Новая немецкая угроза
Гран-при Италии завершился настоящей сенсацией: весь гоночный уик-энд на мокрой от дождя трассе в Монце доминировал 21-летний Себастьян Феттель из Toro Rosso
Москва. 15 сентября. INTERFAX.RU – Итальянский Гран-при по традиции проходит в сентябре, в это время на Апеннинах стоит летняя жара под 30 градусов, а гонки под дождем можно пересчитать по пальцам. Но в этом году аккурат перед началом этапа в Монце Италию настиг циклон, принесший похолодание и ливни.
Субботний триумф "маленькой Скудерии"
Автодром, который принимал "Королевские гонки", из числа старых трасс, имеющих долгую историю, и пользуется многих пилотов разных лет. Однако для некоторых из них она стала последней в жизни. С тех пор конфигурацию трассы немного изменили, добавив шикан, позволяющих снизить среднюю скорость болидов, но, тем не менее, именно в здесь формульные "восьмерки" получают возможность выдать всю свою мощь, разгоняя машины до 360 км/ч!
Уже в субботу перед началом квалификации стало понятно, что о таких скоростях гонщики могут забыть: на асфальт обрушились потоки воды. Известно, что дождевые гонки всегда преподносят сюрпризы, зачастую давая шанс отличиться слабым командам. То, что Toro Rosso прогрессирует быстрее своих старших товарищей из Red Bull (обе команды принадлежат главе компании Red Bull Дитеру Матешитцу), было видно давно. Но то, что именно пилот команды, которая раньше называлась Minardi и была записным аутсайдером, завоюет поул в Италии, предугадать вряд ли кто-то мог.
В ходе часовой квалификации дождь то усиливался, то утихал, поэтому процесс распределения мест на старте превратился в настоящую лотерею. Счастливый билет вытащил Себастьян Феттель, ставший самым молодым в истории "Формулы-1" гонщиком, завоевавшим поул-позицию. Позже в команде признавались, что на борту машины немца относительно немного топлива. Хотя доверять этим словам особо не стоило, потому что всем известно, что ни в одной команде никогда не будут делиться с соперниками реальной информацией о своей стратегии. Вброс дезинформации конкурентам в "Формуле-1" - обычное дело. Ближайший из топ-команд пилот расположился на второй строчке, им стал Хейкки Ковалайнен. Третье место занял Марк Уэббер (Red Bull), четвертое – Себастьян Бурдэ (Toro Rosso). Из реальных претендентов на титул выше всех смог квалифицироваться Фелипе Масса (Ferrari), ставший шестым и пропустивший вперед даже Williams Нико Росберга. А вот для Льюиса Хэмилтона квалификация стала сущим кошмаром. Британец рискнул поставить во второй части квалификации промежуточные дождевые шины, решив, что трасса слегка просохла, но после того, как он выехал на трассу, снова начался сильнейший дождь. Как итог, 15-е стартовое место. Действующий чемпион – Кими Райкконен (Ferrari) – встал ровно на одну позицию выше. Такой расклад сил обещал интересную гонку в воскресенье.
Бегущие по волнам
Тучи и дождь, вволю поиздевавшиеся над участниками чемпионата в субботу, продолжили свое "черное" дело и в воскресенье. Перед гонкой судьи объявили, что старт будет даваться не с места, как обычно, а с ходу, за автомобилем безопасности. Кроме того, все команды обязали поставить на старт резину с протектором для сильного дождя. После того как погасли стартовые огни, пилоты потянулись вслед за пейс-каром, вздымая в воздух клубы водяной пыли. В такой ситуации в лучшем положении находится лидер, который хорошо видит трассу, трем-четырем пилотам за ним тоже хоть что-то видно, а вот гонщики в хвосте пелотона едут практически "на звук". Поэтому после ухода с трассы Мерседеса, водившего за собой гонщиков два круга, никто не стал сразу бросаться в атаку. А вот Себастьян Феттель, понимая, что ему надо отрываться от более сильного McLaren Ковалайнена, вовсю использовал преимущество свободной трассы и мощного мотора Ferrari, который "главная" Скудерия поставляет Toro Rosso.
