Битва нервов на реке святого Лаврентия

Канадский этап "Формулы-1" завершился в минувшее воскресенье эффектной победой чемпиона мира 2009 года Дженсона Баттона

Фото: Reuters

Москва. 14 июня. INTERFAX.RU – Канадская гонка еще до своего начала обещала сюрпризы – трасса около Монреаля, созданная на искусственном острове на реке святого Лаврентия, технически не очень хорошо подходила болидам команды Red Bull, которые крайне хороши в поворотах, но проигрывают некоторым конкурентам в скорости на прямых, а их в Канаде немало.

Все три сессии свободной практики и квалификация почти обошлись без сюрпризов – несмотря на опасения, поул вновь взял Себастьян Феттель, но вот компанию на первом ряду ему составил не Марк Уэббер на такой же машине, и не Льюис Хэмилтон с Дженсоном Баттоном, которым McLaren позволяет хотя обозначать борьбу с Феттелем. Вторым в Монреале квалифицировался Фернандо Алонсо, а третьим стал бразилец Фелипе Масса. Уэббер смог завоевать лишь четвертое место. Виталий Петров пробился в первую десятку, но лишь сумел замкнуть ее, уступив своему напарнику Нику Хайдфельду второй раз в сезоне.

О том, что в выходные в районе трассы ожидаются осадки, было известно еще в середине недели, и если в субботу небесная канцелярия пожалела участников чемпионата и зрителей, то в воскресенье тучи разверзлись и с неба полило. Дождь начался еще до начала гонки, поэтому пилотам сразу поставили дождевую резину, а старт проходил за автомобилем безопасности. После четырех кругов за пейс-каром был дан рестарт, и сразу после этого начались неприятности, источником которых, правда, была не стихия, а Льюис Хэмилтон. Британец, славящийся агрессивным поведением на трассе, сразу пошел в атаку на Марка Уэббера. McLaren и Red Bull сцепились колесами и вылетели в асфальтированную зону безопасности, и если Хэмилтон смог быстро вернуться на трассу, то Уэббер потерял кучу позиций, прежде чем сумел развернуться и выехать обратно. Потерявший в этом инциденте пару мест Льюис с удвоенной силой начал прорываться наверх. На прямой старт-финиш он ринулся мимо собственного партнера по команде Дженсона Баттона, однако соотечественник попросту не увидел его в водяном шлейфе, который оставляли за собой болиды на мокрой трассе. Перекрывая траекторию, Дженсон начал смещаться влево. Льюис самонадеянно думал, что партнер отступит и пропустит его вперед, но просчитался, и один болид McLaren отправил второй на газон и в стену, после чего Хэмилтон попытался продолжить движение, но был вынужден припарковать машину на обочине с разбитым передним антикрылом и измочаленным задним колесом, болтающимся на подвеске. Позднее выяснилось, что сама подвеска была цела и сумей Льюис добраться до боксов, теоретически он смог бы продолжить гонку, но это было уже потом.

В какой-то момент, когда трасса начала постепенно подсыхать, гонщики постепенно потянулись в боксы для установки промежуточного типа резины, но затем грянул такой ливень, что все те, кто успел поставить более "сухую" резину, вновь поехали в боксы – за дождевой. Мытарства пилотов и команд прервал автомобиль безопасности, который выпустили, чтобы исключить необдуманные обгоны и снизить скорость болидов. На 25-м круге гонка была остановлена и пилоты вновь встали на стартовой решетке, но уже по фактическому расположению на трассе. Перерыв продолжался более двух часов. Пока пилоты прогуливались по боксам в ожидании рестарта, стюарды на трассе лихорадочно щетками сгоняли потоки воды с асфальта. Для борьбы с потопом на трассу выехали уборочные машины. Подготовив болиды к рестарту, команды откровенно скучали, угощаясь прямой на стартовой прямой горячим чаем и печеньем.

Наконец, после того, как природа смилостивилась, дождь утих и воды стало чуть меньше, пелотон снова тронулся вслед за автомобилем безопасности. В боевом режиме гонка возобновилась через десять кругов – ровно на половине дистанции. Дальше в игру вступили талант, умение беречь резину и вовремя принятые решения о пит-стопе. Дженсон Баттон, с самого начала гонки собиравший неприятности, продолжил получать по полной от судьбы. В одной из атак англичанин, который к тому времени успел побывать в боксах два лишних раза (после столкновения с Хэмилтоном, а также в виде наказания за превышение скорости на пит-лейн), атаковал Фернандо Алонсо, после чего Ferrari испанца села днищем на поребрик и не смогла продолжить движение, а Дженсон вновь отправился в боксы – менять пробитое колесо.

