Вместо роста доходов - стройки века

Минэкономразвития представило в правительство основу бюджета на следующие три года. Согласно ему, весь небольшой рост доходов "съест" увеличение тарифов ЖКХ, а рост экономики будет обеспечен наращиванием госинвестиций в инфраструктуру

Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 19 апреля. FINMARKET.RU - Минэкономразвития представило в правительство основные параметры прогноза социально-экономического развития России в 2014-2016 годах. Это документ, с которого стартует очередной цикл подготовки федерального бюджета.

Об основных параметрах прогноза "Финмаркету" рассказал источник в ведомстве. Источник в правительстве подтвердил, что документ разослан по министерствам.

Документ, по словам источника в Минэкономразвития, - квинтэссенция всех предыдущих планов Минэкономразвития по увеличению государственных инвестиций в инфраструктуру. Министерство доказывает, что при отсутствии дополнительных инвестиций экономика расти не будет, а с ними ее ждет почти бум. "Вилка" прогноза по росту ВВП в 2016 году составляет от 2,6% до 7,1% - трехкратный разброс.

В качестве примера авторы прогноза приводят историю со строительством газопровода "Северный поток" - сначала оно разгоняло рост, а как только оно закончилось, началась стагнация.

Вот полный перечень причин стагнации (по версии Минэкономразвития), начавшейся со второй половины 2012 года:

  • Исчерпался восстановительный рост после кризиса 2008-2009 годов.
  • Почти на максимуме использование производственных мощностей и трудовых ресурсов.
  • Окончание мега-проекта "Северный поток" негативно сказалось и на динамике ВВП, и на объеме инвестиций.
  • Инвестпрограммы компаний инфраструктурного сектора (в энергетике, в нефтяной и газовой промышленности и у железнодорожников) на 2013-2015 годы оказались снижены на 10%.
  • Это совпало с замедлением потребительского спроса.
  • Исчерпался эффект предвыборного роста зарплаты в бюджетной сфере, и одновременно ускорилась инфляция из-за неурожая. Результат всего этого - ни роста потребления, ни роста инвестиций.

Дальше будет лучше, уверены авторы прогноза.

  • Они исходят из того, что мировая экономика в ближайшие три года будет медленно восстанавливаться, уже со второй половины 2013 года на траекторию роста выйдет еврозона.
  • Прогноз среднегодовой цены на нефть в этом году пересмотрен в сторону повышения - $105 за баррель (+$8 к прошлому прогнозу, хотя сейчас баррель стоит около $98), в последующие годы нефть будут продавать по $100-101.
  • Объемы экспорта газа и цены на него продолжат снижаться в связи с усилением конкуренции на европейском газовом рынке (цены снизятся на 18% к 2016 году).

Консервативный вариант прогноза предполагает сохранение нынешних инерционных трендов: скупой инвестиционной политики частного бизнеса, жесткой бюджетной политики, "ведущей к стагнации государственного инвестиционного спроса", более низких темпов роста зарплат в бюджетном секторе. Авторы исходят из того, что если негативные тенденции начала 2013 года сохранятся, то прирост ВВП в этом году составит 1,7%, а в 2014-2016 годах - 3,0-3,6%.

Умеренно-оптимистичный вариант прогноза предполагает рост ВВП на 2,4% в нынешнем году. Это базовый сценарий, его и предлагается использовать для верстки бюджета на следующую трехлетку. Этот вариант предполагает активное улучшение инвестиционного климата, стимулирование экономического роста, в том числе и через дополнительное финансирование госпрограмм, повышение эффективности госрасходов. Тогда в 2014-2016 годах экономика будет расти на 3,7-4,2% ежегодно.

Форсированный сценарий основан на структурных преобразованиях, которые обеспечат приток капитала, на смягчении денежной политики, которое будет способствовать росту инвестиций, увеличении расходов домашних хозяйств. Только в этом случае ВВП будет расти темпами 5,6-7,1% в год, что позволит полностью выполнить задачи, поставленные президентом в мае 2012 года.

Есть еще два стрессовых сценария.

  • Один предполагает падение цены на нефть до $80 за баррель. Это приведет к резкому падению курса рубля, ускорению инфляции, снижению темпов роста экономики до 1,0-1,3% в год с восстановлением в 2015-2016 годах до 2,6-2,9%.
  • А второй основан на росте цены до $120 за баррель. В этом случае "нефтяная" премия даст ВВП дополнительные 0,3 п.п. к базовому сценарию.

В министерстве уверены, что умеренно-оптимистичный вариант достижим. Даже несмотря на то, что может подкачать главный драйвер роста - потребление. Ведь рост доходов населения замедляется, и переломить ситуацию правительство не может.

