Финансовая G20 разгонит мировую экономику на 2 процентных пункта за 5 лет

Министры финансов и главы центробанков стран "большой двадцатки" впервые назвали точный ориентир для своей политики

Главным заявлением министров финансов и глав центробанков G20 по итогам встречи в Сиднее стала постановка цели увеличить темпы роста мировой экономики на 2 процентных пункта на горизонте в пять лет.
Фото: Reuters

Москва. 24 февраля. INTERFAX.RU - Главным заявлением министров финансов и глав центробанков G20 по итогам встречи в Сиднее стала постановка цели увеличить темпы роста мировой экономики на 2 процентных пункта на горизонте в пять лет.

"Мы будем реализовывать амбициозную, но реалистичную политику с целью повысить суммарный ВВП наших стран более чем на 2% выше траектории, подразумеваемой текущей политикой на ближайшие 5 лет", - говорится в коммюнике по итогам встречи. Такое ускорение роста даст дополнительно более $2 трлн и приведет к появлению значительного количества дополнительных рабочих мест, отмечается в документе.

Впервые министры пошли на то, чтобы обозначить точный цифровой ориентир своей политики.

Как отметил министр финансов РФ Антон Силуанов, подразумевается ускорение роста до 6% с текущих примерно 4% в год, что означает ускорение средних темпов роста для развивающихся стран выше 7% в год. Механизмы достижения такой цели пока четко не определены. Однако планируется, что страны G20 обозначат конкретные реформы, которые они намерены провести для достижения поставленной общей цели.

В отличие от предыдущих встреч, руководители главных финансовых ведомств стран "двадцатки" сделали упор на мерах по поощрению роста, а не бюджетной экономии.

Экономика крепнет

Министры отметили появление признаков улучшения в мировой экономике, в частности, укрепление роста в США, Великобритании и Японии, продолжение устойчивого роста в Китае и многих других странах с развивающимися рынками, а также возобновление роста в зоне евро.

В то же время министры подчеркнули, что мировая экономика по-прежнему далека от достижения уверенного, устойчивого и сбалансированного роста. В частности, наблюдаются проблемы со спросом в ряде стран. Кроме того, сохраняется волатильность на финансовых рынках, высокие уровни государственного долга, глобальные дисбалансы и уязвимость экономик отдельных стран. Все эти серьезные проблемы остаются, и с ними предстоит работать.

"Для самоуспокоения пока нет места. Мы обязуемся разработать новые меры для поддержания устойчивости бюджетов и стабильности финансового сектора, существенного роста мировой экономики", - отмечается в заявлении.

Говоря об ускорении роста экономики на 2 процентных пункта, Силуанов отметил, что оно может быть достигнуто только при проведении глубоких структурных реформ и обеспечении устойчивого роста конечного спроса. "Решение этих задач будет очевидно непростым", - полагает он.

В коммюнике отмечается, что для достижения этой цели будут приниматься действия по увеличению инвестиций, повышению занятости, расширению торговли и развитию конкуренции. "Эти действия станут основой наших всеобъемлющих стратегий роста и Брисбенского плана действий", - говорится в документе.

Страны "двадцатки" также намерены продолжить реализацию фискальных стратегий с учетом краткосрочных экономических условий, с тем чтобы поддержать экономический рост и создание рабочих мест, одновременно сохраняя уровень госдолга по отношению к ВВП на устойчивом уровне.

G20 в 2014 году сосредоточит свои усилия на завершении до саммита в Брисбене реализации ключевых аспектов основных реформ, изложенных в ответ на глобальный финансовый кризис: повышение устойчивости финансовых учреждений, окончательное устранение проблемы too big to fail, снижение рисков теневого банкинга, повышение безопасности рынков производных инструментов. "Мы хотим способствовать устойчивости финансовой системы и большей уверенности в нормативно-правовой базе для поддержки доверия и роста", - отмечается в заявлении.

Как заявила журналистам директор-распорядитель Международного валютного фонда (МВФ) Кристин Лагард, "дальнейшие действия и международное сотрудничество необходимы для обеспечения более полноценного восстановления мировой экономики, устойчивого и обеспечивающего создание рабочих мест, а также для борьбы с фактическими и потенциальными рисками".