К концу гонки постепенно начало подсыхать, и пилоты поочередно начали заезжать в боксы для установки сликов. Воспользовавшись сначала свежей дождевой, а затем и вовремя установленной сухой резиной, Баттон летел по трассе как ошпаренный. Проведя череду сумасшедших обгонов, где ни один из пилотов просто не смог составить ему конкуренцию, Дженсон догнал пару Шумахер – Уэббер. Семикратный чемпион мира за счет грамотных пит-стопов впервые после возвращения в гонки сумел подняться в гонке на реальную вторую позицию. На более слабом Mercedes Михаэль умело сдерживал гораздо более быстрого Марка. Немец пользовался тем, что к концу гонки пилоты накатали сухую траекторию, за пределы которой на недождевой резине выезжать смерти подобно. Чуть ранее в этом убедился Фелипе Масса – бразилец, шедший к верному подиуму, не поделил дорогу с круговым пилотом, выехал на мокрый асфальт и расколошматил нос болида о стену, завоевав в итоге только шестое место.

Уэббер "подвиг" Массы повторять не хотел, поэтому ждал ошибки со стороны Шумахера. И ждать ему пришлось немало – Михаэль семь раз побеждал в Канаде и трассу эту знает лучше, чем свое швейцарское поместье. Зато нагнавшему их Баттону было все равно кто перед ним и где можно обгонять. Дженсон просто на ближайшей прямой обогнал обоих и уехал. Через круг, набравшись смелости, и поняв, где Шумахер перекрывает траекторию, и Уэббер смог пройти немца. Так легендарный гонщик за пару кругов лишился не только второго места, но и вообще подиума. В утешение можно сказать, что четвертое место Шумахера – это лучший его результат в этом сезоне, кроме того, он показал, что возраст ему не помеха. "Красный барон" заставил замереть трибуны, отбивая, безо всякой иронии, превосходящие силы противника.

Баттон же, моментально догнав Феттеля, спокойно лидировавшего всю гонку, приблизился на расстояние атаки, но кавалерийским наскоком пройти его не смог. Британец висел на хвосте машины немца, когда два лидера ушли на последний круг, в воздухе явно запахло дракой. Но Себастьян ее сумел избежать… задев колесом мокрую часть асфальта и потеряв машину в одном из поворотов. Дженсону хватило этого, чтобы выскочить вперед и помчать к первой победе в сезоне, а Феттель уныло приплелся вторым, упустив верную победу. В этот день ее был больше достоин другой человек, и он ее заслужил. Заодно Баттон вышел и на второе место в общем зачете чемпионата, правда от грустного серебряного призера Канады он отстает аж на 60 очков. Себастьян может вообще две гонки пропустить и все равно остаться лидером! Третьим на подиум взошел Уэббер. Виталий Петров провел уверенную гонку и финишировал пятым, в отличие от своего напарника, который в одной из атак ткнул носом болида в хвостовую часть Sauber Камуи Кобаяши, после чего переднее антикрыло на Lotus Renault под нагрузкой оторвалось, попало под днище, и неуправляемый болид улетел с трассы тормозя о стены.

Следующий этап состоится на испанской трассе в Валенсии, где проложена временная трасса в местном порту. Этот трек изобилует различными поворотами, поэтому Red Bull снова может взять реванш и показать, кто в доме хозяин.

Положение пилотов в личном зачете после шести этапов:

1. С. Феттель (Red Bull) – 161;

2. Д. Баттон (McLaren) – 101;

3. М. Уэббер (Red Bull) – 94;

4. Л. Хэмилтон (McLaren) – 85;

5. Ф. Алонсо (Ferrari) – 69;

6. Ф. Масса (Ferrari) – 32;

7. В. Петров (Lotus Renault) – 31;

8. Н.Хайдфельд (Lotus Renault) – 29;

9. М.Шумахер (Mercedes GP) – 26;

10. Н.Росберг (Mercedes GP) – 26;

11. К.Кобаяши (Sauber) – 25;

12. А. Сутил (Force India) – 8;

13. С. Буэми (Toro Rosso) – 8;

14. Х.Альгерсуари (Toro Rosso) – 4;

15. Р.Барикелло (Williams) – 4;

16. С.Перес (Sauber) – 2;

17. Пол ди Реста (Force India) – 2.

Кубок Конструкторов:

1. Red Bull – 255;

2. McLaren – 186;

3. Ferrari – 101;

4. Lotus Renault GP – 60;

5. Mercedes GP – 52;

6. Sauber – 27;

7. Toro Rosso – 12;

8. Force India – 10;

9. Williams – 4.

Обозреватель Илья Морозов

Новости