Маховик милитаризации
События прошедшей недели показали, что страсти вокруг Южной Осетии не улеглись, а главная задача политиков – остановить милитаризацию региона и нагнетание страстей – до конца пока не решена
Москва. 30 августа. INTERFAX.RU - Вывод российских войск из Грузии, произведенный Москвой в соответствии с планом Медведева-Саркози, не решил одной из основных задачи - он не смог остановить тот маховик милитаризации региона, который начал раскручиваться с ночи 7 августа. Вал событий покатился, набирая скорость, и вот уже корабли НАТО стоят на рейде в Черном море.
Российское руководство пока демонстрирует по этому поводу спокойствие . "Мы не контролируем порт Поти. В порту Поти разгружаются грузы, приходят американские эсминцы. Привозят грузинам оружие. Все в порядке. Они что хотят, то и делают. Если я правильно понял, то несколько часов назад в порт Поти направился миноносец "Макфолк". Порт живет и процветает", - заявил президент РФ Дмитрий Медведев в интервью французскому телеканалу TF - 1, которое он дал во вторник после подписания указов о признании независимости Абхазии и Южной Осетии.
В Кремле пока не допускают мысли о возможности военного конфликта с НАТО, ведя речь лишь об опасности "холодной войны". "Нас ничего не пугает, в том числе и перспектива холодной войны, но мы ее не хотим, и в этой ситуации все зависит от позиции наших партнеров", - сказал Медведев в тот же день в интервью телеканалу "Russia Today". Говоря о признании Россией независимости Абхазии и Южной Осетии, он отметил, что "если на Западе хотят сохранять добрые отношения с Россией, они поймут причину нашего решения".
Однако наращивание боевого потенциала ВМС НАТО в Черном море не слишком убеждает в желании Запада сохранять с нами добрые отношения. Как сообщил бывший первый заместитель главкома ВМФ РФ адмирал Игорь Касатонов, группировка кораблей НАТО, которую планируется создать в Черном море (18 кораблей), превосходит боевой потенциал российского Черноморского флота. "Если брать только корабли, то соотношение потенциала российского Черноморского флота и планируемой группировки альянса - в пользу НАТО. Но если понадобится Россия задействует все виды Вооруженных сил, в том числе авиацию", - сказал Касатонов в среду.
Правда, в России пока воспринимают действия НАТО как "игру мускулами" с целью устрашения. Тот же Касатонов убежден, что направление кораблей НАТО в Черное море является политическим шагом, за которым не последует военных действий . "Сосредоточение таких сил в данном регионе - это чисто военно- политическая акция, направленная на поддержку Саакашвили (президент Грузии Михаил Саакашвили, - "ИФ-АВН"). Если говорить о Третьей мировой войне, то можно сказать точно, что завтра-послезавтра ее не будет", - сказал адмирал.
Военно-дипломатический источник в Москве также расценил направление группировки ВМС НАТО в Черное море как фактор оказания давления на политику России в отношении Абхазии и Южной Осетии. При этом он отметил: "Не может быть и речи о применении в Черном море кораблями НАТО ядерного оружия". "Обычных вооружений, которые есть на кораблях группировки ВМС НАТО в регионе, с излишком хватит для решения любых военных задач. В этом можно убедиться на примере Югославии", - подчеркнул источник.
Со своей стороны замначальника Генштаба Анатолий Ноговицын в среду заявил, что Россия не намерена увеличивать группировку Черноморского флота. "Мы не собираемся добавлять никакую группировку к составу Черноморского флота, хотя в России есть чего здесь добавить", - сказал он.
Тем не менее, противостояние кораблей России и НАТО в Черном море ставит перед странами, так или иначе присутствующие в зоне конфликта, очевидный вопрос: готовы ли эти страны принять участие в вооруженном столкновении, в случае повторного применения Грузией силы в отношении Южной Осетии. Напомним, что российские военные ежедневно заявляют о том, что "на югоосетинском направлении грузинская сторона проводит мероприятия по перегруппировке армейских подразделений с восточной и центральной части страны и восстановлению боеспособности войск".
