ЧМ-2018: не жадничать и не опозориться
Выделенных на подготовку к Чемпионату мира по футболу в 2018 году денег, скорее всего, не хватит. Но жалеть казну не стоит: инфраструктура чемпионата повысит качество жизни россиян, а экономия может привести к национальному позору
Москва. 10 июля. FINMARKET.RU - Чемпионат мира по футболу, который Россия примет в в 2018 году, обойдется стране в $20 с лишним миллиардов, но это предварительные цифры, уверены участники круглого стола, прошедшего в среду в РИА Новости, реальный бюджет может и должен быть выше. Пока правительство планирует потратить на чемпионат 664 млрд руб., в том числе 336 млрд - из федерального бюджета, 102 млрд - из региональных и 226 млрд руб. - из внебюджетных источников.
Еще в апреле 2013 года специалисты международной рейтинговой компании Standard&Poor's говорили, что вместе с заявками регионов стоимость проведения чемпионата может оказаться вдвое выше - порядка $40-43 млрд. Попытка сэкономить может создать неприемлемые репутационные риски для России. Правда, излишняя щедрость тоже может стать проблемой: Бразилия, принимающая чемпионат в 2014 году, до сих пор не может прийти в себя после массовых протестов, связанных с неоправданными расходами на строительство стадионов.
Нурали Резванов, директор департамента инвестиционных проектов, целевых и специальных программ развития субъектов Российской Федерации Минрегиона России
"Очень напряженные деньги. Конечно, мы говорили и говорим, что эти деньги нужно увеличить. И субъекты просили больше денег. Но когда принято решение, мы должны укладываться в эти средства. Взяли цифру, которая с точки зрения экономики сейчас приемлема. Надо повышать эффективность. Раздувать бюджет никто не собирается.
Удорожания могут быть. Но они должны быть объективными, обоснованными. В Сочи проблемы были связаны с непредсказуемостью затрат при строительстве в горах. Нужно показать обществу необходимость выделения большего количества денег, объяснить, почему цифра меняется. Тогда у нас не будет возникать протестная ситуация как в Бразилии.
В итоге по заявке нашего министерства предусмотрены в основном объекты водоснабжения и водоотведения, строительство сетей и инфраструктуры, способствующей функционированию спортивных объектов.
Что касается окупаемости. Театры, музеи, спортивные сооружения надо строить, без них не может существовать в современном мире человек. Понятно, что они не сразу дают экономическую отдачу. Нельзя спрашивать, сколько даст Большой театр или Пушкинский музей. Так же и спортивные сооружения. Они строятся не для одного мероприятия, будут востребованы на новых соревнованиях.
Собственно на строительство спортивных объектов по программе предусмотрено выделение 174 млрд руб. Остальное - это расходы на развитие транспортной, коммунальной инфраструктуры, средств связи, на улучшение экологии. 2/3 суммы направляется на развитие субъекта федерация, создание нормальных условий жизни для всех людей, которые там живут.
К Олимпиаде в Сочи инвесторов сначала именно привлекали. Но ближе к проведению мероприятия инвесторы пошли сами. Уже сейчас инвесторы с вниманием относятся к тому, что будет делаться к чемпионату мира по футболу. Для них проведение чемпионата - это возможность выгодно вложить свои средства в гостиничный бизнес, в сферу питания".
Владимир Климанов, директор Института реформирования общественных финансов
"Заявки на проведение таких крупных мероприятий, как олимпиада, или чемпионат мира, всегда будут завышаться или занижаться. Если посмотреть контракт с городами проведения таких мероприятий, то большинство его пунктов касается не спортивных мероприятий, а качества среды, связаны с качеством освещения в СМИ, культурной составляющей, безопасностью, регулируют деятельность таксистов, фармацевтов.
Главная задача - не упасть в грязь лицом перед иностранцами. От этого будет зависеть глобальная капитализация нашей страны, привлекательность для инвесторов, репутация товаров из России. Это такая тонкая вещь, которую очень сложно подсчитать, но объективно это самая главная экономическая отдача от подобных мероприятий. Говорить о видимых экономических эффектах надо во вторую очередь.
Даже наше законодательство не готово к подготовке проведения таких крупных неординарных мероприятий. Они не вписываются в текущую деятельность органов власти.
