Смерть Магнитского: от побоев до пытки

Стали известны новые подробности промежуточного доклада президентского совета по правам человека по делу Сергея Магнитского. По мнению авторов документа, велика вероятность того, что его смерть в СИЗО наступила после избиения

Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 6 июля. INTERFAX.RU - В президентском Совете по правам человека считают, что юрист фонда Hermitage Сергей Магнитский мог умереть после того, как его избили в следственном изоляторе. "Перед гибелью Магнитский был полностью лишен медицинской помощи. К тому же имеются обоснованные подозрения полагать, что смерть Магнитского была спровоцирована его избиением: впоследствии родственники зафиксировали у него разбитые костяшки пальцев и кровоподтеки на теле. Кроме того, отсутствует медицинское описание последнего часа его жизни", - говорится в промежуточном заключении президентского совета по правам человека по делу Магнитского.

Документ накануне был передан президенту РФ Дмитрию Медведеву.

Еще в минувший понедельник правозащитник, член Московской Хельсинкской группы Валерий Борщев сообщил "Интерфаксу": "В докладе для президента мы пишем, что Магнитский умер из-за избиения. Это наша версия. Это самая настоящая пытка". Борщев вел независимое расследование смерти Магнитского и участвовал в подготовке доклада президентского Совета по правам человека. "Я думаю, это не было сознательное убийство. Я не исключаю, что было указание проучить Магнитского. Наша версия - он мог умереть от избиений", - сказал он. "В камере, в которой его нашли мертвым врачи скорой помощи, они увидели следы от наручников. Есть факты подтверждающие применение резиновой дубинки. Целый час Магнитский был без медицинской помощи", - сообщил Борщев.

В президентском совете по правам человека винят сотрудников следственных органов и пенитенциарной системы в неоказании медицинской помощи юристу фонда Hermitage Capital Сергею Магнитскому в следственном изоляторе. "Начальник СИЗО-99/1 ФСИН России И.Прокопенко и следователь СК при МВД О.Сильченко приняли решение перевести Сергея Магнитского в СИЗО "Бутырка" за неделю до проведения его планового медицинского обследования и операции в больнице СИЗО "Матросская тишина". Обоснованием перевода явилась якобы необходимость проведения ремонта, который так до смерти Магнитского и не начался. Это можно расценивать как умышленное ухудшение условий содержания Магнитского и воспрепятствование оказанию ему медицинской помощи", - говорится в промежуточном заключении президентского совета по делу Магнитского. "Воспрепятствование оказанию медицинской помощи Сергею Магнитскому выразилось также во внесении следователем О.Сильченко постановления об отказе в удовлетворении ходатайства его адвокатов о переводе в больницу СИЗО "Матросская тишина" для проведения ультразвукового исследования. Тем самым следователь Сильченко демонстративно отказался выполнять требования статьи 11 УПК РФ об обязанности принимать меры к обеспечению прав подозреваемых и обвиняемых", - говорится в материалах совета. В них отмечается, что необходимая медпомощь Магнитскому не обеспечивалась и сотрудниками СИЗО "Бутырка" - осмотр врачом вопреки установленному правилом состоялся через месяц после поступления туда Магнитского.

"Его заявления о приеме врачом не принимались, лекарства, переданные матерью Магнитского, не принимались или вообще передавались в другую камеру. Эти и многие другие факты, выявленные в результате общественного расследования, позволяют сделать вывод не только о халатности сотрудников медчасти СИЗО "Бутырка", но и о преступном неоказании помощи заключенному, то есть о нарушении права на жизнь", - говорится в документе.

"Перевод из СИЗО "Бутырка" был организован только, когда ситуация уже расценивалась как критическая - через три дня после обострения его хронического заболевания. Перевозка в больницу СИЗО "Матросская тишина" была осуществлена с задержкой на шесть часов, которые ушли на согласование со следователем Сильченко", - выяснили эксперты президентского совета.

"В больнице врач А.Гаус вместо принятия оперативных мер, расценив поведение больного как неадекватное (так как Магнитский заявлял, что его хотят убить), вызвала психиатрическую бригаду и бригаду усиления со спецсредствами в составе восьми человек, которые, применив наручники, отвели Магнитского в бокс. Бригада "Скорой медицинской помощи" не была допущена к больному, что не помешало врачу Гаус дать ложную информацию о том, что Магнитскому проводились реанимационные мероприятия сотрудниками "Скорой помощи", ими не подтвержденные", - заявили в президентском совете.