  • По итогам этого года реальный прирост доходов бюджетников составит менее 1% против 16,4% в выборном 2012 году.
  • В целом по экономике реальная средняя зарплата увеличится на 4,5% против 8,4% в 2012 году.
  • Устойчиво и быстро будут расти только пенсии. Их средний размер увеличится за 2013-2016 годы примерно на 40%.

При этом большая часть и без того небольшого прироста доходов населения, похоже, будет съедена ЖКХ.

Рост цен на коммунальные услуги может превзойти прежние прогнозы. Связано это с принятием в 2010 и 2011 годах законов "О теплоснабжении" и "О водоснабжении и водоотведении". Они разрешают местным органам власти повышать тарифы на услуги компаний в этих сферах сильнее предельных показателей, установленных ФСТ, если это связано с реализацией проектов реконструкции данных компаний. Методы сдерживания роста тарифов предлагаются как уже давно проверенные (и не слишком действенные) - вроде "мер стимулирования снижения издержек" или использования ФАС для борьбы с местными монополистами - так и новые, инновационные: например, доведение той доли услуг ЖКХ, которую оплачивает население, до 100% уже в 2014 году "для обеспечения прозрачности ценообразования".

Коммунальные услуги и электроэнергия будут дорожать и из-за роста стоимости газа - на 15% ежегодно. В итоге, в 2015 году цены на газ для отечественных промышленных потребителей практически сравняются с американскими. После рост будет составлять, по оценкам Минэкономразвития, не более 10%.

Но то для предприятий. Для населения газ будет дорожать прежними темпами. С 2016 года рост цен на электроэнергию для промышленных потребителей составит 6,5-7,5% (после роста на 11-13% в 2014-2015 годах). Это связано с тем, что стоимость электроэнергии на внутреннем рынке к тому времени будет всего на 15-18% ниже, чем в Европе. Тарифы для населения, опять же, продолжат расти на 12-15% в год.

  • Итак, население не становится богаче - прирост доходов съедается тарифами.
  • Внешняя торговля тоже работает не на рост экономики. Положительный внешнеторговый баланс снизится со $151 млрд в 2013 году до $117 млрд в 2016 году. В этом же году сальдо счета текущих операций станет отрицательным - минус $10 млрд.

Стимулировать экономику будет государство: смягчение монетарной политики и масштабные инфраструктурные проекты.

В текущем году, например, выход на умеренно-оптимистичный вариант привязан к увеличению на 10% инвестиций в автодорожное хозяйство и началу проекта по строительству высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва - Казань стоимостью 590 млрд руб. Дальше - больше мегапроектов - строек, на которые будут уходить 0,5-0,8% ВВП ежегодно (в том числе из Фонда нацблагосостояния и пенсионных накоплений):

  • высокоскоростная железнодорожная магистраль Москва - Екатеринбург (первой очередью ее является трасса Москва-Казань);
  • строительство автодорог в Московском транспортном узле, в Сибири и на Дальнем Востоке;
  • расшивка "узких мест" на Транссибирской магистрали и БАМе;
  • подготовка к чемпионату мира по футболу 2018 года (в том числе создание в рамках этого современной аэропортовой инфраструктуры);
  • создание нового самолета вместимостью 150-210 мест;
  • разработка скоростного вертолета;
  • строительство судостроительного комплекса "Звезда";
  • запуск производства наноструктурированных керамических изделий.

Алексей Девятов, главный экономист ИК "УРАЛСИБ Кэпитал"

"Я не думаю, что российское правительство сможет настолько увеличить госрасходы, потому что их, в том числе, и на инвестиции, прежде всего, ограничивает бюджетное правило. Наш прогноз на 2014-15 гг., с учетом того, что происходит во всем мире,- это рост на уровне около 3% или немного больше. 7%, с нашей точки зрения, - это нереально.

Ближе к реальности "консервативный вариант" прогноза. Чтобы действительно разогнать рост российской экономики, правительству нужно активно заниматься улучшением условий функционирования экономики, а не только строить прогнозы. Если правительство будет проводить реформу судебной системы, займется улучшением предпринимательского климата и т.д., значительный рост экономики будет возможен уже через 2-3 года. Пока каких-то заметных улучшений нет, но над этим работает, например, Агентство стратегических инициатив; работа идет очень медленно. Поэтому я не считаю, что в ближайшие два года мы можем рассчитывать на какое-либо значительное ускорение роста.

