Путин не знает политзаключенных

Глава российского правительства Владимир Путин заявил, что в России нет политических заключенных, равно как и людей, способных за свои убеждения просидеть в тюрьме десятки лет. Поэтому премьер не видит смысла в немедленном введении широкой уголовной амнистии

Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 6 февраля. INTERFAX.RU – Премьер-министр России Владимир Путин встретился в понедельник с политологами и затронул тему, одну из самых обсуждаемых в обществе, – политзаключенных и уголовной амнистии. На прошедших 5, 10 и 24 декабря и 4 февраля митингах общественности, не согласной с результатами парламентских выборов, одним из пунктов резолюции было освобождение российских политзаключенных, среди которых назывались Михаил Ходорковский, Платон Лебедев и Таисия Осипова. Впрочем, за этими уголовными делами следят не только россияне, но и международные наблюдатели, периодически высказывая свои сомнения в справедливости приговоров, и называя эти дела политическими.

Со своей стороны Владимир Путин заявил, что в России нет политических заключенных. "У нас, по-моему, политических заключенных нет, слава Богу, хотя все время говорят об этом, не называя фамилий", - сказал он на встрече с политологами. "Хотя бы показали хоть одного человека, который сидит по политическим соображениям", - добавил он, признав, что действительно некоторых активистов "забирали на 15 суток, но они уже давно на свободе". По мнению премьер-министра, в нашей стране на сегодняшний день нет настоящих борцов за свои права, готовых отсидеть десятки лет в тюрьме, например, как Нельсон Мандела. "Если бы человека уконопатили в тюрьму на 10-20 лет, как Нельсон Мандела сидел, который боролся за свободу чернокожего населения - у нас же нет таких", - сказал он. В связи с этим глава правительства считает нецелесообразным вводить в ближайшее время широкомасштабную уголовную амнистию. "Уголовную амнистию проводить и так далее - ну, я не знаю, своевременно ли это, нужно ли сейчас это делать", - заявил Путин. По его мнению, в настоящее время необходимо улучшать ситуацию в пенитенциарной системе, в тюрьмах, думать над гуманизацией законодательства. "В какие-то моменты можно провести, наверное, амнистию, но широкомасштабная амнистия, она сейчас в связи с чем?", - сказал премьер-министр.

Ранее, 2 февраля, Совет при президенте по правам человека предложил амнистировать осужденных по категориям ненасильственных преступлений. По словам члена совета, экс-судьи Конституционного суда РФ Тамары Морщаковой, речь идет не только тех, кто совершил преступления в сфере экономики, но и о социально незащищенной категории граждан.

Президентский совет также предложил применять помилование к осужденным, в том числе бывшему совладельцу "ЮКОСа" Михаилу Ходорковскому и экс-главе МФО "МЕНАТЕП" Платону Лебедеву, не дожидаясь от них признания вины. "Согласно предложениям по либерализации уголовного законодательства, подготовленным советом в части изменения порядка помилования, прямо говорится, что это (признание вины от осужденных - ИФ) не обязательно", - заявил глава совета Михаил Федотов.

Директор Института прав человека Валентин Гефтер, в свою очередь, отметил, что "президенту страны - нынешнему или будущему - предлагается принять соответствующую меру в отношении большого числа лиц". По словам Гефтера, есть примерный список из 30 человек, в который входят не только Ходорковский и Лебедев или два-три других известных человека, но и различные другие категории осужденных. "Мы считаем, что если были сбои в судебных решениях, то эти ошибки необходимо исправлять не только нормативно, но и по-человечески", - сказал Гефтер.

В свою очередь Федотов уточнил, что список из 30 человек условно можно разделить на четыре категории. "Первая категория - из пяти человек - это ученые, которые осуждены за различные преступления, в том числе связанные с разглашением различных сведений. Среди них, например, известный ученый Данилов. Другая категория - из 12 человек - это те люди, не только Ходорковский и Лебедев, которые осуждены за преступления, связанные со служебной деятельностью. Третья группа - правда, немногочисленная, всего из пяти человек - это люди, в основном исповедующие ислам и осужденные за якобы причастность к террористическим организациям. Еще восемь человек - это те люди, мотивы преследования которых связаны с их гражданской активностью. Я имею в виду, в том числе, и "Манежку", - добавил Федотов.

Между тем, ранее и премьер-министр, и президент, касаясь непосредственно дела Ходорковского, заявляли, что готовы рассмотреть прошение о помиловании, если осужденный таковое предостваит; до тех пор разговор об освобождении, по мнению первых лиц государства, вести нет смысла.

Однако характерно, что Дмитрий Медведев на встрече со студентами журфака МГУ 25 января признал, что вокруг "второго дела ЮКОСа" развернулась "нешуточная полемика", в связи с чем он выразил желание "устранить из этого дела все политические составляющие".