Росберг выиграл первый этап нового чемпионата "Формулы-1"

Нико Росберг стал победителем первого этапа стартовавшего в Австралии чемпионата "Формулы-1". Действующий чемпион Себастьян Феттель сошел с трассы, россиянин Даниил Квят финишировал десятым

Немецкий гонщик Нико Росберг выиграл первый этап чемпионата гонок "Формула-1" в Австралии.
Фото: Reuters

Москва. 16 марта. INTERFAX.RU - Очередной чемпионат мира по автогонкам в классе "Формула-1" стартовал в эти выходные в австралийском Мельбурне на трассе в Альберт-парке. Победу в Гран-при Австралии одержал немец Нико Росберг из Mercedes, второе место занял австралиец Дэниел Риккьярдо на Red Bull. Третьим пришел гонщик McLaren датчанин Кевин Магнуссен.

Новый сезон – новые правила

К новым правилам команды начали готовиться загодя. Более богатые коллективы еще два года назад выделили в инженерном штате группу инженеров, которая начала проектировать болид для 2014 года. Тем не менее, сложности никого не обошли стороной.

Прежде всего, произошла полная смена двигателей. На смену восьмицилиндровым V-образным моторам объемом 2,4 литра с системой рекуперации KERS пришли турбированные "шестерки" объемом 1,6 литра с гораздо более сложной системой рекуперации, которая теперь даже называется иначе – ERS – Energy Recuperating System.

Букв стало меньше, а сложностей – больше. Новая установка состоит из двух блоков. Первый запасает энергию вращающегося вала двигателя на торможении, как и KERS, второй забирает ее от турбины. Накапливаемая в более емких батареях электроэнергия может быть возвращена в двигатель либо через мотор-генератор и использоваться для раскрутки турбины при наборе скорости. Это позволит ускорить разгон и избежать провала тяги на малых оборотах, свойственной для турбированных моторов, так называемой "турбо-ямы". Если в прошлом году пилоты могли использовать дополнительную мощность в 80 лошадиных сил, выдаваемую KERS, на протяжении примерно 6,5 секунд. То теперь в их распоряжении уже 163 л.с., которыми они могут пользоваться 33 секунды на каждом круге. Зачем это нужно "Формуле-1"? Потому что Международная автомобильная федерация решила поиграть в экологию и приблизить "королеву автоспорта" к реальным автомобилям, где гибридные технологии получают все более широкое распространение. Для того, чтобы сделать жизнь инженеров еще "веселее", правилами отныне лимитирован расход топлива: максимальный расход топлива не должен превышать 100 литров литров в час, это же количество топлива можно использовать за всю гонку. Не уложившиеся в лимит пилоты будут строго наказываться.

Радикальные изменения двигателя, который теперь называют не иначе как энергетической установкой, привели и к изменению коробки передач, теперь она имеет восемь ступеней вместо семи.

Принципиально изменилась система торможения: если раньше в ее основе лежала гидравлика, как и в обычном автомобиле, то теперь, из-за ERS, запасающей значительно большее количество энергии, тормозное усилие передается не напрямую через педаль, а по проводам: в зависимости от силы нажатия, электроника сама определяет развиваемое тормозное усилие, чтобы, с одной стороны, наиболее эффективно замедлить машину, а с другой – передать в аккумуляторы необходимое количество энергии. Также компьютер отныне заведует и распределением тормозного усилия по осям, тогда как раньше пилоты, при изменении веса машины из-за сожженного топлива, или деградации шин, могли сами менять его при помощи регулятора на руле, основываясь на советах инженера или собственных ощущениях.

Существенные изменения получила и аэродинамика. Отныне строго регламентировано расположение выхлопной системы. Раньше это были две трубы, которые команды куда только ни выводили, стремясь использовать энергию выхлопных газов для создания дополнительной прижимной силы. Теперь эти фокусы вне закона: выхлопная труба одна, выведена максимально назад и расположена под задним антикрылом (лишившимся нижней плоскости) и над диффузором, что не позволяет больше использовать выхлоп для нужд аэродинамики.

Ширину переднего антикрыла уменьшили с 1800 до 1650 мм, что заставило конструкторов ломать головы над распределением воздушных потоков в зоне передних колес, которые раньше находились целиком за спойлером.