Наивно было бы думать, что гонщики так и проездят "паровозиком" всю гонку. Как только машины разогнали с трассы часть воды, лидеры бросились в атаку. Райкконен и Хэмилтон прошли Red Bull Дэвида Култхарда, а затем и опытного Джанкарло Физикеллу, который на хилой Force India смог вволю попить крови и у финна, и у британца. По сухой трассе Ferrari и McLaren обошли бы его "как стоячего", но под дождем осторожность приходилось проявлять вдвойне. Через круг на все более подсыхающей трассе Льюис прошел уже саму чемпионскую Ferrari и бросился в погоню за другими соперниками. Ведь его главный конкурент вовсе не финн, а Фелипе Масса, отстававший до Монцы всего на два очка в чемпионате. Бразилец поднялся после старта на четвертое место и начал штамповать быстрейшие круги. На 18 круге Феттель заехал на пит-стоп и вернулся четвертым, а через четыре круга на дозаправку и смену резины отправились Ковалайнен, Уэббер и Масса. За это время Льюис, несущийся по мокрой трассе "аки посуху", умудряется выйти на второе место и почти достать Феттеля, вновь ставшего первым.
На 27 круге McLaren также отправился в боксы, где машину заправили уже до финиша и поставили новый комплект резины для сильного дождя. Стратегия с одной остановкой в боксах гарантировала Хэмилтону участие в борьбе за лидерство, а то и за победу. Но подиума Льюиса лишил обещанный синоптиками дождь… который не пошел в конце гонки. Чем меньше на асфальте оставалось воды, тем сложнее было управлять машинами на резине типа Heavy Rain, которая на сухом асфальте моментально начинает перегреваться и разрушаться. Лидеру гонки на втором пит-стопе поставили промежуточный тип резины, тоже сделали и на обоих Ferrari, а вот McLaren пришлось зазывать своего лидера внепланово на 36 круге. На последних кругах судьба свела двух претендентов на титул вместе – Масса шел шестым, Хэмилтон – седьмым. Льюис ринулся, было, в атаку, но через какое-то время отстал примерно на секунду, а затем уже его начал настигать Марк Уэббер. В первой шикане австралиец попытался пройти молодого англичанина, но тот в очередной раз проявил жесткость, начав вытеснять Red Bull с траектории. В результате машины столкнулись колесами, после чего продолжили гонку, но об атаках пилоты уже не думали.
Стоит отметить Кими Райкконена. Всю гонку он провел в борьбе с холодными шинами, на которых машина вела себя крайне нестабильно, но, получив промежуточный тип резины, финн буквально полетел по трассе, установив лучшее время круга в гонке. Однако отставание от Уэббера, шедшего на восьмом месте, было слишком велико. Финишировал Райкконен на девятом месте, закончив третью гонку подряд без очков. Первым клетчатый флаг увидел Себастьян Феттель, ставший самым молодым за всю историю победителем Гран-при! Вторым стал Хейкки Ковалайнен, третьим – Роберт Кубица (BMW Sauber), сохранивший теоретические шансы на чемпионство. Фернандо Алонсо (Renault) остановился в шаге от подиума на четвертом месте, пятым стал Ник Хайдфельд (BMW Sauber), шестым и седьмым – Масса и Хэмилтон соответственно.
Финишировав выше британца, бразилец из Ferrari отыграл одно очко в чемпионской гонке. Теперь Льюис и Фелипе имеют 78 и 77 баллов соответственно. К ним немного подтянулся Кубица с 64 очками, а вот Райкконену с его 57 очками завоевать второй титул поможет разве что чудо.
В Кубке Конструкторов McLaren отыграл у Ferrari семь очков. Итальянцы имеют 134 очка, а англо-немецкая команда – 129. Третьими уверенно идут баварцы из BMW Sauber – 117 баллов. Примечательно, что "дочерняя" Toro Rosso обошла "материнскую" команду Red Bull. У них теперь 25 и 17 очков.
За четыре гонки до конца сезона чемпионат, по сути, начинается заново. Нынешний год уже стал едва ли не самым интересным за последние десять лет. Логика развития событий подсказывает, что теперь Райкконен должен смириться и начать помочь своему партнеру в борьбе за корону. Но сделать это финн сможет, если начнет финишировать в очках, отбирая их, в первую очередь, у Хэмилтона. А для этого надо быть, как минимум, впереди него. В финале гонки в Монце Кими доказал, что не утратил скорости, но сам позже признался, что пока команда не решит проблемы с шинами, хороших результатов можно не ждать. Тем не менее, чемпион снова заявил, что будет бороться за свои интересы до тех пор, пока не утратит даже математические шансы на победу в этом сезоне.
Ну, а пока "Формула-1" покидает Европу. Следующая гонка впервые пройдет в Сингапуре. Уникальности событию прибавляет и то, что следующий Гран-при впервые в истории состоится в вечернее время при искусственном освещении.
Обозреватель Илья Морозов