Что нельзя пропустить на 37-ом ММКФ

Какие из фильмов Московского международного кинофестиваля стоит посмотреть, чтобы и киноманом прослыть, и удовольствие получить

Фото: Reuters

Москва. 19 июня. INTERFAX.RU - В пятницу открывается 37-й Московский международный кинофестиваль. В основном конкурсе – всего 12 фильмов. Все остальное несметное количество картин (именно они, как правило, и представляют собой главный интерес этого фестиваля) разбросано по внеконкурсным программам, которых на ММКФ ни много ни мало двадцать. Ярких картин на ММКФ будет достаточно. Мы решили познакомить читателя с несколькими из тех, которые лучше не пропустить, если хочешь и киноманом прослыть, и удовольствие получить.

"Ангелы революции", Алексей Федорченко

Российская программа


Фото: официальный сайт кинокомпании "29 февраля"

"Ангелы революции" Алексея Федорченко – это история четырех друзей, отправившихся в далекое ненецкое селение прививать оленеводам революционные идеи через культуру авангарда. Тогда, в 20-е, они не знали, что культуру привить насильно нельзя, что у всякого народа есть собственная культура – древняя, как их мир. Они не знали, что языческие божества, охраняющие целые этносы, могут жестоко мстить непрошенным гостям за попытки сбросить их с пьедестала. Веселое путешествие оборачивается трагедией, которая, кстати, имеет реальные корни – в 1931-1934 годах вспыхнуло Казымское восстание, когда народы приобской тундры поднялись против политики уничтожения их культуры и их сложившейся традиционной экономической системы. "Ангелы революции" сняты в стилистике то ли кукольного театра, то ли балагана – ярко, местами абсурдно. Федорченко – один из самых интересных и ярких российских режиссеров, и он настолько отважно смешивает разные культурные пласты, что из-под его "пера" выходит цельная метафизическая картина мира.

"Такси", Джафар Панахи

8 ½ фильмов


Фото: официальный сайт ММКФ

Победитель последнего Берлинского фестиваля, "Такси" иранского опального режиссера Джавара Панахи – фильм на первый взгляд столь простой, что даже от людей вполне искушенных довелось услышать определение "примитивный" в его адрес. Что, разумеется, полная чушь. Полтора часа экранного времени перед нами – автомобиль изнутри. За рулем – сам Панахи, которому, как известно, теперь запрещено снимать кино, а жить как-то надо. Сменяются пассажиры, ведутся ничего вроде бы не значащие дорожные разговоры. Но перед нами – весь Иран с его социальными проблемами, жесткими мусульманскими законами, расколом в среде интеллигенции. Все это подмечено и рассказано остроумно, легко, с блестящим юмором. Картина, почти целиком снятая в замкнутом пространстве машины двумя статичными камерами – одна нацелена на водителя (за рулем – сам Панахи), другая – на пассажира, - пример не просто абсолютного, безупречного профессионализма. Это еще и лишнее доказательство того, что когда в голове у художника есть Замысел и понимание своей задачи в конкретный момент своей жизни в искусстве, ему достаточно крохотного пространства, двух закрепленных на лобовом стекле камер и несколько непрофессиональных актеров. Кроме таланта, разумеется.

"Эйзенштейн в Гуанахуато", Питер Гринуэй

Фильмы, которых здесь не было


Фото: официальный сайт ММКФ

Эта история знаменитого путешествия Сергея Эйзенштейна в Мексику была показана в основном конкурсе последнего Берлинале, где вызвала небывалое оживление публики. Ну конечно, скажут некоторые не слишком искушенные в кино – там ведь такая веселая история однополой любви, сплошное хулиганство. И будут неправы – оживлением фильм был обязан не только и не столько веселому откровенному хулиганству, и вовсе не щекотливой теме сексуальной ориентации столпа мирового кинематографа, беседующего со своим членом и отдающего свою девственность красавцу-мексиканцу. Фильм Гринуэя – это стихия чистого искусства, без оглядки на табу, на возможные обвинения в оскорблении классика, стихия, у которой только один ветер – безудержная фантазия художника. Был бы жив Эйзенштейн – наверняка остался бы доволен. Его ведь, как обычно это и бывает с гениями в России, совершенно лишили личной жизни. А тут – такая яркая кинобиография, точнее – ее кусок, да еще выполненный таким смелым рисунком. Оказавшись в Мексике, Эйзенштейн вдруг начинает познавать собственное тело. И через это знание к нему приходит и познание больших политических потрясений – последствия мексиканской революции, и как следствие – понимание того, что происходит на его родине. Фильм похож на комикс, но кто сказал, что кинокомикс – не жанр? По крайней мере, в отличие от многих, тех, кто безупречно освоил техническую сторону кинематографа, научился выбивать под него деньги и привлекать звезд, Гринуэй пытается опровергнуть свой собственный любимый тезис: "Кино умерло".

