"Формула-1": победа с дымком
Пастор Мальдонадо стал автором сенсационной победы в Гран-при Испании, вернув Williams на вершину подиума к 70-летию основателя команды. Через полтора часа после победы конюшня лишилась нескольких миллионов евро на пожаре, уничтожившем ее боксы
Москва. 14 мая. INTERFAX.RU – Гран-при Испании открыл европейскую фазу сезона, которую так долго ждали команды и пилоты, уставшие от бесконечных перелетов на протяжении полутора месяцев. Трасса "Каталунья" у небольшого городка Монтмело является одной из базовых при проведении предсезонных тестов. Поэтому пилоты знают здесь каждую кочку, а инженеры выжимают максимум из настроек.
Испанской гонке предшествовали небольшие тесты в итальянском Мюджелло, на вотчине Ferrari. Многие жаловались, что трасса не годится для тестовой работы – она имеет отличную конфигурацию, очень интересна для пилотажа, но не позволяет в полном объеме моделировать тестовые режимы, собирать необходимую информацию об аэродинамике машин. Тем не менее, почти все команды посетили Италию для подготовки к европейским этапам. Большие надежды на тесты возлагали в Скудерии, в очередной раз провально начавшую сезон, и похоже, что подготовленные новинки показали себя эффективно. По итогам первой сессии в пятницу Фернандо Алонсо расположился на первой строчке итогового протокола. Правда, в последующих двух сегментах первенствовали Дженсон Баттон и Себастьян Феттель, но лица инженеров Ferrari были чуть веселее, чем обычно.
В квалификации стало ясно, что на самом деле в этом году наиболее важную роль играет ни шасси, ни даже аэродинамика болидов, а фирма Pirelli. Итальянские шинники все успешнее решают задачу по обострению конкуренции в чемпионате. Еще несколько лет назад японцы из Bridgestone научились делать гоночную резину, которая выдерживала чуть ли не всю гонку, Это было интересно только фактическому лидеру гонки, не нуждавшемуся в срочной замене шин. Когда было принято решение о смене поставщика, перед новым производителем администрация чемпионата поставила задачу создать составы резины, которая имела бы степень износа в зависимости от твердости состава.
В Pirelli в сезоне-2011 справились с поставленной задачей, но всплыла другая проблема – между мягкими и жесткими составами была катастрофическая разница как по скорости на круге, так и по скорости износа. Мягкий и супермягкий составы позволяли показать хорошие результаты на нескольких кругах, после чего резко теряли свойства. Средний и жесткий составы были гораздо стабильнее, но медленнее. С учетом просьб команд к нынешнему чемпионату шинники подготовили составы с более линейными характеристиками, но тут всплыла новая напасть – резина работает в очень узком температурном диапазоне, по некоторым данным, чуть ли не в пределах 10-15 градусов. При пере- или недогреве под нагрузкой резина начинает деградировать, причем процесс этот односторонний – возврат к оптимальной температуре не возвращает "убитой" покрышке свойства! Все это привело к тому, что аэродинамику и шасси команды стали дорабатывать именно с прицелом на наилучшее взаимодействие с резиной. Некоторые пилоты, хоть и недовольны, но стараются высказываться философски – мол, все в одинаковых условиях, а вот ветеран Михаэль Шумахер, в годы расцвета наматывавший десятки тысяч километров на тестах (что сейчас запрещено правилами), уже неоднократно высказывался о неприемлемости ситуации, когда гонщики соревнуются больше с собственными колесами, чем с соперниками. Пилотирование на новых составах Pirelli он назвал "ездой на сырых яйцах".
