Сноуден ответил на вопросы интернет-пользователей

По мнению бывшего сотрудника ЦРУ, наилучшей развязкой шпионского скандала стало бы его возвращение в США, но из-за действующего законодательства это невозможно

Бывший сотрудник спецслужб США Эдвард Сноуден ответил на вопросы Интернет-пользователей.
Фото: Reuters

Москва. 24 января. INTERFAX.RU – Бывший сотрудник спецслужб США Эдвард Сноуден ответил на вопросы интернет-пользователей. Его ответы опубликованы на веб-сайте фонда The Courage Foundation.

Сноуден заявил, что до сих пор существует прямая угроза его жизни, но он все равно не сожалеет о том, что рассказал журналистам о работе Агентства национальной безопасности (АНБ). "Я знаю, что существует прямая угроза моей жизни, но меня не запугать. Поступать правильно значит ни о чем не жалеть", - сказал он.

По мнению Сноудена, его возвращение в США было бы наилучшей развязкой шпионского скандала как для него, так и для государства с обществом, но в условиях действующего законодательства по защите информаторов это невозможно.

Бывший сотрудник ЦРУ опроверг информацию, что доступ к секретным материалам он получил, украв пароли у сослуживцев. "При всем моем уважении к Марку Хозенбаллу (сообщивший о краже паролей репортер Reuters. - ИФ) сообщение Reuters об этом было просто ошибочным. Я никогда не крал никаких паролей, кроме того, я не обманывал армию моих сослуживцев", - заявил Сноуден.

Он в очередной раз подчеркнул, что программы массовой слежки АНБ наносят людям двойной вред. "Самое плохое - то, что осуществляемый в настоящее время массовый сбор информации наносит двойной вред. Во-первых, он производит сковывающий эффект, что хорошо понятно. Одно исследование за другим показало, что поведение человека меняется, когда он знает, что за ним следят. Находясь под наблюдением, мы действуем менее свободно, это означает, что мы по существу менее свободные", - пояснил он.

"Во-вторых, менее понятная, но намного более зловещая цель этих секретных программ состоит в том, чтобы, по сути, вести "непрерывную запись" нашей повседневной деятельности даже в том случае, если мы не совершаем правонарушений", - добавил Сноуден.

По словам экс-сотрудника АНБ, в базах данных спецслужбы содержится "вредная и вызывающая смущение" подробная информация о гражданах. "Вы можете не помнить, куда вы ходили на ужин 12 июня 2009 года, а власти помнят", - отметил он, добавив, что спецслужбы могут хранить информацию пятилетней давности.

"Не все программы слежки плохие. Самая большая проблема, с которой мы сталкиваемся сейчас, это новые технологии тотальной слежки, с помощью которых власти ежедневно отслеживают миллиарды переговоров невинных граждан. Я считаю, что люди должны набирать номер, делать покупку, отправлять текстовое сообщение, писать электронное сообщение или заходить на сайт, не думая о том, что это будет занесено в их личное дело", - подчеркнул бывший сотрудник АНБ.

По его словам, новые технологии позволяют осуществлять слежку без больших усилий и затрат. Кроме того, АНБ и остальные спецслужбы США могут осуществлять "точечное наблюдение" за интересующими их объектами, не прибегая к массовой слежке за целыми группами людей.

"Когда у нас есть современное оборудование, позволяющее получить доступ к любому устройству в мире (в том числе к телефону канцлера Германии Ангелы Меркель, если сообщения об этом достоверны), нельзя ничем оправдать пустую трату времени на сбор данных о телефонных разговорах пожилых женщин в Миссури", - добавил он.

Сноуден подчеркнул важность принятия законов, ограничивающих слежку во всем мире. "Нам нужно согласовать разумные международные законы, ограничивающие слежку. Никто не должен атаковать жизненно важные объекты, такие как больницы или АЭС, и справедливости ради следует отметить, что это должно быть закреплено в международных законах", - сказал он.

По словам Сноудена, национальные законы не решат проблему тотальной слежки. "Запреты в Бурунди не остановят шпионов в Гренландии. Нам нужно провести международный форум, требуется финансирование на международном уровне, это должно быть связано с развитием стандартов в области безопасности, которые обеспечивают соблюдение нашего права на частную жизнь не посредством законов, а посредством науки и технологий", - добавил Сноуден.