражданского общества, просто граждан ЕС мы получаем сигналы о необходимости ускорения работы по установлению безвизового режима.

Параллельно мы максимально интенсифицируем переговоры по внесению необходимых изменений в действующее соглашение об упрощении визовых процедур Россия-ЕС. В настоящее время рассматривается вопрос расширения категорий граждан, которые будут пользоваться упрощенным режимом, а также о дальнейшем развитии практики выдачи многократных виз на продолжительный период. Параллельно этим переговорам мы ведем консультации с целым рядом стран ЕС, которые готовы заключать с нами двусторонние соглашения. Все это может привести к существенному упрощению действующего режима и де-факто будет способствовать повышению мобильности населения.

- С кем именно планируется заключить двусторонние соглашения и не могли бы Вы приблизительно сказать о сроках выхода на следующие стадии по упрощению и в дальнейшем отказа от виз?

- Трудно называть сроки, потому что речь идет о переговорах, где конечный результат зависит от двух сторон. Но, тем не менее, мы исходим из того, чтобы завершить все эти процессы как можно скорее.

Мы ведем активные консультации и будем готовы формализовать упрощенные процедуры в двусторонних договоренностях. В частности, готовность к переходу к практике выдачи многократных виз высказали Франция, Италия, Испания и целый ряд других стран.

- Еще недавно считалось, что главным противником введения безвизового режима, как это ни странно, является Германия…

- Здесь нет противников. Но, действительно, сегодня ведется много разговоров о том, что в условиях, когда ЕС подвергается миграционному давлению в результате событий на Севере Африки, тема либерализации Шенгена становится все менее популярной и привлекательной для политиков в ЕС. Но мы убеждены, что, во-первых, обязательства, которые мы все взяли в двустороннем и многостороннем плане должны быть выполнены и что не существует никакой миграционной опасности со стороны России. Действующее соглашение о реадмиссии, по которому ведется статистика, об этом красноречиво свидетельствует. Поэтому у нас есть убежденность в том, что даже в нынешних условиях этот вопрос абсолютно решаем и нет никаких препятствий, чтобы добиться в этом деле решительного прогресса.

- Когда может быть готово к подписанию новое базовое соглашение между Россией и ЕС? Или этот процесс подчинен вступлению России в ВТО и договоренностям по энергетике?

- В работе над новым соглашением мы продвинулись достаточно далеко. Сегодня действительно камнем преткновения становится вопрос о том, как интегрировать будущее членство России в ВТО в это соглашение, а также как отразить в нем новый экономический фактор, связанный с образованием таможенного союза Россия-Белоруссия-Казахстан. На все вопросы мы дали соответствующие ответы и, в частности, исходим из того, что предстоящее вступление России в ВТО позволит полностью снять все препятствия на пути согласования экономического раздела этого соглашения. Что касается других разделов, которые охватывают вопросы внешней безопасности, внутренней безопасности науки, культуры и образования, то переговоры вышли на финишную прямую.

- Кстати по поводу энергетики, найдены ли точки урегулирования с Вильнюсом по сохранению инвестиций, сделанных "Газпромом" в транспортные мощности Литвы?

- Литва – это частный случай. Речь идет о более сложной проблеме – путях и способах имплементации так называемого "Третьего энергетического пакета". Мы ведем консультации с ЕС на этот счет, считаем, что решение, которое должно быть выработано, должно учитывать законные интересы российской стороны и должно соответствовать обязательствам, вытекающим из 34 статьи ныне действующего Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, которое запрещает принимать меры, которые ухудшали бы условия для инвестиций. Кроме того, мы будем настаивать на том, чтобы продолжалась работа над формированием новой юридической базы в сфере энергетики, которая должна обеспечивать гарантии для долгосрочного сотрудничества в этой сфере, включая вопрос инвестиций и защиту прав производителей, транзитеров и потребителей. Эту работу мы хотим, прежде всего, отстроить на площадке Европейской экономической комиссии ООН в Женеве.

- Еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер говорил о том, что нормы "Третьего энергопакета" противоречат заключенным Россией межправсоглашениям с отдельными странами ЕС и что эту проблему необходимо решить путем заключения соглашения на уровне Евросоюза. Каким образом важные для России пункты межправсоглашений могут быть сохранены в новом соглашении Россия-ЕС? Не ухудшит ли это положение России и "Газпрома" в частности?

- И Россия, и ЕС, я надеюсь, в равной степени заинтересованы в том, чтобы наше энергетическое сотрудничество осуществлялось в понятной для обеих сторон системе координат. У нас действует энергодиалог, который направлен на то, чтобы сопоставлять энергетические стратегии России и ЕС до 2050 года, то есть это инструмент оценки, с одной стороны, потребностей в энергоресурсах, а с другой стороны, возможностей поставки энергоресурсов на соответствующие рынки. Кроме того, в ходе диалога рассматриваются вопросы энергоэффективности, инвестиций и инфраструктуры. Не меньшую роль будет играть новая нормативная база для отношений Россия-ЕС. Энергораздел будет включен в новое базовое соглашение Россия-ЕС. Естественно, сотрудничество может быть только равноправным. Тогда будут созданы благоприятные условия для долгосрочных контрактов и крупных инфраструктурных проектов, что в интересах России и ЕС. И, как признаются многие наши собеседники из Евросоюза, в том числе представители руководства, энергетика – это та сфера, где нельзя допустить стихии рыночных механизмов. Мы такой подход полностью разделяем.