S&P: ЧМ-2018 будет самым дорогим в истории

Федеральному бюджету придется взять на себя до 95% расходов на подготовку к проведению чемпионата мира по футболу 2018 года. Рассчитывать на помощь регионов почти не приходится, предупреждают аналитики Standard & Poor's

Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 17 апреля. FINMARKET.RU - Расходы на проведение российского чемпионата мира по футболу окажутся беспрецедентными и почти в полном объеме их финансирование придется взять на себя федеральному бюджету, предупреждают аналитики Standard&Poor's. Попытки Минфина финансировать лишь строительство спортивных объектов грозит России репутационными рисками, так как состояние коммунальной инфраструктуры в большинстве городов, где будут проходить игры, плачевно. А попытка хотя бы часть этих расходов переложить на региональные и городские бюджеты, в свою очередь, окончательно подорвет их платежеспособность, которая и так будет резко ухудшаться в ближайшие годы.

Шоки, подобные кризису 2008-2009 годов, потребуют от федерального бюджета масштабной поддержки региональных бюджетов, доходящей до 2% ВВП.

Карен Вартапетов, замдиректора направления "Региональные и муниципальные финансы" Standard&Poor's

"Чемпионат мира по футболу, который состоится в России в 2018 году, ставит перед 11 принимающими его городами сложную финансовую задачу. Потребности регионов уже превышают оценки правительства России вдвое:

  • федеральный центр рассчитывает обойтись $20-22 млрд;
  • заявки регионов суммарно составляют - $40-43 млрд.

Даже исходя из этих первоначальных цифр, уже можно утверждать, что в абсолютном выражении бюджет проведения чемпионата мира по футболу в России будет самым большим в истории.

И наверняка реальные потребности тех и других окажутся больше. Федеральный центр уже пересмотрел в течение года оценку своих расходов с 660 млрд до 900 млрд с лишним. Недавно было заявление нижегородский властей о том, что их заявка со 100 млрд увеличивается до 280 млрд руб. В нее включены инвестиции в транспортную инфраструктуру, в частности строительство метро и модернизацию железнодорожного вокзала.

Различия в оценках требуемых затрат на проведение чемпионата федеральным центром и регионами связаны с тем, что правительство закладывает в бюджет в основном расходы на строительство спортивных объектов, а регионы под этим предлогом хотели бы провести модернизацию коммунальной инфраструктуры городов, принимающих чемпионат. Это расходы на строительство новых аэропортов, линий метрополитена, модернизацию железнодорожных вокзалов, ремонт дорог.

Все эти расходы из бюджетов городов профинансировать невозможно. Точно справиться самостоятельно смогут только Москвы и Санкт-Петербург. По большому счету, они готовы к проведению чемпионата уже сейчас. У остальных регионов, хотя их оценки потребностей завышены, очень вероятен пересмотр сметы в сторону увеличения. Заявка Самарской области - 350 млрд руб. - это очень большие деньги. Тот же Екатеринбург готов довольствоваться 100 млрд руб.

Можно отказаться от финансирования расходов, не связанных непосредственно с возведением спортивных объектов. Но тогда это грозит стране репутационными рисками в связи со снижением общего уровня проведения чемпионата из-за низкой готовности коммунальной инфраструктуры.

Очевидно, что потребуется помощь городам из региональных бюджетов. Из регионов самостоятельно справиться с решением проблем способны только Москва, Санкт-Петербург, Татарстан и Краснодарский край. Исходя из существующих расходных заявок для Калининградской, Самарской областей и Мордовии даже при 70-процентном софинансировании из федерального бюджета финансирование оставшихся расходов может быть затруднительным.

В итоге федеральные затраты на проведение чемпионата могут оказаться близки к тем 80-90% финансирования, которые были напрямую или опосредованно (через госкомпании) выделены на проведение саммита АТЭС во Владивостоке, Универсиады в Казани и Олимпиады в Сочи.

Финансирование большей части затрат из региональных бюджетов способно негативно сказаться на кредитном качестве принимающих территорий. В слабых регионах бюджетные расходы очень неэластичны: до 50% и выше в них составляют расходы на зарплату. Финансирование за счет заимствований окажется затруднительным, так как во многих регионах объем долга превысит законодательно установленный предел в 100% от текущих расходов, особенно с учетом уже существующего долгового бремени.

Оценка S&P суммарного экономического эффекта подобных крупных спортивных мероприятий во многих случаях является умеренно-негативной. Во многих странах столкнулись:

  • с перерасходом первоначальных бюджетов;
  • неэффективными расходами;
  • с необходимостью поддерживать за счет бюджета крупные спортивные объекты инфраструктуры после проведения мероприятий".

Борис Копейкин, директор направления "Региональные и муниципальные финансы" Standard&Poor's

"В соответствии с нашим базовым сценарием мы ожидаем, что прямой долг российских региональных и местных органов власти (РМОВ) в номинальном выражении увеличится более чем в два раза к концу 2015 года и достигнет почти 3 трлн руб. в сравнении с 1,4 трлн руб. в настоящее время.

Совокупный дефицит региональных и муниципальных бюджетов может вырасти с 250 млрд руб. в 2012 до 800 млрд руб. в 2015 году.

Несмотря на то, что в среднем уровень долга российских РМОВ в международном контексте будет умеренным, он, как ожидается, превысит 30% текущих доходов к концу 2015 году (по сравнению с низким уровнем в 16-17% в 2010-2011 годах).

Потребность в ежегодных заимствованиях вырастет с 700 млрд в прошлом году до 1,4 трлн руб. в 2015. Эти объемы могут оказаться примерно на 100 млрд руб. в год ниже, если Москва не будет выпускать новые облигации, заменив их доходами от приватизации.

Основная часть потребностей (на 60-70%) будет удовлетворяться за счет банковских кредитов. Их краткосрочный характер будет вести к высоким расходам на обслуживание и погашение даже при относительно небольшом объеме заимствований.

Мы полагаем, что в 2013-2015 годах все большее число российских региональных и местных органов власти не смогут удерживать показатели дефицита под контролем без дополнительной поддержки от федерального правительства. При этом с нашей точки зрения региональные и муниципальные органы власти все в большей степени будут рассматривать бюджетные кредиты как бессрочный долг. Планы Минфина по снижению задолженности регионов по бюджетным кредитам мы считаем не реалистичными.

Однако, по нашим оценкам, даже в условиях роста финансирования регионов из федерального бюджета регионы будут вынуждены существенно корректировать свою бюджетную и долговую политику, что, вероятнее всего, приведет к ухудшению их кредитного качества.

На наш взгляд, рост заработной платы станет основной причиной дальнейшего ухудшения финансовых показателей.

Быстрое ухудшение состояния инфраструктуры - еще одна причина, обусловливающая отсутствие гибкости капитальных расходов.

В такой ситуации роль федерального правительства может оказаться гораздо более значительной, чем планируется в настоящее время. Мы ожидаем не сокращения, как планирует Минфин, а увеличения трансфертной поддержки бюджетов регионов.

Особенно тяжелая ситуация может возникнуть при возможных шоках, когда рынки заимствований для большинства регионов окажутся просто закрытыми. Риск выше, чем он был в 2008-2009 годах, когда была выше гибкость расходной части бюджетов. Сейчас этой гибкости меньше. Так как одновременно растут уровень долга и потребности в рефинансировании многим регионам, при закрытии рынков придется направить более 15% своих бюджетов на погашение долгов, которые будет невозможно рефинансировать. А быстро сократить расходы на 15-20% просто невозможно".