Когда встал вопрос о проведении закупок для строительства олимпийских объектов в Сочи, то решено было их проводить не по закону о госзакупках (94-ФЗ), а через госкорпорацию "Олимпстрой". В итоге особый механизм проведения закупок, с одной стороны, оказался уязвим с точки зрения соблюдения конкуренции, прозрачности. Но с другой стороны, он позволил более гибко, более мобильно вести стройки, проводить капитальные вложения, чтобы они были введены в срок, который нельзя отодвинуть".
Евгений Маркин, кафедра экономического анализа организаций и рынков ВШЭ
"Заявленных денег не хватит. Первоначальный бюджет Сочи в 2005 году составлял порядка $1,5 млрд на спортивную инфраструктуру. Потом были предусмотрены дополнительные мероприятия в рамках развития в Сочи горноклиматического курортного кластера. Сейчас общие расходы на Олимпиаду оцениваются в $20 млрд.
Но это один город. А чемпионат мира по футболу пройдет в 11 городах. Наверняка, заявленный бюджет его проведения вырастет.
Государственное финансирование наполовину выполняет социальную функцию. Но от экономики уходить не надо. На треть бюджет предполагает привлечение частного бизнеса. Как показывает мировая практика, чем выше доля привлечения внебюджетных средств, тем быстрее окупались затраты, тем больший эффект оказывали данные соревнования на региональное и даже национальное развитие.
При этом на строительство гостиниц порядка 98% средств предполагается привлечь из внебюджетных источников. А вот строительство стадионов планируется финансировать за счет бизнеса в значительно меньшей степени. Это показывает, что нет четкого понимания, как эти стадионы будут эксплуатироваться после проведения соревнований.
Мероприятие безусловно окупится. Вопрос - когда. Подсчитать эффект от проведения таких мероприятий очень сложно. Есть прямые результаты, но есть и мультипликативный эффект через создание спроса в других сферах бизнеса, появление новых рабочих мест. По расчетам австралийских экспертов, порядка 0,5% ВВП генерилось тратами на инфраструктурные проекты в период подготовки к Олимпиаде в Сиднее 2000 года.
Такого рода проекты заставляют мобилизоваться и сделать что-либо значимое к определенному моменту.
Бразилия, где подготовка к чемпионату мира по футболу вызвала протесты, отстает по уровню развития от России. Население там живет более скромно. У нас не предполагается урезание зарплат в связи с подготовкой к чемпионату. Оснований для общественного возмущения у нас нет".
Карен Вартапетов, замдиректора группы государственных финансов Standard&Poor's
"Даже этот сниженный правительством (по сравнению с заявками регионов) объем финансирования Чемпионата в номинальном выражении ($21 млрд) по-прежнему остается максимальным за всю историю проведения футбольных чемпионатов. Сейчас самым дорогим является чемпионат Евро-2012 в Польше-Украине (около $10-12 млрд.).
Однако, в относительном выражении "цена" чемпионата в России составит около 1% ВВП в ценах 2013 г. или меньше 1% в ценах 2018, что соответствует некоторым мировым аналогам. В частности Японии и Южной Корее чемпионат обошелся в 1,5% ВВП, Португалии - около 2% ВВП. Но очевидно, что в этих странах инфраструктура, в т.ч. транспортная и спортивная, изначально находились в неплохом состоянии. Перед Россией стоят гораздо более масштабные задачи.
В итоге будут финансироваться только самые необходимые объекты: стадионы, аэропорты, гостиницы и дороги до стадиона (как, по сути, произошло в Украине в 2009-2012 годах). Это также означает, что надежды регионов на комплексную модернизацию транспортной и коммунальной инфраструктуры, как произошло во Владивостоке, Казани и Сочи, по-видимому, не сбудутся.
По опыту проведенных в России крупных мероприятий, частные средства будут направлены, прежде всего, в гостиничный бизнес. Большая часть прочих необходимых расходов ляжет на федеральный бюджет и госкомпании. Так доля бюджетных и квазибюджетных средств в финансировании Универсиады в Казани и саммита АТЭС во Владивостоке достигала 90% итоговой сметы.
Опять же по опыту России, смета расходов очень часто увеличивается по мере проведения строительных работ.
Уровень окупаемости подобных проектов, как правило, низкий. Согласно нашим исследованиям мирового опыта, только в нескольких городах, принимавших крупные спортивные мероприятия, экономический эффект оказался достаточным, чтобы окупить затраты. Гораздо чаше города сталкиваются со следующими проблемами: рост долга, необходимость содержать новую спортивную инфраструктуру за свой счет, избыточные мощности спортивной инфраструктуры".