Японские загадки

Двукратный чемпион мира Фернандо Алонсо завоевал вторую подряд победу в чемпионате мира, став первым на японской трассе Фудзи

Фото: Reuters

Москва. 13 октября. INTERFAX.RU – За три гонки до финиша чемпионата оставалось два реальных претендента на титул – лидер чемпионата Льюис Хэмилтон (McLaren) и Фелипе Масса (Ferrari), между которыми до Гран-при Японии было семь очков. Математические шансы сохраняли также Роберт Кубица (BMW) и напарник Массы Кими Райкконен. Гонка в Фудзи добавила чемпионату интриги из-за неоднозначных действий лидеров

Тонкая работа

К концу сезона команды смогли выжать практически все ресурсы из своих машин. В Японии даже аутсайдеры смогли сократить свое отставание от лидеров – во второй части квалификации время на круге 15 машин различалось в пределах 1.2 секунды. Для сравнения – Фелипе Масса завоевал поул на предыдущем этапе в Сингапуре с преимуществом почти в 0,7 сек. над вторым временем Хэмилтона.

Стоит отметить, что японская трасса вынуждает команды искать сложный компромисс в настройках. Две трети автодрома требуют хорошей прижимной силы в поворотах, часть из которых достаточно медленные. Третий участок представляет собой полуторакилометровую прямую, в конце которой наиболее удобно обгонять, поэтому здесь нужна высокая скорость. В Японии фирма Bridgestone, являющаяся поставщиком шин для команд, представила два состава резины – мягкую и среднюю. Тренировки показали, что на мягком составе автомобиль едет быстрее, но буквально через четыре-пять кругов резина гранулируется и теряет сцепные свойства. Тем не менее, лидерство в квалификации сохранили McLaren и Ferrari. Идеальный круг в субботу удался Льюису Хэмилтону, второе место на старте завоевал Кими Райкконен, третьим стал напарник Льюиса Хейкки Ковалайнен, а четвертым – Фернандо Алонсо, продемонстрировавший хороший прогресс Renault под конец сезона. Фелипе Масса смог квалифицироваться лишь пятым, подняться выше бразильцу помешала, по его словам, нехватка сцепления машины с асфальтом и шины, быстро пришедшие в негодность. Низкая стартовая позиция Массы усложнила ему ситуацию, так как его прямой соперник уходил в гонку с первого места. К тому же оба пилота еще не знали, к чему приведет их горячность в воскресенье…

Горячие нефинские парни

Первый послестартовый поворот на японской трассе – правый, но для того, чтобы максимально быстро ускориться при выходе из него, пилоты вынуждены смешаться перед входом максимально влево. С левой же стороны расположена и первая стартовая позиция. Казалось бы, у Хэмилтона были все козыри в руках, но Льюис растерял их, замешкавшись на старте. Флегматичный в жизни Кими Райкконен такого подарка не упустил, выстрелив как из пращи. Финн, которого на родине в шутку называют "позором нации" за скоростные качества, прошел McLaren и сместился влево. Очнувшийся от сна англичанин перекрестил траекторию и ушел правее, чтобы попытаться обойти Кими на позднем торможении. И оно действительно получилось поздним. Настолько, что оба пилота выехали за пределы трассы – Льюис попросту не вписался в поворот, а заодно не дал повернуть и Райкконену. Пока бывшие лидеры катались по обочинам, в лидеры выскочил Роберт Кубица (BMW), лучше всех воспользовавшийся стартовой толчеей, на "хвост" ему сели Фернандо Алонсо, Ковалайнен, Ярно Трулли (Toyota) и Масса. Уже на следующем круге в той же связке поворотов Хэмилтон попытался пройти бразильца. В своей уже ставшей фирменной манере он сместился внутрь поворота и начал выдавливать Ferrari за пределы трассы. Фелипе заехал левой частью машины на обочину и, по его словам, не смог нормально затормозить перед следующим левым поворотом и ударил McLaren в заднее левое колесо. Серебристый болид развернуло, а алая машина устремилась за лидерами. Все эти художества судьи решили без внимания не оставлять, на 17-м круге оба гонщика наказаны проездом по пит-лейн. Хэмилтон – за опасный маневр в первом повороте, Масса – за столкновение с англичанином. Разворот и наказание привели к тому, что лидер чемпионата вернулся на трассу последним. Тот же 17-й круг стал последним в гонке для Хейкки Ковалайнена – двигатель Mercedes отказал на McLaren чуть ли не впервые за два года.