"Мы признаем наличие трудностей и впервые называем реальный плановый показатель, которого намерены достичь, - заявил министр финансов Австралии Джо Хоки. - Пришло время позаботиться о росте. Есть трудности, мы это знаем, но есть и решимость их преодолеть".

МВФ прогнозирует рост ВВП мира на 3,7% в 2014 году.

Реформа МВФ

Финансовая G20, судя по ее заявлению в коммюнике относительно реформы МВФ, настроена решительно. Впервые в итоговом документе встречи появилась более жесткая формулировка относительно ратификации США 14-го пересмотра квот Международного валютного фонда (МВФ). Так, министры настоятельно призвали США сделать это до следующей встречи в апреле.

"Нашим высшим приоритетом остается вопрос о ратификации реформы 2010 года, и мы настоятельно призываем американскую сторону сделать это до нашей следующей встречи в апреле", - говорится в коммюнике сразу после выражения глубокого сожаления о том, что реформы квот и управления МВФ, о которых договорились в 2010 году, еще не вступили в силу и что 15-й общий пересмотр квот не было завершен к январю 2014 года.

Как отметил Силуанов, американские коллеги обещали приложить все усилия для одобрения решений Конгрессом к апрелю. "Договорились во время следующей встречи в апреле рассмотреть все возможные меры по решению сложившейся ситуации. В настоящий момент МВФ практически исчерпал собственные ресурсы, а существующие программы фонда фактически финансируются соглашениями о заимствованиях. Такая ситуация не может продолжаться бесконечно, поскольку не соответствует базовому принципу деятельности фонда о том, что МВФ является финансовой организацией, основанной на квотах", - сказал он.

В апреле, говорится в заявлении, министры финансов и главы центробанков G20 будут подводить "итоги достигнутого прогресса в выполнении этого приоритета и завершения 15-го общего пересмотра квот к январю 2015 года".

На встрече G20 в Сеуле в 2010 году лидеры договорились о пересмотре квот в МВФ в пользу развивающихся стран. При этом предполагалось к январю 2013 года разработать новую формулу распределения квот, а к январю 2014 года провести 15-й пересмотр квот. Однако сделать это без ратификации большинством стран - членов МВФ 14-го пересмотра квот, которая должна была быть завершена еще в 2012 году, невозможно.

В результате 14-го пересмотра квот их общий размер будет увеличен вдвое - с 238,4 млрд SDR до 476,8 млрд SDR, кроме того, более 6% квот будет перераспределено от развитых стран развивающимся. В итоге Китай станет третьим по размеру квоты государством - членом МВФ, а Бразилия, Индия, Китай и Россия войдут в число 10 крупнейших акционеров фонда.

До сих пор этот пересмотр квот не ратифицировали США, которые имеют квоту SDR 17,69% и 16,75% голосов, что обеспечивает им право вето в отношении ключевых решений фонда, требующих принятия большинством в 85% голосов.

Страны - участницы G20 ждали, что Конгресс США ратифицирует пересмотр осенью 2013 года вместе с принятием бюджета страны, однако этого не произошло из-за разногласий с администрацией по расходам федерального правительства. В январе Сенат одобрил законопроект о бюджетном финансировании федерального правительства до 30 сентября, но вопрос о реформе квот МВФ оставил без внимания.

Помощь Украине

Ситуация на Украине, в том числе и возможность обращения нового правительства страны за кредитом к Международному валютному фонду (МВФ), обсуждалась в кулуарах встречи.

"На полях "финансовой двадцатки" было обсуждение ситуации Украины. Обсуждалась возможность обращения украинского руководства в МВФ за получением кредитной поддержки в обмен на структурные реформы. Необходимо сформировать правительство Украины, определиться с органами власти с тем, чтобы новое правительство обратилось в МВФ за таким содействием", - сообщил Силуанов по итогам встречи.

"Мы считаем, что такая ситуация отвечает интересам самой Украины, предстоит большой путь структурных реформ в этой стране, мы желаем и успехов в этих начинаниях, и скорейшей стабилизации ситуации как в политической, так и в социальной сфере", - отметил также он.

Россия, по словам министра, поддерживает сотрудничество стран с МВФ, в том числе и Украины. "У фонда есть большой опыт поддержки стран в сложных ситуациях и с платежным балансом, и с бюджетом. Есть наработанные инструментарии в таких случаях, и, безусловно, этот опыт МВФ пригодится сегодня Украине", - пояснил он.

