УВЗ, Bombardier и СП Синары и CAF пожаловались на условия тендера по вагонам метро
Москва. 20 ноября. INTERFAX.RU - "Уралвагонзавод", Bombardier и совместное предприятие испанской CAF и группы "Синара" пожаловались в Федеральную антимонопольную службу РФ на жесткие условия конкурса по поставке 768 новых вагонов за 133 млрд рублей, запланированного на 24 ноября столичным метрополитеном, пишет в четверг "Коммерсантъ" со ссылкой на копию соответствующей жалобы.
По мнению представителей компаний, заявленным требованиям может соответствовать только подконтрольное ЗАО "Трансмашхолдинг" (ТМХ) ОАО "Метровагонмаш" (МВМ, Мытищи, Московская обл.), которое пока остается единственным в России поставщиком вагонов для метро.
Жалобу на ГУП "Московский метрополитен" в московское управление ФАС подали структура УВЗ -"УВЗ-Сервис", ООО "Бомбардье Транспортейшн" и ООО "Городские транспортные решения" (ГТР, СП CAF и "Синары" Дмитрия Пумпянского), уточняет газета. В документе подчеркивается, что претенденты поставлены в неравные условия с "Метровагонмашем", у которого есть действующее производство.
На момент проведения конкурса участники должны иметь опыт производства вагонов метро в России и обладать собственным конструкторским бюро, а при его отсутствии снизить стоимость своих услуг на 10,98 млрд руб.
Кроме того, одним из критериев является локализация производства вагонов и компонентов к ним в России, а также получение в 2011-2013 гг. чистой прибыли по 1 млрд рублей ежегодно. Не устраивает заявителей и стартовая цена контракта: заявленных 64,5 млн рублей за вагон якобы недостаточно для выпуска технологически нового подвижного состава. По такой же цене был проведен конкурс в феврале 2014 г. на поставку 832 вагонов (победил МВМ), но предъявленные требования были не столь высокими, отмечается в жалобе.
Конкурс на поставку 768 вагонов и их обслуживание в течение 30 лет был объявлен 17 октября. Заявки принимаются до 24 ноября, итоги планируется подвести 8 декабря. Первые партии вагонов заказчик должен получить в 2017 г. Столичные власти уверяли, что это будет первый в РФ международный конкурс по закупке вагонов для метро (сейчас их поставляет только "Метровагонмаш"), всего ГУП без учета первого конкурса закупит до 2020 г. 1,5 тыс. вагонов.
В департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы, "Московский метрополитен" и управлении ФАС в среду на запрос газеты не ответили. По данным "Коммерсанта", подразделение антимонопольной службы получило жалобу еще 14 ноября. Источник издания, близкий к ГУПу, назвал претензии производителей "не имеющими никакого обоснования". В УВЗ, ГТР и Bombardier подтвердили факт направления жалобы, отметив, что условия конкурса не позволяют им принять участие в нем.
В "Уралвагонзаводе" газете заявили, что вместе с Bombardier уже потратили на разработку опытного образца вагона метро 30 млн евро. Вагон, соответствующий текущим требованиям конкурса, будет стоить на 20% дороже заявленной цены, добавили в УВЗ. В ГТР также говорят о несоответствии предъявляемых требований цене контракта. В Bombardier отметили, что в рамках таких конкурсов "принято давать более длительные сроки" на подготовку заявки, и подчеркнули "ограниченные возможности" ГУПа выбрать альтернативного "Метровагонмашу" поставщика.
Авторы жалобы ничего не пишут о причинах, по которым условия конкурса "заточены" под ТМХ. Неофициально все они по традиции говорят о близости холдинга к главе департамента транспорта Москвы Максиму Ликсутову. Он действительно был совладельцем "Трансмашхолдинга", но, по официальной версии, продал долю партнерам. Аналогичный скандал с участием ТМХ произошел в 2012 г., когда Москва проводила тендер на поставку 120 низкопольных трамваев на 9 млрд руб. Тогда конкурс также пытались остановить УВЗ и "Синара", пожаловавшись в ФАС на то, что условия рассчитаны только на партнеров Alstom и ТМХ. В итоге тендер отменили по формальным техническим причинам, а победителем нового конкурса стал УВЗ.