Самым спорным оказалось еще одно нововведение. Посчитав, что прежние, достаточно высокие, носы болидов могут провоцировать взлет машин при столкновении друг с другом, руководство чемпионата посчитало необходимым снизить максимальную высоту с 55 до 18,5 см. И это стало настоящей головной болью для конструкторов, ведь для увеличения прижимной силы, им нужно максимально поднимать переднюю часть машины, чтобы под нее попадало как можно больше воздуха, который затем идет в задний диффузор, где ускоряется, присасывая болид к дороге. В итоге, большинство машин получили самые настоящие носы длиной несколько десятков сантиметров, крепящиеся к передней части монокока. Более-менее изящные решения нашли в Mercedes и Ferrari, где монокок просто спадает вниз, где к нему крепится переднее антикрыло. Интересное решение придумали в Lotus, сделав два параллельных носа разной длины. По словам инженеров команды, это решение позволяет при соблюдении правил направить воздушный поток под машину. Остальные болиды теперь выглядят, мягко говоря, нелепо. В Caterham, чьи машины еще и выкрашены в зеленый цвет, откровенно признались, что их детище похоже на чудовище из фильма "Чужой".

К чему привела техническая революция? К полному кошмару на предсезонных тестах. Наименьшее число проблем постигло Mercedes, а также команды, использующие моторы штутгартского концерна – McLaren, Williams и Force India. Благодаря двигателю, отметившемуся минимальным количеством отказов, эти коллективы смогли полностью или почти полностью выполнить намеченные программы по подготовке к старту чемпионата. Ferrari и ее клиенты – Sauber и Marussia – также более-менее смогли подготовиться к гонке в Австралии. Для Caterham, Toro Rosso, Lotus, а самое главное, для Red Bull, тесты на трассах в испанском Хересе и Бахрейне обернулись сущим кошмаром. Складывалось ощущение, что в моторах Renault, которыми оснащены болиды этих команд, ломалось все, что только могло, при этом поломки не носили системного характера, что легко объяснить: мотор у всех один, но его компоновка в каждой команде индивидуальна. Особенно досталось чемпионской конюшне. Как только механики устраняли одну поломку и болид выезжал на трассу, вылезала новая неполадка. К техническим проблемам добавлялись недочеты в софте - инженерам приходилось постоянно корректировать сложнейшую программу управления энергетической установкой.

Специалисты Renault делают все возможное, вполне успешно решая проблемы, но честно признаются, что пока отстают от конкурентов в плане надежности и эффективности. В итоге, программа подготовки для их клиентов во многом оказалась фактически сорванной. Себастьян Феттель и его новый напарник Даниэль Риккьярдо до первого Гран-при не смогли провести так называемую симуляцию гонки – проехать без перерыва ее полную дистанцию, насчитывающую около 300 километров.

Общим больным местом стала и тормозная система brake-by-wire. В теории все прекрасно, но в реальной жизни с проблемами настройки тормозов столкнулись все. Если раньше пилот, перестаравшись, мог заблокировать передние колеса, вызывая деформацию шин, то в этом году многие столкнулись с блокировкой задних колес, что делает машину практически неуправляемой.

Дебют Квята и победа Росберга

Самым главным вопросом, который все задавали себе в Австралии - сколько машин сможет вообще дотянуть до финиша, ведь в целом без проблем не обошелся никто, включая команды, использующие двигатели Mercedes.

Пятничные тренировки показали, что надежность машин существенно повысилась за прошедший месяц, когда болиды впервые покинули боксы. Поломок избежать не удалось, но такой катастрофы, что случилась на первых тестах в Хересе, уже не наблюдалось.

Первая квалификация нового чемпионата вполне оправдала ожидания своей непредсказуемостью, чему поспособствовал и дождь, начавшийся после первых десяти минут.

Начало первой сессии, сократившейся с 20 до 18 минут, ознаменовалось большим числом ошибок и вылетов: пилоты и команды по-прежнему знакомятся со своими машинами, особенно те, кто использует моторы Renault. Этим коллективам пришлось совмещать участие в реальной борьбе с продолжением тестов. И то не всем – механики Lotus только под конец первого сегмента смогли привести в чувства болид Пастора Мальдонадо, но венесуэлец просто не успел показать никакого времени. Не лучшим образом дела шли и у его напарника. И хотя Роман Грожан провел на трассе больше времени, сильно ему это не помогло: машина просто не ехала. В результате, Пастор квалифицировался последним, Роман – предпоследним. Компанию им составили новичок Caterham Маркус Эриксон, Эстебан Гуттьерес из Sauber, а также пилоты Marussia Жюль Бьянки и Макс Чилтон.

Разразившийся дождь смешал карты и другим пилотам, прошедшим во вторую часть квалификации. Шинная чехарда, когда пилоты выбирали между чисто дождевой резиной и промежуточныым типом, плюс ошибки пилотирования и мелкие сбои в работе машин, привели к новым, весьма удивительным результатам. В финал не попали Серхио Перес (Force India), вернувшийся в Ф1 Камуи Кобаяши (Caterham), перешедший в Sauber Адриан Сутил. И если это еще можно понять, то 13-й результат Себастьяна Феттеля, 12-е место "возвращенца" Ferrari Кими Райкконена и 11-я позиция Дженсона Баттона на McLaren откровенно удивили.