Российская экономика, как я считаю, будет расти во многом за счет внутреннего потребления, как и последние несколько лет. Пока есть рост реальных доходов населения, даже в начале года он был неплохим, и наш прогноз, как и официальный, опирается на то, что эта тенденция продолжится. Рост доходов составит 4-5% ежегодно. Я не думаю, что правительство будет существенно сокращать сильно экономить на зарплатах бюджетников, хотя оно старается экономить. Чтобы бюджетникам сократили зарплаты, нужно чтобы произошло что-то чрезвычайное. Поэтому рост потребления вряд ли снизится".

Валерий Миронов Центр развития - ВШЭ Главный экономист

"Я думаю, это не очень реалистичный прогноз. Он основан, во-первых, на переоценке возможного роста динамики инвестиций, а во-вторых - на переоценке сокращения темпов роста импорта. Последний параметр является вычетом из внутреннего спроса и ограничителем текущих темпов роста. То есть, прогнозисты министерства справедливо указывают на рост уровня загрузки мощностей и говорят, что для роста нужны инвестиции, но переоценивают текущие возможности российской экономики по ускорению роста инвестиций.

К тому же, их росту не способствуют ни инвестиционный климат, ни структурные ограничения на рынке труда, например, низкая мобильность населения. Это ведет к росту удельных издержек, снижению рентабельности и, соответственно, низкому уровню инвестиций. Без решения этих проблем мы не увеличим рентабельность инвестиционных проектов, сейчас еще рентабельность банков. Все идет к тому, что ситуация в этом плане заметно отличается от предкризисной, когда рентабельность была выше ставки по кредитам. Это снижает перспективы инвестиций, потому что такие меры, в том числе, на финансовом рынке, по развитию привлечения прямых инвестиций, опять же упираются в инвестклимат. Создать условия для IPO на финансовом рынке очень сложно за один-два года.

Вдобавок, в приоритетах правительства - смягчить денежно-кредитную и бюджетную политику, что ускорит инфляцию и еще больше снизит возможность для увеличения инвестиций. Министерство рассчитывает, что за счет этих мер - бюджетные расходы, изменение ставок Банка России - удастся существенно разогнать рост экономики, но это не очень вероятно.

Еще одна проблема - эксперты министерства в этом прогнозе по сравнению с предыдущим уменьшили отношение роста импорта к росту внутреннего спроса. А рост импорта не замедлился значительно. Так что этот фактор прогноза несколько волюнтаристский: для роста экономики необходимо увеличить конкурентоспособность отечественной продукции относительно импортной. Предпосылок и адекватных мер для этого нет (например, со стороны Минпромторга, который в январе предложил программу, основанную на устаревших подходах, нет также значительных инвестиционных мер). И курс рубля не варьируется настолько, чтобы это стало фактором удорожания импорта и стимулировало импортозамещение. Реальная доля импорта будет выше, чем предусмотрено в базовой версии прогноза, а темпы роста ВВП - ниже. Вряд ли они достигнут уровня 4%, не говоря о 7%.

Также сложно предсказать, насколько доходы от экспорта нефти повлияют на рост экономики. Пока цены на нефть снижаются, и непонятно, на основе чего они будут расти. А если они будут расти, то у России все равно есть пределы по ее транспортировке".

Юлия Цепляева главный экономист по РФ и странам СНГ BNP Paribas

"Госинвестиции очень важны для роста экономики, сейчас бюджеты всех уровней финансируют 22% от всех инвестиций в основной капитал в стране. Минэкономразвития не столько делает прогнозы и моделирует наиболее вероятный сценарий развития, а скорее ставит цель и показывает, каким будет рост экономики при определенных условиях. В отличие от министерства финансов Минэкономразвития всегда выступает за увеличение государственных расходов и за методы стимулирования экономики.

В целом, прогноз выглядит достаточно реалистично. Несмотря на то, что цены на нефть остаются высокими после недавнего падения, экономика России замедлилась. Это глобальная тенденция, замедляются все экономики. В ближайшее время доходы от экспорта нефти будут ниже, чем обычно, из-за падения спроса в Европе, в первую очередь

Я не думаю, что в ближайшее время госинвестиции будут значительно увеличиваться. При этом я считаю, что Минэкономразвития получит рост экономики несколько выше минимального прогноза, где-то на уровне 2-2,5% в конце этого года. Мой прогноз на этот год - 2,6%, и мы считаем, что Минэкономразвития не учло, что во втором полугодии ситуация будет лучше, чем в первом.

Ускорение роста экономики возможно, если поднимутся цены на нефть, а правительство не будет принимать несбалансированные и несогласованные решения (например, если Минфин продавливает ужесточение бюджетной политики, а Центробанк делает обратное)".