Феттель трехкратный
Себастьян Феттель в драматичной бразильской гонке сумел завоевать третий подряд титул чемпиона мира Формулы-1
Москва. 26 ноября. INTERFAX.RU – Самый длинный в истории чемпионат, состоявший из 20 этапов, завершился в минувшие выходные на бразильской трассе "Интерлагос". Как в хорошем кино, интрига всего чемпионата разрешилась лишь на последних кругах Гран-При.
К последней гонке сезона в качестве претендентов на титул приехали только два пилота Фернандо Алонсо и Себастьян Феттель, который опережал испанца на 13 очков. преимущество позволяло немцу быть более расслабленным, однако известно, что 25-летний пилот пока не очень хорошо умеет справляться с нервами в условиях стресса. Тем не менее, Феттелю было даже не обязательно побеждать, чтобы стать чемпионом мира.
Возможно, осторожность Себастьяна позволила на пятничных тренировках Льюису Хэмилтону показывать лучшие времена в обеих свободных практиках. Правда, Феттель был постоянно рядом. В первом уступил неощутимые девять тысячных секунды, во второй – почти 0,3 секунды. Утро субботы осталось за другим пилотом McLaren - Дженсоном Баттоном. Но Себ был снова близко – в пяти сотых секунды.
А что же второй претендент на титул? Лучшим его результатом стала пятая позиция в обоих заездах в пятницу. В субботу он стал восьмым, причем, как во время третьей части свободных заездов, так и в квалификации. Поул остался за Хэмилтоном, проводившим последний Гран При за McLaren. Вторым остался Баттон. Третью позицию завоевал Марк Уэббер, который сумел опередить осторожничавшего напарника по Red Bull Феттеля.
Воскресенье заставило понервничать стратегов команд уже с утра, когда стало ясно, что в гонке может пойти дождь. А может и не пойти. Именно из-за этого и переживали инженеры, пилоты и руководители участников чемпионата. И дождь пошел перед началом гонки, но пилоты решили стартовать на сликах, покрышках для сухого асфальта.
После того, как погасли огни стартовых светофоров, гонщики устремились к первому повороту и Льюису Хэмилтону удалось сохранил лидерство. Прекрасно стартовал Фелипе Масса, который сумел сразу же прорваться с пятого на второе место. Зато за его спиной развернулась драма, достоянная 2007 года, когда в том же Интерлагосе Хэмилтон упустил верный титул, начав нервничать и ошибаться. Себастьян Феттель, стартовавший крайне аккуратно и пропустивший вперед нескольких пилотов, вспомнил, что управляет не самой медленной машиной, решил наверстать упущенное и… срезал траекторию в третьем повороте, думая, что уже прошел Бруно Сенну! Red Bull и Williams столкнулись, зацепив еще и ни в чем не повинного Серхио Переса. Бразилец и мексиканец сошли сразу, Феттелю чудом повезло вернуться в гонку. После удара болид немца развернуло и вокруг него пронеслись машины, замыкавшие пелотон, причем, все смогли увернуться от стоящего посередине трассы болида. Затем немец ринулся догонять соперников, ведь в этот момент он виртуально терял титул, так как Алонсо остался в группе лидеров и набирал достаточное количество очков, поднявшись на третье место. Несильный дождь продолжал смачивать асфальт, но пилоты оставались на трассе, правда, иногда ошибаясь. Фернандо переборщил со скоростью в первом повороте и пропустил вперед Нико Хюлькенберга, после чего оказался под атаками Марка Уэббера. Тем временем Феттель летел локомотивом обратно в очковую зону, причем немцу не мешали даже небольшие повреждения машины, полученные на старте. За восемь кругов немец сумел вернуться в первую десятку.
За победу боролись пилоты McLaren, которым было плевать на чемпионские амбиции Алонсо и Феттеля. Хэмилтону очень хотелось преподнести покидаемой им команде подарок в виде победы, но свой взгляд на этот вопрос имел Дженсон Баттон, который сумел опередить партнера к десятому кругу.
Пилоты начали постепенно заезжать в боксы, при этом выбор резины превратился в настоящую лотерею, но все больше пилотов предпочитали промежуточную дождевую, лишь Хюлькенберг и Баттон оставались на трассе на сликах. И их выбор оказался правильным! Трасса начала подсыхать, что давало лидерам преимущество. Поразительно, но Нико начал прессинговать Дженсона, а вскоре и опередил его. Преследователи снова поехали в боксы ставить обратно "сухую" резину. После этого преимущество Хюлькенберга и Баттона превышало 45 секунд, но… все их преимущество растаяло, после того как дирекция гонки решила выпустить на трассу автомобиль безопасности, так как из-за мелких инцидентов, периодически происходивших на трассе, на траектории появилось изрядное количество обломков аэродинамического оперения болидов. В частности, Нико Росберг был вынужден отправиться в боксы для внеплановой замены резины после прокола. Хюлькенберг и Баттон ринулись менять резину, немец вернулся лидером, но от былого преимущества не осталось ни следа. После чего чехарда на подсыхающей трассе продолжилась. Хэмилтон вновь опередил Баттона, Алонсо сначала уступил позицию Кобаяши, а затем вернул позицию. В середине гонки к вящему удовольствию команды Масса вышел на шестое место, опередив Феттеля, которого гоночный инженер успокаивал всю гонку, прося вести машину аккуратно, не стараясь обгонять, ведь седьмое место при четвертой позиции Алонсо, позволяло немцу взять третий титул.
