Говорить о конкретном плане приднестровского урегулирования сейчас не приходится

Посол по особым поручения МИД России Сергей Губарев рассказал "Интерфаксу" об итогах неформальных консультаций по приднестровскому урегулированию в Москве

Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 26 июня. INTERFAX.RU - На этой неделе в Москве прошли неформальные консультации по приднестровскому урегулированию. Об итогах этой встречи и перспективах урегулирования в целом в интервью обозревателю "Интерфакса" Тимуру Хурсандову рассказал посол по особым поручения МИД России Сергей Губарев

- Сергей Николаевич, каковы основные итоги прошедших в Москве неформальных консультаций в формате "5+2"? Удалось ли продвинуться вперед?

- Итоги прошедших в Москве очередных неформальных консультаций внушают определенный оптимизм.

Прежде всего, чтобы было понятнее читателям, к какому результату мы стремились? Главным было бы возобновление официальной работы "Постоянного совещания по политическим вопросам в рамках процесса по приднестровскому урегулированию", то, что для краткости называется формат "5+2", в котором Молдавия и Приднестровье – стороны конфликта, ОБСЕ – посредник, Россия и Украина – посредники и страны-гаранты урегулирования, Европейский Союз и США - наблюдатели.

Работа совещания была прервана в феврале 2006 года по инициативе молдавской стороны. Неформальные консультации возобновились с марта 2010 года.

За прошедший период все участники процесса пришли к пониманию насущной необходимости перевода работы в официальное русло. Это нужно, прежде всего, затем, чтобы мы получили инструмент для дальнейшего продвижения вперед. Целью совещания в соответствии с Братиславским протоколом является "отработка, согласование и фиксирование в виде письменных договоренностей для доклада на утверждение политическому руководству сторон параметров итогового документа о всеобъемлющем разрешении приднестровской проблемы".

В Москве мы вплотную подошли к принятию соответствующего решения. Встреча была приостановлена, чтобы дать возможность участникам переговоров проконсультироваться в своих столицах, после чего она будет продолжена.

- В свое время "план Козака" так и не удалось воплотить в жизнь. А есть ли сейчас подробное видение, "дорожная карта" того, что делать дальше? Каким Россия видит возможный поэтапный план урегулирования?

- Могу только сожалеть, что "план Козака" не был реализован. Это взвешенный, хорошо продуманный документ, который выстраивал схему строительства общего государства Молдавии и Приднестровья.

Говоря о "плане Козака", необходимо учитывать, что он явился ответом на ясно выраженное стремление Кишинева и Тирасполя идти по пути строительства этого государства, политическое решение об этом уже было принято, ему предшествовала длительная конструктивная работа.

Сейчас принципиальные позиции сторон почти столь же далеки друг от друга, как на начальном этапе конфликта и говорить о какой-то согласованной "дорожной карте" урегулирования сегодня не приходится. Могу лишь повторить, что прежде чем вырабатывать некие "поэтапные планы", надо подвести стороны к общему пониманию слова "урегулирование". Лично мне ясно одно: победителей в этой ситуации быть не может. Любое жизнеспособное решение станет результатом компромисса, сознательных взаимных уступок. Ответственность за поиск такого решения лежит напрямую на Кишиневе и Тирасполе. Ключей к урегулированию ситуации нет ни в Москве, ни в Киеве, ни в Брюсселе, ни в Вашингтоне. Мы лишь можем способствовать реализации договоренностей, которые будут достигнуты между двумя берегами Днестра.

- А насколько остро сейчас стоит вопрос о выводе российских вооружений из региона?

- Если речь идет об артиллерийских складах бывшей советской 14-й армии, то там в настоящее время обеспечено надлежащее хранение боеприпасов. Когда соответствующие условия будут созданы, они будут вывезены и утилизированы на территории России.

- По Вашему мнению, возможно ли урегулирование при нынешнем руководстве Приднестровья? И насколько осложняет дело затянувшийся процесс формирования органов власти в Молдавии?

- Конфликт можно разрешить всегда – было бы желание.

Несомненно, незавершенность конституционных процедур по формированию руководства Республики Молдова не способствует прогрессу в приднестровском урегулировании.

Тем не менее, Кишиневу и Тирасполю удается избегать конфронтации и находить в практическом взаимодействии точки соприкосновения для разрешения возникающих проблем.