Следствие о "Булгарии" завершено

СКР завершил следствие по делу о крушении теплохода "Булгария" в июле 2011 года. Дело объемом более 80 томов передано для ознакомления потерпевшим и их представителям

Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 11 мая. INTERFAX.RU - Следственные действия по уголовному делу по факту крушения пассажирского теплохода "Булгария" в июле прошлого года завершены, сообщил официальный представитель СК РФ Владимир Маркин. "Следователями собрана достаточная доказательственная база, в связи с чем 10 мая потерпевшим, обвиняемым и защитникам объявлено об окончании следственных действий по уголовному делу", - сказал Маркин в пятницу "Интерфаксу". Он уточнил, что в настоящее время потерпевшие и их представители, которых по делу более 170 человек, начали ознакомление с материалами уголовного дела, объем которого составляет более 80 томов.

Маркин напомнил, что обвинения в окончательной редакции предъявлены субарендатору судна Светлане Инякиной (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, нарушение правил безопасности на транспорте, нарушение правил охраны труда), старшему эксперту Камского участка Российского речного регистра Якову Ивашову (неправомерная выдача документов, удостоверяющих соответствие услуг требованиям безопасности, злоупотребление должностными полномочиями), старшему помощнику капитана Рамилю Хаметову (нарушение правил безопасности на транспорте), начальнику отдела Волжского управления Ространснадзора Ирику Тимергазееву и его подчиненному - главному государственному инспектору Владиславу Семенову (злоупотребление должностными полномочиями).

На прошлой неделе в отношении Инякиной и Ивашова были возбуждены новые уголовные дела. В частности, Инякина дополнительно подозревается в нарушении техники безопасности, повлекшем смерть человека (ст.143 УК РФ), а Ивашов - в злоупотреблении должностными полномочиями (ч.3 ст.285 УК РФ).

По данным следствия, Светлана Инякина, являясь руководителем общества-судовладельца, эксплуатировала судно с техническими неисправностями. Кроме того она "допустила к работе персонал, не прошедший обучения безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим, не организовала инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда, чем нарушила указанные правила и требования".

В свою очередь, Ивашов в июне 2011 года, "действуя умышленно из корыстной и иной личной заинтересованности, злоупотребляя своими должностными полномочиями, внес в официальные документы Регистра не соответствующие действительности и заведомо ложные сведения о годном техническом состоянии и соответствии требованиям Регистра дизельэлектрохода "Булгария". "После этого Ивашов передал данные документы субарендатору судна С.Инякиной. В результате этого она получила возможность использовать указанные судовые документы и эксплуатировать негодный к плаванию по своему техническому состоянию дизельэлектроход "Булгария" на внутренних водных путях в навигацию 2011 года", - пояснил Маркин.

Пассажирский двухпалубный теплоход "Булгария" затонул 10 июля 2011 года на Куйбышевском водохранилище в районе поселка Сюкеево Камско-Устьинсукого района Татарстана. Из 208 человек, находившихся на борту, удалось спасти 79. Погибли 122 человека, в том числе 28 из 40 детей и подростков.

Комиссия Ространснадзора пришла к выводу, что причинами аварии явилась совокупность следующих факторов: невыполнение судовладельцем и капитаном судна требований нормативных документов, регламентирующих безопасность судоходства при планировании, подготовке и осуществлении рейса, в ходе которого не обеспечивалась безопасность плавания судна, а также низкая квалификация и недисциплинированность членов экипажа судна.

Непосредственной причиной затопления судна явилось существенное снижение его остойчивости в штормовых условиях в результате попадания забортной воды в помещения судна через открытые бортовые иллюминаторы и образования свободной поверхности воды в отсеках ниже главной палубы. Это привело к возникновению значительного крена судна на правый борт и последующему затоплению вследствие дальнейшего поступления большого объема забортной воды в корпус с правого борта через главную палубу.

По факту кораблекрушения "Булгарии" были возбуждены три уголовных дела - о нарушении правил эксплуатации (ст.263 УК РФ) и оказания туристических услуг (ст.238 УК РФ), о неоказании капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 270 УК РФ). Потерпевшими признаны более 200 человек.