Агрессивные заявления Джона Маккейна ("после того, как Россия незаконно признала независимость Южной Осетии и Абхазии, страны Запада должны подумать о независимости Северного Кавказа и Чечни") и широкая поддержка его избирателями недвусмысленно свидетельствуют, что часть общества в США, и прежде всего представители ВПК, позитивно отнеслись бы к такому развитию событий. Однако далеко не все американцы настроены подобным образом. Известный американский публицист, бывший деятель Республиканской партии Патрик Бьюкенен считает, что "американский народ должен быть бесконечно благодарен Старой Европе за то, что она воспрепятствовала плану Буша-Маккейна по предоставлению Грузии членства НАТО".
"Будь Грузия в НАТО на момент вторжения Михаила Саакашвили в Южную Осетию, мы вышли бы на прямую конфронтацию с Россией, столкнувшись с войной на Кавказе, где превосходство Москвы столь же велико, сколь велико было превосходство США в Карибском бассейне во время Кубинского ракетного кризиса", - считает Бьюкенен. "Война в Грузии продемонстрировала опасное перенапряжение сил США. У Америки нет никаких шансов на ведение войны с Россией на Кавказе, когда наша армия увязла в Афганистане и Ираке. Да и делать этого нам не следует. В такой ситуации было бы глупо предлагать Тбилиси членство в НАТО, как это сейчас делают Джон Маккейн и Барак Обама", - отметил он в своей статье, опубликованной на веб-сайте "Real Clear Politics".
Параллель с Карибским кризисом, прозвучавшая в этой статье, возможно, несколько натянут, но оправдана. Сегодня боевые корабли НАТО выполняют, как это ни странно звучит, роль советских ракет средней дальности Р-12 и Р-14, которые были установлены на Кубе в 1962 г. и вызвали паническую реакцию Америки, впервые поставив мир на грань ядерной войны. Разрешение кризиса в результате демонтажа ракет стало переломным моментом в Холодной войне и началом разрядки международной напряжённости. Это не худо было бы вспомнить нынешним кандидатам в президенты США.
Но позиция НАТО, приславшего в Черное море целый флот, вызывает вопросы не только к Америке, но и к Европе. Готовы ли европейские страны-члены НАТО на серьезную конфронтацию с Россией в случае нового вторжения Грузии в Южную Осетию? Точнее, готовы ли европейцы жертвовать добрососедскими отношениями с РФ в угоду Саакашвили, а еще точнее - агрессивным амбициям США в кавказском регионе? Европа стоит на пороге выбора, и пока есть надежда, что Старый свет, чьи политические и экономические амбиции практически не затронуты в кавказском кризисе, будет на сей раз более прагматичен и рационален, чем при принятии решения о посылке войск в Ирак. Впрочем, судя по всему, это выяснится совсем скоро - на 1 сентября назначен внеочередной саммит ЕС. Но перед выбором стоит и Россия. Готовы ли мы в случае новой грузинской агрессии, поддержанной как минимум военно-морским флотом НАТО, защищать независимость двух кавказских республик, которую мы признали?
Ответ президент Дмитрий Медведев дал однозначный. "В соответствии с тем указом, который я подписал, наша страна, естественно, будет помогать обеспечивать безопасность двух этих государств - Южной Осетии и Абхазии... В случае нападения на них мы будем оказывать им соответствующую поддержку", - сказал он в интервью CNN. Конечно, не сделать это "в случае нападения" означало бы на десятилетия вперед подорвать собственный авторитет и обречь на уничтожение народы этих республик. Тем не менее, очевидно, что в интересах России - любыми способами не допустить новой агрессии Грузии. Мы должны быть готовы действовать еще более четко, быстро и эффективно, чем 8-10 августа и подавлять любые попытки провокаций Тбилиси. И здесь уместно вспомнить еще про одно сторону, перед которой неотступно стоит выбор: мир или война. Это Грузия - древняя, прекрасная, христианская страна с многовековой культурой, которая чрезвычайно тесно переплелась с культурой России. Это Грузия и ее народ, который привел Саакашвили к власти. За грузинским народом - главный выбор и на нем - главная ответственность. И этот выбор самый трудный.