В Совете заявили, что Следственный комитет России не придал должного внимания расследованию виновности перечисленных должностных лиц в гибели Магнитского. "Установленная комиссией дезинформация в показания врача больницы СИЗО "Матросская тишина" А.Гаус дает основания для возобновления расследования этого эпизода и должна получить правовую оценку органов следствия", - заявили в совете.

Также согласно промежуточному заключению, Магнитский был заключен под стражу без достаточных оснований. "Рабочие группы (совета при президенте) полагают, что С.Магнитский был заключен под стражу без достаточных оснований для применения этой меры пресечения", - отмечается в тексте предварительного заключения. В нем говорится, что при продлении срока содержания Магнитского под стражей суды нарушили положения Европейской конвенции по правам человека. В частности, в тексте предварительного заключения упоминается фамилия судьи Тверского районного суда С.Подопригоровой, которая 26 ноября 2008 года вынесла постановление о заключении С.Магнитского под стражу. Кроме того, члены совета напоминают, что "арест и содержание под стражей Магнитского были санкционированы судьями Тверского суда Криворучко, Ухналевым и Сташиной". Члены совета указывают на то, что для обоснования заключения Магнитского под стражу и продления его содержания в СИЗО использовались материалы за подписью сотрудников МВД Толчинского, Кречетова и Дроганова, "в отношении которых Магнитский давал показания о возможной их причастности к незаконной перерегистрации фирм "Рилэнт", "Парфенон" и "Махаон" и последовавшим за этим незаконным возвратом налоговых поступлений в размере 5,4 млрд рублей.

Рабочая группа совета при президенте по правам человека выявила также и факты саботажа в расследовании преступлений, о которых заявлял юрист фонда Hermitage Сергей Магнитский. "Рабочая группа отмечает факты саботажа расследования и противодействия расследованию со стороны должностных лиц, причастных к расследованию дела о незаконной перерегистрации фирм "Рилэнд", "Парфенон" и "Махаон" и последовавшим за этим незаконным возвратом налоговых поступлений в размере 5,4 млрд рублей", - говорится в предварительном заключении совета при президенте по делу Магнитского, который опубликован на сайте совета.

Члены совета отмечают, что на данный момент следствием и надзорными органами не дана правовая оценка действиям следователей Главного следственного управления при ГУВД Москвы, СК при МВД РФ, осуществлявших расследование уголовного дела в отношении С.Магнитского.

Кроме того, не определена роль оперативных сотрудников ГУВД Москвы и сотрудников управления "К" службы экономической безопасности ФСБ РФ, осуществлявших оперативное сопровождение, говорится в докладе.

Его авторы указывают, что следствие по делу Магнитского до сих пор не проверило информацию о личной материальной заинтересованности сотрудников правоохранительных органов и об их существенном обогащении.

Авторы доклада отмечают, что не проведена проверка заявлений "о внезапном и значительном увеличении в период после 2008 года размеров доходов и имущества лиц, причастных к расследованию дела в отношении Магнитского и лиц, в отношении которых он делал заявления об их возможной причастности к незаконной перерегистрации фирм Рилэнд, Парфенион и Махаон и последовавшим за этим незаконным возвратом налоговых поступлений в размере 5,4 миллиардов рублей".

Накануне глава президентского совета по правам человека Михаил Федотов высказал мнение о том, что российское руководство настроено на то, чтобы расследование "дела Магнитского" было доведено до конца. "Безусловно, есть политическая воля поставить в этом деле все точки над "i", - сказал Федотов после встречи президента РФ Дмитрия Медведева с членами совета. "Но точку в деле Магнитского ставить рано. Это вопрос длительный. В докладе совета, который передан президенту РФ, ставится много вопросов об изменении законодательства, об изменении правоприменительной практики, о передаче тюремной медицины в ведение Минздравсоцразвития", - сказал он. "Это огромный комплекс вопросы, которые надо решить, поэтому мы назвали наш доклад промежуточным", - отметил собеседник агентства.

Обозреватель Владимир Шишлин