Глава МВФ Кристин Лагард выразила желание и готовность помочь Украине, если Киев обратится за поддержкой после импичмента и проведения выборов, сообщает агентство Bloomberg. Ее позицию поддержали представители Великобритании, США и стран Европейского союза.

"МВФ готов участвовать не только с гуманитарной точки зрения, но также и с экономической точки зрения, - заявила Лагард журналистам после завершения мероприятия. - Мы все знаем, что есть экономические реформы, которые как минимум должны быть начаты, чтобы международное сообщество пришло на помощь".

Россия поддерживает требования МВФ к Украине для выделения кредитной поддержки.

"Мы и раньше обсуждали с украинскими властями вопросы о необходимости проведения реформ в сфере более гибкого курса гривны, сокращения количества субсидий, оздоровления бюджета в связи с этим и изменения внутренних тарифов. Я думаю, эти вопросы остаются на повестке дня. С прежним экономическим руководством страны мы говорили о необходимости проведения плавных изменений, посмотрим, какая позиция будет у нового руководства", - сказал Силуанов.

Вашингтон готов помочь Украине вернуться на путь демократического развития, стабильности и роста, пообещал министр финансов США Джейкоб Лью. Его британский коллега Джордж Осборн сказал в интервью Bloomberg, что все страны "должны держать чековые книжки наготове", чтобы выделить средства Украине, "как только установится легитимная политическая власть".

"Великобритания готова помочь, как только на другом конце телефона нам ответит кто-то, с кем можно вести диалог и кого поддерживает украинский народ", - добавил Осборн.

"Нельзя оставаться глухими и слепыми по отношению к той катастрофе, которая разворачивается на Украине. Мы договаривались, что страны с переходной экономикой - а Украина определенно к ним относится - могут и должны рассчитывать на поддержку МВФ при формулировании и реализации реформ", - отметил министр финансов Франции Пьер Московичи.

По словам заместителя председателя Еврокомиссии по экономическим и валютным вопросам Олли Рена, Евросоюз готов оказать Украине существенную финансовую поддержку. Помощь будет доступна, "как только будет найдено мирное политическое решение, основанное на демократических принципах", подчеркнул он в воскресенье.

Верховная рада в субботу приняла постановление о самоустранении президента Украины Виктора Януковича от исполнения конституционных обязанностей и назначила досрочные выборы президента на 25 мая 2014 года. Решение поддержали 328 из 450 депутатов. Обязанности президента временно возложены на спикера Рады Александра Турчинова.

Сокращение QE

Сворачивание США программы количественного смягчения послужило темой для дискуссии представителей развитых стран и стран с развивающимися рынками. При этом ряд emerging markets, в частности Индия, подвергли критике монетарную политику США, которая сейчас негативно влияет на развивающиеся страны.

Представители развитой части финансовой "двадцатки" высоко оценили шаги, предпринятые председателем Федеральной резервной системы (ФРС) Джанет Йеллен по сглаживанию острой отрицательной реакции развивающихся стран на сворачивание стимулирующих программ в США.

"Сокращение стимулов, которое мы наблюдаем, - результат существенного улучшения в мировой экономике, в особенности в экономике США, и само по себе это явление позитивно, - заявила Лагард в интервью агентству Bloomberg после завершения саммита. - Однако волатильность на рынках сохранится в результате такого сокращения стимулирующих программ".

В коммюнике министры признали необходимость сохранить стимулирующую денежно-кредитную политику во многих развитых странах и своевременно нормализовать ее, при этом сроки нормализации будут зависеть от прогнозов ценовой стабильности и экономического роста. "Такая нормализация, возможная при соответствующих условиях, будет позитивной для мировой экономики, а снижение зависимости от политики легких денег благоприятно скажется на финансовой стабильности в среднесрочной перспективе. На переходном этапе экономическая политика должна помочь за счет реализации мер, направленных на повышение спроса в частном секторе, включая инвестиции", - отмечается в документе.

"Мы все готовы предпринять необходимые шаги для поддержания ценовой стабильности путем своевременного реагирования на факторы дефляционного и инфляционного давления. Все наши центральные банки подтверждают обязательство продолжить тщательно выверять установки денежно-кредитной политики и доводить их до сведения общественности ясным образом в контексте непрерывного обмена информацией, а также учитывать их влияние на мировую экономику", - говорится также в документе.

