Запустить электронное правительство в Москве - все равно что запустить его по всей стране

Глава Департамента информационных технологий города Москвы Артем Ермолаев рассказывает "Интерфаксу" о внедрении системы межведомственного электронного взаимодействия в столице

Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 26 декабря. INTERFAX.RU - Москва, как и остальные субъекты Федерации, к 1 июля должна запустить систему межведомственного электронного взаимодействия, призванную экономить гражданам и бизнесу массу времени и сил при получении госуслуг. О планах и о региональной специфике их реализации Интерфаксу рассказал глава Департамента информационных технологий города Москвы Артем Ермолаев.

- С 1 октября на федеральном уровне запущена система межведомственного электронного взаимодействия. Каким-то образом это уже отразилось на Москве?

- При запуске системы на федеральном уровне правительство использовало многие наработки, которые уже есть, в том числе и в Москве. У нас уже давно целый ряд госуслуг предоставляется на базе электронных сервисов. Например, в Москве услуги по регистрации населения осуществляют районные ГУИС (главные управления инженерной службы) или по-простому - паспортные столы. Информацию о том, кто и где зарегистрирован, мы отдаем Федеральной миграционной службе. Обмен сведениями происходит, в том числе, и в электронном виде. Поэтому когда Федеральная миграционная служба, Пенсионной фонд и другие федералы стали работать через систему межведомственного электронного взаимодействия, для нас это не повлекло серьезных изменений в работе.

С другой стороны, по численности населения и количеству бюджетных учреждений Москва не сравнится ни с одним другим регионом. У нас 6,5 тысяч бюджетных учреждений, и все они оказывают какие-то госуслуги. Кроме того, в Москве огромное число всевозможных льгот. Запустить межведомственное электронное взаимодействие в Москве - это то же самое, что сделать это во всей стране. Хороший стимул двигаться быстрее - высокая социальная активность москвичей. Все, что делается в городе, всегда на виду.

- По формальному признаку, на каком этапе находятся работы по переходу на межведомоственное взаимодействие?

- Если только по этому признаку смотреть, нас считают середнячками. Все, что касается планов, мы выполняем, технологические карты межведомственного взаимодействия проектируем.

Но региональная специфика диктует и свои приоритеты, Например, мы считаем, что серьезной проблемой является актуальность и чистота данных. Сейчас одни и те же данные могут вводить одновременно несколько ведомств. Из-за этого возникают коллизии, знакомые многим налогоплательщикам, которым приходят счета за давно проданные автомобили. Именно поэтому сейчас мы создаем Базовый регистр с информацией, которая была бы доступна всем органам исполнительной власти. Любое ведомство, обратившись в этот регистр сможет получить единственно верную информацию. В этом году регистр будет создан, сейчас идет уже его наполнение информацией.

У нас есть также достаточно амбициозные планы по переводу большого количества услуг в электронный вид, которые мы будем пытаться реализовывать.

- А реестр граждан? Или он на федеральном уровне создается?

На федеральном уровне это значительно сложнее сделать, в регионах это проще и быстрее. Вот представьте, информация о прописке человека хранится в Федеральной миграционной службе, но она так же хранится в коммунальной службе, в социальной защите, во многих других ведомствах. Тут еще просто: за ориентир берется база ФМС, и проблема решается.

А когда речь идет, к примеру, о более сложных вещах, таких, как льготы? Льготы человеку выдаются как по линии социальной защиты, так по линии здравоохранения, и по линии транспортной. Различные есть формы льгот, и они привязаны к человеку. Все эти данные надо загнать в одно "облако", чтобы из него можно было бы получить информацию о том, что за каким-нибудь Петровым Иван Ивановичем вот такое-то количество льгот закреплено, и они таким-то образом складываются и дают такой-то эффект. Вот это на самом деле важно, и мы над этим работаем.

Мы говорим именно об облачной архитектуре, так как с точки зрения защиты персональных данных нельзя сносить это все в один сервер, даже мега-защищенный. Это крайне опасно, потому что это концентрация персональных данных. Поэтому у нас это, естественно, более сложная технологическая процедура.

С появлением этой системы отпадут многие существующие проблемы, распространенные сейчас из-за того, что различные базы данных не взаимодействуют между собой и многие из них вовремя не актуализируются. Мы хотим пойти дальше, создать экстерриториальную систему оказания услуг. Для Москвы она наиболее актуальна.

- Что имеется в виду?

- Самый простой пример - регистрация автомобиля. Вы купили его в Челябинске. Потом переехали жить в Москву. И решили продать автомобиль. И вот для того, чтобы вам все это сделать, надо ехать в Челябинск, снять его там с учета, пригонять его обратно, потому что для того, чтобы снять с учета, вы должны показать автомобиль, потом здесь его поставить на учет. Хотя это все осуществляет одно ведомство - ГИБДД.

В Москве мы пытаемся внедрить систему экстерриториальности. Появляются многофункциональные центры, задачей которых будет на первом этапе принимать все документы в электронном виде сначала по месту регистрации. Потом мы введем понятие универсальных специалистов, которые будут принимать документы в многофункциональных центрах вне зависимости от того, где человек прописан. А на третьем этапе универсальные специалисты будут сидеть во всех государственных ведомствах. И вы сможете прийти в департамент здравоохранения и решать там свои вопросы по образованию. Там сидит универсальный специалист, которому мы дали инструмент по работе с этим базовым реестром. Человек уполномочен вносить изменения в данную систему, у него есть права на это.