Битва за поул отныне продлена (она увеличена на две минуты, "отрезанные" от первого сегмента) и действительно должна стать похожей на борьбу: пилотам первой десятки теперь выдают дополнительный комплект мягкой резины, который затем забирают после квалификации. Это сделано для того, чтобы гонщики не отсиживались в боксах, экономя резину, количество которой на уик-энд лимитировано. И если в прошлом году гонщики первой десятки стартовали на том же комплекте, на котором квалифицировались, то теперь им будут ставить ту, на которой они ездили во второй части квалификации. Но в Австралии это правило не работало, так как использование дождевых шин отменяет необходимость использования на старте того же комплекта, что и в квалификации.

Часть пилотов рискнула выехать на трассу на промежуточных шинах, тогда как другие поставили дождевую резину. Как выяснилось, правы оказались и те, и другие: на обоих типах машиной было одинаково тяжело управлять. Нынешние моторы развивают гораздо более высокий крутящий момент, что предъявляет особые требования к умению пилота плавно работать акселератором, чтобы избегать пробуксовки. Сюда добавим резко снизившуюся прижимную силу и получим такие же как и раньше мощные машины, но хуже слушающиеся руля.

Десятку замкнули пилоты Williams Валттери Боттас и Фелипе Масса, который, похоже, обретает второе дыхание, избавившись от мощного прессинга, который испытывают все гонщики Ferrari. Позднее Боттаса переставили на пять позиций назад за внеплановую смену коробки передач. Перед ними расположился молодой россиянин Даниил Квят, выходец программы поддержки молодых пилотов концерна Red Bull. Уроженец Уфы выступает за Toro Rosso и уже успел удивить серьезным подходом к делу и природной скоростью как команду, так и соперников. Недаром за упорство, трудолюбие и способность анализировать и быстро учиться, его сравнивают с четырехкратным чемпионом мира Феттелем, а иногда и самим Шумахером.

Седьмое место завоевал Нико Хюлкенберг, вернувшийся в Force India из Sauber, перед ним расположился напарник Квята Жан-Эрик Вернь. Пятое место досталось Фернандо Алонсо, который уступил позицию еще одной сенсации чемпионата – Кевину Магнуссену, сменившему Серхио Переса в McLaren. Датчанин является выпускником молодежной программы команды из Уокинга. В его адрес также звучат лестные сравнения с Льюисом Хэмилтоном, которого в McLaren растили с "младых ногтей".

Тройку лучших замкнул Нико Росберг, а вот второе место стало громом среди ясного неба – сменивший Марка Уэббера в Red Bull Даниэль Риккьярдо, похоже, ответил на самый часто задаваемый в межсезонье вопрос: как он себя чувствует, придя в "команду Феттеля", которая работает явно на лидера. Судя по всему, прекрасно. Хотя реальный расклад станет ясен в следующих гонках, когда "быки" вместе с Renault решат проблемы с эффективностью и надежностью двигателя. Поул достался Льюису Хэмилтону. Британец явно нацелился на второй титул, хотя и осторожен в комментариях. Насколько оправданны такие надежды, могла показать воскресная гонка, которая обещала быть весьма непредсказуемой.

Воскресенье встретило пилотов переменной облачностью и вероятностью дождя. Неприятности технического характера у пилотов начались еще до старта. Роман Грожан получил штрафной проезд по пит-лейн за то, что его машину выпустили не вовремя на трассу. Макс Чилтон не сумел тронуться на прогревочном круге, после чего его отправили в боксы, откуда по правилам он должен был уйти в гонку в случае, если машина вообще сможет ехать. Пилотам пришлось повторить прогревочный круг после того как выяснилось, что и у второй машины команды Marussia с Жюлем Бьянки за рулем проблемы.

На старте Росберг прошел Хэмилтона в борьбе за лидерство, после чего его обошел Риккьярдо, а за ним и дебютант McLaren Кевин Магнуссен. Действующий чемпион Себастьян Феттель начал жаловаться на нехватку мощности еще до старта и продолжил это делать уже в гонке. Бьянки не смог стартовать даже из боксов, а гонка для Фелипе Массы и Камуи Кобаяши закончилась уже в первом повороте, где японец с заблокированными колесами пролетел мимо поворота в гравий, утянув туда заодно и машину бразильца. Позднее Камуи извинился за инцидент, что вряд ли ему поможет: судьи примут решение о его наказании позднее.