Вновь начался небольшой дождь, который постепенно усиливался, делая трассу скользкой. Ошибались многие, в частности, Хюлькенберг не сумел заправить машину в поворот по правильной траектории и упустил лидерство. Пилоты отправились снова ставить промежуточную дождевую резину.
На стартовой прямой вновь обострилась борьба за лидерство: Хюлькенберг пошел в атаку на Хэмилтона, но в первом повороте машину немца снесло и наподдал в колесо McLaren британца, после чего тот прекратил гонку с разбитой передней подвеской, а Нико продолжил гонку. Судьи посчитали его виновным в контакте и наказали штрафным проездом по пит-лейн. Эти злоключения лишили молодого пилота почти верной победы.
Осадки заставили понервничать Феттеля, которого не очень ждали в боксах, куда он заехал за дождевыми покрышками, Себ потерял около 10 лишних секунд пока ему несли нужную резину. Но в этот день только конец света мог помешать стать ему чемпионом мира.
Инцидент между Хэмилтоном и Хюлькенбергом привел к тому, что в лидеры вышел снова Баттон, вторым оказался Масса, а третьим – Алонсо, которого бразилец, естественно, пропустил вперед. И такой расклад устраивал Феттеля, ехавшего седьмым, но он поднялся еще выше, опередив Шумахера. Со стороны было видно, что ветеран, проводивший последнюю гонку, не очень-то и упирался.
На предпоследнем круге точку в борьбе за титул поставил… Пол ди Реста, который расколошматил свою Force India на стартовой прямой, усеяв асфальт обломками. На трассу выехал автомобиль безопасности, обгоны за которым запрещены, и за круг до финиша Феттель стал чемпионом мира. Все, что ему оставалось, доехать этот самый круг. Что он и сделал, став трехкратным чемпионом мира, причем, все три титула Себ завоевал подряд! Раньше это удавалось только Михаэлю Шумахеру и Хуаню Мануэлю Фанхио.
А на подиуме было много слез. Но плакал не железобетонный Алонсо, а Фелипе Масса, который наконец-то вернулся на подиум, и не где-то, а на домашней трассе, где он всегда был силен.
Отдельной похвалы достоин Виталий Петров. Его команда Caterham ведет свою борьбу за десятую позицию с Marussia и HRT. И если с последней все понятно (перед финалом чемпионата руководство испанского коллектива объявило о продаже команды), то между Marussia и Caterham шло эпическое сражение весь сезон. Считалось, что команда Петрова сильнее, но в начале осени, в сложной сингапурской гонке Тимо Глок финишировал двенадцатым, что позволило его команде опередить Caterham. Дело в том, что распределение очков мест между командами, не завоевавшими ни одного очка, идет исходя из лучшего места в гонке. Петрову и его напарнику Хейкки Ковалайнену никак не удавалось хотя бы повторить достижения Глока, что лишало их десятого места в чемпионате. На изменение ситуации оставалась гонка в Бразилии. И Виталий смог сделать практически невозможное: дождь, ошибки лидеров и, естественно, собственное мастерство, помогли под самый занавес подняться россиянину на 11-е место, что вывело Caterham на десятое место в чемпионате. Мелочь? Вопрос в том, что по итогам сезона будут распределяться деньги, заработанные владельцами коммерческих прав на рекламе и трансляциях гонок. Немалые средства распределяются в зависимости от занятого командой места. Можно предположить, что минимум несколько нелишних для маленькой частной команды миллионов долларов Петров своему коллективу принес. Остается надеяться, что это поможет россиянину при заключении нового контракта, ведь в Caterham осталось на 2013 год только одно место, второе уже занял Шарль Пик, перешедший как раз из Marussia. Подождем межсезонья, когда будет объявлено о кадровых перестановках в ряде команд.
В бразильской гонке решалась и судьба второго места в командном зачете: Ferrari и McLaren разделяло несколько очков, и по ходу гонки ситуация постоянно менялась. Сход Хэмилтона и двойной подиум Алонсо и Массы позволили Скудерии удержать его.
Итоговое положение в личном зачете чемпионата:
1. С.Феттель Red Bull Racing 281
2. Ф.Алонсо Scuderia Ferrari 278
3. К.Райкконен Lotus F1 Team 207
4. Л.Хэмилтон McLaren 190
5. Д.Баттон McLaren 188
6. М.Уэббер Red Bull Racing 179
7. Ф.Масса Scuderia Ferrari 122
8. Р.Грожан Lotus F1 Team 96
9. Н.Росберг Mercedes AMG 93
10. C.Перес Sauber F1 Team 66
11. Н.Хюлкенберг Sahara Force India F1 Team 63
12. К.Кобаяши Sauber F1 Team 60
13. М.Шумахер Mercedes AMG 49
14. П. ди Реста Sahara Force India F1 Team 46
15. П.Мальдонадо Williams F1 Team 45
16. Б.Сенна Williams F1 Team 31
17. Ж.-Э.Вернь Toro Rosso 16
18. Д.Риккардо Toro Rosso 10
Кубок Конструкторов:
1. Red Bull Racing 460
2. Scuderia Ferrari 400
3. McLaren 378
4. Lotus F1 Team 303
5. Mercedes AMG 142
6. Sauber F1 Team 126
7. Sahara Force India F1 Team 109
8. Williams F1 Team 76
9. Toro Rosso 26.
Обозреватель Илья Морозов