Гран-при без победителя

Тринадцатый этап чемпионата мира в классе Формула-1 стал несчастливым для действующего чемпиона мира Кими Райкконена и не выявил победителя - его выберет суд

Фото: Reuters

Москва. 8 сентября. INTERFAX.RU – Трасса в бельгийском местечке Спа пользуется давней любовью гонщиков, она самая длинная в сезоне, а ее повороты имеют собственную историю. Четыре последних года здесь не знал себе равных финн Кими Райкконен, который побеждал в 2004, 2005 и 2007 гг. (в 2006 г. гонка не проводилась - ИФ). В минувшее воскресенье пилот Ferrari снова сделал все, чтобы встать на высшую ступень пьедестала, но природа и Льюис Хэмилтон решили иначе…

Разминка перед боем

Длина трассы в Спа превышает семь километров, при этом бельгийский Гран-при является одним из самых скоростных в гоночном календаре. Любой фанат "Формулы" знает, что такое Eau Rouge - легендарная "Красная вода" - связка поворотов, которую пилоты проходят частично вслепую на полном газу на скорости около 300 км/ч! Да и другие участки трассы не оставляют равнодушным тех, кто хоть раз проехал по треку в Спа. Еще одной изюминкой является и то, что погода в этом месте Бельгии, особенно, осенью, может преподносить сюрпризы в виде дождя, который может идти над одной частью трассы, не задевая при этом другую.

Дождь обещали и в субботу, когда гонщикам предстояло распределиться на стартовой решетке перед воскресной гонкой. Уже в пятый раз в этом сезоне поул-позицию завоевал Льюис Хэмилтон (McLaren), три десятых ему проиграл Фелипе Масса (Ferrari), третье место занял Хейкки Ковалайнен (McLaren), Райкконен квалифицировался лишь четвертым. Ник Хайдфельд, чье место в BMW Sauber в следующем году не гарантировано, наконец-то смог обойти своего партнера Роберта Кубицу, поднявшись на пятое место. Сам поляк стал по итогам субботы лишь восьмым. Фернандо Алонсо (Renault) и Марк Уэббер (Red Bull) завоевали право стартовать с шестого и седьмого мест соответственно. Но больше всех удивил Себастьян Бурдэ. Француз, который в этом году дебютировал в "Формуле-1", наконец-то начал находить взаимопонимание с машиной. Это позволило ему занять в квалификации высокое для команды Toro Rosso девятое место, а, самое главное, обойти напарника по команде – молодого Себастьяна Феттеля.

Гонка без победителей, но с проигравшими

Дождь, обещанный в субботу, так и не пошел, но весьма угрожающего вида тучи продолжали гулять над трассой в воскресенье. Незадолго до старта ее все-таки оросило водой, но когда пилоты сели в машины, трасса подсохла настолько, что все как один предпочли стартовать на недождевой резине. Лучше всех стартовал Хэмилтон, который сразу создал небольшой отрыв от преследователей, которыми уже к первому повороту стали два пилота на алых машинах. Напарник Льюиса Хейкки Ковалайнен тронулся излишне осторожно, что позволило Райкконену проскочить мимо земляка на третье место. Чемпион мира сразу же начал доказывать, что по-прежнему имеет интерес к гонкам, а трасса в Спа - его любимая. Не сильно церемонясь, он проходит сначала Массу, а потом и Хэмилтона, который поскользнулся на все-таки еще влажной трассе. Молодой британец быстро справился с нервами и бросился в погоню за Ferrari. К первому пит-стопу двух лидеров разделяло всего около трех секунд. Зато ко второму – в два раза больше.

То, что началось дальше, еще долго будет вспоминаться любителями "Формулы-1". Но точно понятно, что болельщики Ferrari будут вспоминать последние круги Гран-при Бельгии, как страшный сон. За четыре круга до финиша Хэмилтон догоняет Райкконена. Одновременно над Спа начинает накрапывать дождь, который постепенно усиливается. Оба лидера принимают решение не заезжать на смену шин на дождевые покрышки. Льюис бросается в атаку, но не успевает с торможением перед S-образной связкой поворотов и срезает ее, обойдя Ferrari. На стартовой прямой англичанин, согласно правилам, пропустил финна вперед, но тут же кидается снова "на абордаж" и обходит Кими. Райкконен повис на хвосте у Хэмилтона, при этом им обоим приходилось постоянно ловить машины, скользящие по мокрому асфальту. На предпоследнем круге McLaren развернуло, Ferrari снова вышел вперед, но тут же ошибся. Машину чемпиона мира сорвало с траектории и алый болид врезается передним обтекателем в бетонный отбойник – для Райкконена гонка окончена. Льюис же с трудом доехал до клетчатого флага. Вторым финишировал Фелипе Масса.

Не меньшая драма развернулась и в битве за "бронзу". Еще за несколько поворотов до финиша "сенсацию вез" Себастьян Бурдэ, но третьим финишную линию пересек вовсе не он, а … Ник Хайдфельд. Шедший седьмым, немец рискнул переобуться в резину для дождя, и когда ливень усилился, он сумел обойти четырех соперников буквально за пару километров до финиша! Бурдэ же вообще откатился на седьмое место.

На подиуме Льюис радовался как ребенок, видимо, еще не зная, что судьи гонки приняли решение еще раз рассмотреть эпизод с обгоном Райкконена. Поэтому результаты гонки были сразу же объявлены предварительными. Через два часа стюарды вынесли вердикт: наказать Хэмилтона за срез шиканы, прибавив к итоговому результату 25 секунд. В результате победителем стал Фелипе Масса, на второе место переместился Хайдфельд, Льюис стал лишь третьим. Еще примерно через час команда McLaren опротестовала решение судей. Теперь победителя Гран-при Бельгии "назначит" суд.

Если люди в мантиях оставят все как есть, то Хэмилтон хоть и сохранит свое лидерство с 76 очками, но Масса будет иметь всего на два меньше. Благодаря трем очкам за шестое место, Роберт Кубица опять обошел Райкконена. У поляка их теперь 58, а у финна на одно меньше. Поправил свое положение и Хайдфельд, набравший 49 баллов и потеснивший с пятого места Хейкки Ковалайнена с 43 очками.

В Кубке конструкторов лидерство сохранила Ferrari – 131 балл, McLaren имеет 119 очков, BMW Sauber – 107. Ближайшая к тройке лидеров Toyota пока собрала 41 очко.

Прошедшая гонка показала, что к последнему этапу сезона страсти в чемпионате будут накалены до предела. McLaren и Ferrari имеют схожие по силе машины и отличных пилотов. В том же McLaren декларируется равенство пилотов, хотя Льюису не о чем беспокоиться – новичок команды Ковалайнен пока не может выступать на его уровне.

Вопрос лишь в том, будет ли Райкконен помогать Массе в борьбе за титул. В годы, когда блистал Михаэль Шумахер, такой проблемы даже бы не стояло: его напарник Рубенс Барикелло безропотно выполнял роль "оруженосца", отжимая от болида семикратного чемпиона машины соперников, а иногда и просто пропуская вперед. Естественно, чем меньше шансов у Кими взять второй титул, тем чаще журналисты задают вопрос о том, будет ли он помогать партнеру в борьбе за чемпионскую карьеру. Но после воскресной гонки финн повторил то же, что и говорил ранее: "Я буду бороться за победы!" Вопрос в том, что решат боссы команды, а уж об этом команда из Маранелло никогда распространяться не любила. Истинные замыслы итальянской команды станут ясны только на финише сезона.

Обозреватель Илья Морозов

Новости