Первая часть квалификации прошла без особых трудностей – на жестком типе во вторую сессию прошли все лидеры, а Виталий Петров впервые в сезоне расположился выше своего главного соперника – напарника по Caterham Хейкки Ковалайнена. Компанию шести пилотам команд-аутсайдеров составил Бруно Сенна, чья машина плохо ехала, зато, как выяснилось на следующий день, хорошо умеет гореть…
Второй сегмент принес немало сюрпризов: в финал не попали Дженсон Баттон, который не сумел заставить свой болид "ехать" и Марк Уэббер, чей Red Bull был быстр. Ошиблись стратеги команды, решившие, что показанного результата хватит для попадания в третью сессию. Другое мнение имели на этот счет Льюис Хэмилтон и Пастор Мальдонадо. И если хорошая скорость британца вполне понятна и привычна в этом сезоне, то первое время, показанное венесуэльцем во второй сессии удивило.
Еще больше удивляться пришлось через несколько минут. Десятое место осталось за Камуи Кобаяши, японец из Sauber в последний момент пробился в топ-10, после чего на его машине "кончилась" гидравлическая система и в финале выступать "самураю" уже было не на чем. Шумахер и действующий чемпион мира Себастьян Феттель выехали на трассу, чтобы сразу же вернуться в боксы. Немцы явно экономили резину на воскресенье. И лишь семь пилотов попытались показать настоящий результат. Худшим оказался Нико Росберг. Он аж на полсекунды отстал от ставшего шестым Серхио Переса (Sauber). На пять сотых секунды мексиканца опередил Кими Райкконен, уступивший примерно столько же своему напарнику по Lotus Ромэну Грожану. За поул бились трое, вернее, двое думали, что бьются, а третий его взял. Льюис Хэмилтон в нокаут отправил весь пелотон, "привезя" полсекунды сенсационно ставшему вторым Мальдонадо, в свою очередь опередившим Алонсо на неощутимые 17 тысячных секунды!
Машина британца замерла на трассе, не доехав до пит-лейн на круге возвращения и, как оказалось позднее, зря. Чтобы оставить какой-то объем топлива в баке, как того требуют правила (это делается для возможного изъятия образцов топлива на экспертизу), инженер попросил Льюиса заглушить двигатель. Пару лет назад судьи, после такого же инцидента Хэмилтона, который остановил машину после триумфа в квалификации в Гран-при Канады, судьи обязали команды заправлять машины так, чтобы они самостоятельно добирались в квалификации до боксов. Особого эффекта это не дало – участники чемпионата хитрили, глуша моторы, и дальше, оправдываясь техническими проблемами. Правда, особо после Канады никто на эти "шалости" внимания не обращал, вплоть до Испании. Судьи потребовали машину Хэмилтона на техническую инспекцию, измерили остаток топлива, не нашли каких-либо неполадок и отправили британца на последнюю стартовую позицию, аннулировав его результат! Таким образом, поул достался Мальдонадо, проводящему свой второй сезон в карьере.
Старт гонки остался за Алонсо, который в нужный момент умеет полностью собраться и показать стопроцентный результат. К первому повороту Ferrari и Williams подошли одновременно, но испанец смог проскочить вперед. Лидерство он удерживал вплоть до второго пит-стопа, на который отправился парой кругов позднее венесуэльца. Задачей Фернандо было максимально взвинтить темп, чтобы к моменту возвращения из боксов остаться впереди, произошло же наоборот – Пастор рванул на свежих шинах, а Алонсо уперся в кругового Шарля Пика. Молодой француз на слабенькой Marussia достаточно долго не пропускал лидера вперед, играя тем самым на руку Мальдонадо. Как результат: упущенное лидерство Алонсо и штрафной проезд по пит-лейн для Пика за игнорирование синих флагов, требовавших уступить дорогу гонщику Ferrari. Такие же штрафы получили и Феттель с Массой.
Главный неудачник сезона Шумахер в борьбе за позицию с Сенной не понял виляний болида бразильца, "крывшегося" как только можно и нельзя перед первым поворотом. В результате немец не рассчитал и на полном ходу наподдал машине Бруно сзади, что привело к обоюдному сходу. Обычно позитивно настроенный экс-"Красный барон" в бешенстве отстегнул и вышвырнул руль, но потом быстро взял себя в руки.