Мы наделим такими полномочиями определенное количество людей в органах госвласти, и они смогут вне зависимости от специализации ведомства, оказывать гражданам любые электронные госуслуги.

Мы понимаем, что проводить такие изменения - сложно и затратно. Но если эта система будет запущена в Москве с ее масштабами, то ее можно запускать и по всей стране. Если проверять возможности подобной системы, условно говоря, на маленьком городке какого-нибудь региона - не факт, что она потянет на всю страну.

В Москве - больше людей, больше проблем. И поэтому мы говорим, что с точки зрения госуслуг для нас межведомственное взаимодействие заключается именно в том, чтобы был Базовый регистр, то есть единая точка ввода информации и хранения ее. И чтобы она видоизменялась любым сотрудником, который на то авторизован.

С той же машиной, если вы пришли по другому поводу, но сотрудник увидел, что у вас уже нет этой машины, а в базе она есть, он вносит изменения на основании нового документа или какого-то события, которое произошло.

- То есть, поменять информацию о моих автомобилях я смогу, придя в поликлинику что-нибудь лечить?

- И не только там. Везде, где есть авторизованный орган. Это не значит, что это произойдет прямо сейчас, но это вектор, куда мы стремимся…

- Когда это событие должно произойти?

- Сначала мы пойдем вширь, то есть сделаем максимальное количество услуг доступными в электронном виде по месту их оказания. Мы развиваем сеть функциональных центров, куда человек, если у него нет Интернета, доходит ногами. Хотя Москва чемпион по распространению Интернета, но есть люди, у которых доступа по-прежнему нет. И второе направление - это получение госуслуг онлайн. Но нужно понять, что у нас количество услуг больше, так же, как и больше сложностей, с которыми мы сталкиваемся.

- О каких сложностях идет речь?

- Связанных с масштабом. Ежегодно в Москве в школу в первый класс записывается примерно 100 тысяч человек. Это 100 тысяч заявлений, которые должны поступить в определенный период времени, затем должны быть обработаны соответствующим количеством чиновников. Потом они должны пригласить людей на встречу: первоклашек ведь надо собеседовать, а родителям - рассказать про школу. Значит нужно оснастить рабочие места техникой. Тех же самых госчиновников только в органах исполнительной власти больше 40-50 тысяч. Проблема состоит в том, что мало создать инфраструктуру электронного взаимодействия. Надо дойти до рабочего места каждого чиновника, его надо обеспечить компьютером с программным обеспечением, с высоким уровнем безопасности, так как он работает с персональными данными, чтобы утечки не происходило. Многих чиновников приходится также обучать базовым навыкам работы с информацией.

- Как оценить эффективность всех этих мероприятий с точки зрения конкретного потребителя госуслуг, с точки зрения количества походов по инстанциям, потраченного времени? Что изменится по мере реализации этой программы?

- Есть некоторые услуги, от которых мы по той или иной причине отказаться не сможем. И перевод их в электронный вид не сильно сократит время для гражданина, зато он может сильно сократить расходы на содержание госчиновников. Эти расходы фактически идут из кармана этого же налогоплательщика. То есть мы сокращаем тут расходы и за эти деньги строим, например, десять новых детских площадок.

Сравнивая перечень госуслуг, которые переводит на межведомственное взаимодействие федеральное правительство, с тем, что есть у нас, мы понимаем, что у нас ситуация немного отличается. Например, у нас нет необходимости в некоторых услугах, связанных с недрами. Зато есть социальные льготы. До конца года будем корректировать перечень своих приоритетных госуслуг. Сейчас проводим различные маркетинговые исследования, чтобы понять, что реально волнует москвичей в плане предоставления госуслуг. В частности мы отслеживаем статистику обращений в МФЦ: по каким услугам больше всего проходит обращений, что запрашивают чаще всего. К концу года мы выйдем на понимание статистики по количеству и числу обращений и сможем определить потребность в госуслугах.

- Как планируете выяснять, насколько оказалась эффективной та или иная госуслуга?

- С переводом госуслуги в электронную форму мы введем и обратную связь с населением для ее оценки. То есть человек, который подал документы на получение госуслуги в МФЦ или получил госуслугу по Интернету, сможет, нажав на кнопку, показать, удовлетворен ли он качеством обслуживания. Естественно, нужно понимать, что эта реакция очень субъективна. Но это оценка качества. Помимо качественных оценок мы внедрим жесткую систему мониторинга соблюдения сроков исполнения. Если та или иная услуга оказывается с регулярными сбоями, значит здесь есть проблемы. И третья форма обратной связи, - как только услуга переводится в электронный вид, через три-пять месяцев будет проводиться социологический опрос.

- Какое количество госуслуг в Москве будет переведено на межведомственное взаимодействие в будущем году?

Сейчас без учета муниципальных услуг их порядка 400. По идее, они все должны быть переведены. Другое дело, что сейчас в рамках административной реформы мы понимаем, что серьезная часть этих услуг должна быть либо полностью переделана, либо от них нужно отказаться вовсе. Пока количество ненужных госуслуг оценить крайне сложно, но есть предположения, что это до четверти от их общего числа.

- К 1 июля все мероприятия по переходу на межведомственное взаимодействие сможете выполнить?

- В этом я проблем не вижу.