При подготовке коммюнике развивающиеся страны призвали ФРС внимательнее относиться к последствиям выхода из стимулов. Наиболее активными были Индия и ЮАР, пишет Financial Times. Тем временем представители Австралии и Великобритании поддержали право Федрезерва устанавливать политику в соответствии с потребностями своей страны и заявили, что некоторые государства используют влияние действий ФРС как оправдание провалов внутренней политики.

"В коммюнике нашла отражение мысль о том, что изменения денежно-кредитной политики ведущих развитых стран в любом направлении, будь то ужесточение или смягчение, влияют на развивающиеся страны", - прокомментировал министр финансов Австралии Джо Хоки.

"Поскольку рынки реагируют на различные трансформации денежно-кредитной политики и обстоятельства в отдельных странах, меняются цены активов и обменные курсы. Иногда это может приводить к излишней волатильности, которая может оказаться пагубной для роста. Хотя многие страны готовы к такому развитию событий, нашей основной мерой реагирования является дальнейшее усиление и уточнение основ внутренней макроэкономической, структурной и финансовой политики", - говорится в коммюнике.

Министры также отметили, что некоторым странам, где ухудшились возможности маневрирования за счет такой политики, вероятно, потребуется восстановить "налогово-бюджетные буферы". "Мы будем постоянно держать друг друга и широкую общественность в курсе дела и продолжим сотрудничество в сфере управления внешними последствиями для других стран, а также обеспечение постоянной эффективности международных защитных систем", - заключили они.

Налоги и инвестиции

Министры подтвердили свое намерение реализовывать план действий по противодействию размыванию налоговой базы и перемещению прибыли. "Прибыль должна облагаться налогом там, где осуществляется экономическая деятельность и где создается ценность. Мы полностью поддерживаем план G20 и ОЭСР и с нетерпением ждем прогресса. К саммиту в Брисбене мы начнем принимать эффективные меры по противодействию размыванию налоговой базы во всех отраслях промышленности", - отмечается в коммюнике.

"Некоторые транснациональные компании не выплачивают справедливой доли налогов ни в одной стране мира. Мы хотим международной реакции", - заявил министр финансов Австралии Джо Хоки.

Министры одобрили общий стандарт отчетности для автоматического обмена налоговой информацией на взаимной основе и намерены совместно с финансовыми институтами детализировать этот план на заседании в сентябре.

"Параллельно с этим мы рассчитываем начать автоматический обмен информацией по налоговым вопросам между членами G20 к концу 2015 года", - отмечается в документе.

Министры призвали все юрисдикции, которые еще не выполнили требования стандарта по обмену информацией, сделать это и подписать многостороннюю конвенцию о взаимной административной помощи в налоговых вопросах "без промедления".

Участники встречи также уделили внимание развитию инвестиций, отметив свое намерение способствовать их привлечению в инфраструктуру малых и средних предприятий. "Мы будем проводить реформы, чтобы устранить препятствия на пути частных инвестиций путем создания надежной и предсказуемой политики и нормативно-правовой базы и подчеркивая роль рыночных стимулов и дисциплины", - отметили они в коммюнике.

Как отметил Силуанов, перед мировой экономикой по-прежнему стоит вопрос стимулирования инвестиций, ключевые направления - инвестиции в инфраструктурные проекты и поддержка малого и среднего бизнеса. "По этим же направлениям работает и российское правительство: одобрены крупные проекты, которые будут финансироваться из Фонда национального благосостояния, создается механизм, стимулирующий кредиты МСБ", - сказал он.

На встрече, по его словам, была отмечена важность содействия долгосрочным инвестициям со стороны частного сектора и максимизация эффективности капитальных расходов государственного сектора. "Это тоже созвучно нашим планам - мы ставим акцент на продолжении улучшения делового климата, контроля за издержками и эффективностью инвестиционных программ государственных компаний. Особый акцент нами также будет делаться на развитии финансовых рынков для стимулирования притока инвестиций - допуск иностранцев на рынок корпоративных акций и облигаций, секьюритизация активов, повышение роли институтов развития", - подчеркнул министр.