Позднее выяснилось, что Феттель и Масса провели обгоны под желтыми флагами, запрещающими борьбу за позиции. За что оба также отправились на проезд по пит-лейн. Итог: шестое место на финише для Себастьяна и лишь 15-е – у Фелипе Массы.
Большие надежды были связаны с выступлением пилотов Lotus, машины которой более-менее "подружились" с резиной Pirelli. Райкконен и Грожан неплохо квалифицировались, но в гонке с полными баками не могли поддерживать темп Алонсо и Мальдонадо. Лишь после третьей остановки финн и француз смогли взвинтить темп, Райкконен отыгрывал по секунде-полторы на каждом круге, но ему не хватило буквально долей секунды, чтобы выйти на дистанцию атаки на шедшего вторым Фернандо. Тот, в свою очередь, после последнего посещения боксов, долго висел на хвосте Williams под управлением Мальдонадо, однако, как это часто бывало уже в нынешнем сезоне, резина на Ferrari испанца "умерла", что вынудило его оставить попытки борьбы за лидерство.
Поэтому клетчатый флаг первым увидел надежда всей Венесуэлы Пастор Мальдонадо, и это не преувеличение – выступления молодого пилота спонсирует правительство страны. Своей победой венесуэлец сделал, наверное, самый лучший подарок бессменному владельцу команды сэру Фрэнку Вильямсу, отпраздновавшему в минувший уик-энд 70-летие.
В чемпионате повторяется история 30-летней давности, когда в первых пяти гонках победы одерживали пять разных пилотов.
Завершение праздника на улице Williams омрачило серьезное происшествие: через полтора часа после финиша на уже полуразобранной машине Бруно Сенны взорвалась батарея системы рекуперации энергии, взрыв привел к воспламенению топливозаправочной машины и моментальному пожару, начавшему уничтожать имущество команды. Тушить огонь, пока не прибыли пожарные, бесстрашно бросились не только члены команды, но и соседи по паддоку из Force India, Marussia и других команд. Огонь удалось потушить, но стихия уничтожила бесценное оборудование стоимостью несколько миллионов евро, повреждена машина Сенны. Все это для маленькой частной команды – катастрофа. Около 30 человек обратились за помощью к врачам, несколько из них госпитализированы. Команды договорились об оказании помощи независимому британскому коллективу.
Следующая гонка пройдет через две недели – это будет легендарное Гран-при Монако, жемчужина чемпионата с момента его основания. Ждем шестого победителя…
Личный зачет после пяти этапов:
1. С.Феттель Red Bull Racing 61
2. Ф.Алонсо Scuderia Ferrari 61
3. Л.Хэмилтон McLaren 53
4. К.Райкконен Lotus F1 Team 49
5. М.Уэббер Red Bull Racing 48
6. Д.Баттон McLaren 45
7. Н.Росберг Mercedes AMG 41
8. Р.Грожан Lotus F1 Team 35
9. П.Мальдонадо Williams F1 Team 29
10. C.Перес Sauber F1 Team 22
11. К.Кобаяши Sauber F1 Team 19
12. П. ди Реста Sahara Force India F1 Team 15
13. Б.Сенна Williams F1 Team 14
14. Ж.-Э.Вернь Toro Rosso 4
15. Н.Хюлкенберг Sahara Force India F1 Team 3
16. Д.Риккардо Toro Rosso 2
Кубок Конструкторов
1. Red Bull Racing 109
2. McLaren 98
3. Lotus F1 Team 84
4. Scuderia Ferrari 63
5. Mercedes AMG 43
6. Williams F1 Team 43
7. Sauber F1 Team 41
8. Sahara Force India F1 Team 18
9. Toro Rosso 6
Обозреватель Илья Морозов