"Милый Ханс, дорогой Петр", Александр Миндадзе

Конкурс


Фото: официальный сайт ММКФ

Помимо того, что Александр Минадзе очень своеобразный и интересный режиссер, на "Милого Ханса, дорого Петра" наверняка пойдут те, кто следит за российским кинопроцессом и скандалами вокруг него. А съемкам этого фильма предшествовал громкий скандал – несмотря на единогласное решение экспертного совета Минкульта рекомендовать фильм к государственному финансированию, министр культуры Владимир Мединский единолично отказал Минадзе в господдержке, сославшись на мнение неких военных экспертов Российского военно-исторического общества, которые, прочитав сценарий, заявили, что "такого быть не могло" - то есть не соответствует фильм историческим реалиям. Поднялся шум, экспертам указали их место, обвинив в глупости и волюнтаризме, но те уперлись и потребовали изменить сценарий. В сценарии речь шла об отношениях советского рабочего и немецкого инженера незадолго до войны. "Эксперты" уверяли, что никакого сотрудничества Советского Союза с Германией накануне войны не было и быть не могло, а значит весь фильм будет заведомо строиться на ложном сюжетном посыле. В результате шумихи деньги все-таки дали, но потребовали изменить литературную основу фильму, перенеся действие в другое, более раннее время. Потому что накануне 70-летия Победы признаваться, что СССР сотрудничал с Германией, крайне непатриотично. Миндадзе, прошедший суровую закалку советского кинематографа и его бюрократической машины, сумел выкрутиться достойно.

"Взгляд тишины", Джошуа Оппенхаймер

Свободная мысль


Фото: официальный сайт ММКФ

Три года назад Джошуа Оппенхаймер выпустил фильм, который потряс всех, - "Акт убийства". Это была история забытого индонезийского геноцида 1965-1966 годов после неудачной попытки государственного переворота. Инициаторы и участники того кровавого действа ныне живут спокойно и свободно, гордясь тем, как вершили в своей стране справедливость. Ужас фильма заключался именно в той спокойной удовлетворенности своей жизнью людей, загубивших сотни и сотни душ. В ходе тех событий было отправлено на тот свет и брошено в тюрьмы около миллиона человек. В новом фильме – "Взгляд тишины" – Оппенхаймер так же дотошно и скрупулезно исследует тот же период, ту же катастрофу, но уже с точки зрения жертв. Простые люди, потерявшие тогда близких, рассказывают, как все происходило, и горюют по убитым. Вперемежку – опять рассказы палачей. "Бойцы вспоминают минувшие дни" - охотно, легко, без тени сомнений в правильности содеянного. Это надо смотреть, чтобы не забывать: зло не всегда бывает шумным и отвратительным на вид. Порой оно прячется в добрых морщинках стариков, с улыбкой рассказывающих о резне, ими же учиненной.

"Орлеан", Андрей Прошкин

Конкурс


Фото: официальный сайт ММКФ

Андрей Прошкин, лауреат Серебряного Георгия за режиссуру ММКФ ("Орда"), один из самых талантливых российских режиссеров поколения сорокалетних, ушел в совершенно новый для него жанр – мистическую притчу-гротеск. В крохотный провинциальный городок приезжает странный человек. И профессия у этого человека странная – он экзекутор. Этот человек взбудоражит сонный городок, жизнь которого уже никогда не будет прежней. Гадайте сами, кто это. Судьба? Совесть? Сам Прошкин считает, что это фильм про любовь, которая есть единственное спасение человечества. В фильме потрясающие съемки – алтайское захолустье снимали в Крыму, Прошкин нашел массу удивительных неизвестных мест. Затем из-за известных геополитических событий дело застопорилось, но потом съемки все же удалось возобновить и закончить. Особо отметим, что сценарист "Орлеана" - Юрий Арабов, лучший сценарист России, давно ставший отдельным брендом и на родине, и за рубежом . Актеры в фильме отличные – Виктор Сухоруков, Елена Лядова (которая наконец-то сыграет не вечную страдалицу, а парикмахершу-оторву), Виктор Хаев, Олег Ягодин.

Екатерина Барабаш