Гонка для обладателя поула Льюиса Хэмилтона завершилась на четвертом круге, когда команда зазвала его в боксы из-за технических проблем. Журналистам британец пояснил, что мотор потерял мощность, скорее всего из-за неисправности одного из цилиндров.

Российский дебютант Даниил Квят начал вполне по-боевому, пойдя в атаку на Райкконена, но попытка не увенчалась успехом, а вскоре уфимца прошел Боттас на очень быстром в этом году Williams. Вскоре жертвой финна стал и Вернь.

Шестой круг стал фатальным машины Феттеля – немец, как и Хэмилтон, сумел добраться до боксов, куда его машину закатывали уже на тележке. Прессе он также высказал мнение о поломке внутри двигателя, но уже не одного, а двух из шести цилиндров.

Тем временем Валтери не успокаивался - Williams в дебюте гонки оказался быстрее и Ferrari: он быстро догнал Райкконена, после чего провел несколько атак, одна из которых увенчалась успехом, а затем финн бросился вдогонку за Алонсо. Сенсации не случилось: на одиннадцатом круге Боттас сам ошибся в скоростной дуге, слегка коснулся правыми колесами стены, разрушил заднее, после чего доехал на трех оставшихся в боксы, где ему смогли поставить свежую резину и выпустили обратно. Осколки разбитого диска Williams и ошметки покрышки, лежавшие на асфальте, привели к выезду автомобиля безопасности. Пока маршалы убирали мусор на трассе, пилоты поочередно меняли резину на свежую.

После 15 кругов Квят опустился на десятое место, так как вперед проскочил Баттон, сориентировавшийся и быстро добравшийся до боксов после выезда машины безопасности. Вскоре Даниил сумел подняться на позицию выше, пройдя Сутила.

За спинами лидеров кипели свои страсти: погорячившийся Боттас начал свой новый прорыв наверх, проходя одну машину за другой. Финн быстро вернулся в очковую десятку, бросившись в погоню за Квятом.

Тем временем, Росберг штамповал круги один быстрее другого, отрываясь от Риккьярдо на секунду на каждом круге. Третьим шел Магнуссен, творя маленькую сенсацию в своей первой в карьере гонке.

На то, чтобы догнать и обогнать Даниила, Валтери понадобилось пять кругов, после чего пилот Williams начал приближаться к соотечественнику на Ferrari - Кими Райкконену. Впрочем, отыграв секунду из 3,5 отставания, Боттас успокоился и уменьшил натиск экономя топливо. Догнать Кими он сумел к 35-му кругу, после чего, не торопясь, начал готовить атаку, которая, впрочем, и не понадобилась. Райкконен сам ошибся на торможении и пропустил Williams без боя.

31-й круг стал последним для Lotus Пастора Мальдонадо, замершего на обочине с остановившимся мотором.

В районе 33-38 кругов пилоты провели пит-стопы, при этом большинство ожидаемо поставили более жесткие шины, рассчитывая добраться на них до финиша. Даниил Квят решил рискнуть и поставил более мягкий тип. Это позволило россиянину навязать борьбу Райкконену за девятое место.

Lotus Грожана на 45-м круге вслед за второй машиной команды также "испустил дух". Даниил вскоре оставил попытки догнать Кими, сосредоточившись на экономии топлива и резины.

Первая победа в сезоне досталась Нико Росбергу, "серебро" досталось Риккьярдо, который, во-первых, поднялся впервые в карьере на пьедестал, а во-вторых, помог сохранить лицо чемпионской команде Red Bull.

Стоит отметить и первое очко за десятое место нашего дебютанта Даниила Квята. Следующая гонка состоится через две недели на трассе Сепанг в Малайзии. За это время командам, включая Mercedes, предстоит решить две главные задачи: повысить надежность и скорость машин.

Личный зачет после первого этапа

1. Н.Росберг (Mercedes) – 25

2. Д.Риккьярдо (Red Bull) – 18

3. К.Магнуссен (McLaren) – 15

4. Д.Баттон (McLaren) – 12

5. Ф.Алонсо (Ferrari) – 10

6. В.Боттас (Williams) – 8

7. Н.Хюлкенберг (Force India) – 6

8. К.Райкконен (Ferrari) – 4

9. Ж.Вернь (Toro Rosso) – 2

10. Д.Квят (Toro Rosso) – 1.

Кубок Конструкторов после первого этапа

1. McLaren – 27

2. Mercedes – 25

3. Red Bull – 18

4. Ferrari – 14

5. Williams - 8

6. Force India – 6

7. Toro Rosso – 3.

Обозреваетель Илья Морозов

Новости