После первой волны пит-стопов Алонсо прошел лидировавшего Кубицу за счет меньшего количества времени, проведенного на дозаправке. Правда, перед испанцем встала задача максимально оторваться от поляка, на борту которого топлива было больше, до следующего пит-стопа. И двукратный чемпион эту задачу выполнил: после второй дозаправки он спокойно удерживал преимущество.

К концу гонки неплохое зрелище зрителям подарили Роберт Кубица и Кими Райкконен. Финн догнал поляка и на протяжении трех кругов пытался пройти его в том самом злополучном для себя первом повороте. Но Роберт успешно оборонялся, а вскоре Ferrari и вовсе отстала – Кими в попытках обгона "убил" свой комплект мягкой резины, а Кубица наоборот смог взвинтить темп, когда покрышки пришли в норму. В таком составе гонщики и приехали на подиум. Renault, кстати, могла получить двойной подиум. Во время "финской польки" BMW и Ferrari к Райкконену опасно приблизился молодой Нельсон Пике. Бразильцу дали команду попытаться пройти обоих пилотов, так как в тот момент он шел на секунду быстрее обоих соперников. Но Нельсон проявил благоразумие – его резина также уже стерлась, сцепление с трассой упало.

За два этапа до финиша ситуация в чемпионате снова обострилась. Льюис Хэмилтон остался лидером чемпионата, но остался при своих 84 очках, так как гонка в Японии для него закончилась нулем в итоговом протоколе. Фелипе Масса ценой титанических усилий смог финишировать с одним очком на восьмом месте, которое вскоре превратилось в седьмое. Судьи решили проявлять строгость до конца и наказали Себастьяна Бурдэ 25-секундной прибавкой к итоговому времени за столкновение с Массой, для которого оно закончилось разворотом и потерей времени. В итоге, Фелипе набрал после Японии 79 баллов и на два очка сократил отставание от Льюиса. Второе место Роберта Кубицы принесло ему 72 очка за два этапа до конца. И теоретически поляк может побороться за чемпионство. А вот Кими Райкконену чемпионскую корону придется в конце года уже точно снимать – финн отстает на 21 очко от лидера за две гонки до конца. Победитель Гран-при Японии Алонсо твердо сидит на седьмом месте, уступая Нику Хайдфельду из BMW (56 очков) и Хейкки Ковалайнену (51 очко). При удачном стечении обстоятельств испанец может обойти финна, а если фортуна не отвернется, то и немца.

Нулевой результат McLaren и результативный финиш Ferrari позволили команде из Маранелло вернуть лидерство в Кубке Конструкторов: Ferrari – 142 очка, McLaren – 135. второе место Кубицы позволило BMW со 128 очками опасно приблизиться ко второму месту. Профессионализм и удача Фернандо Алонсо, а также растущий опыт Нельсона Пике позволили Renault плотно закрепиться на четвертом месте с 66 очками. Команда, трезво оценивающая свои возможности в этом году, еще в начале сезона поставила себе задачу войти в четверку лучших. Toyota отстает от французов на 16 баллов.

За два этапа до конца становится понятно, что чемпион определится, скорее всего, только на финальном Гран-при Бразилии. Хотя, если в Китае Масса сойдет с трассы, Льюису достаточно финишировать вторым, чтобы обеспечить себе титул. Даже если Кубица выиграет обе гонки, он сравняется с Хэмилтоном по очкам, но уступит по количеству побед в сезоне – это гарантирует британцу победу. Но, чем закончится предстоящая гонка в Шанхае, знают, пожалуй, только высшие силы.

Обозреватель Илья Морозов

Новости