"Проявление глупости и идиотизма"
Матч между "Зенитом" и "Динамо" ознаменовавшийся скандалом, виновником которого стала группа болельщиков питерской команды, наверняка войдет в историю
Москва. 19 ноября. INTERFAX.RU - Во время матча с московским "Динамо" в минувшее воскресенье фанаты питерского "Зенита" сделали то, что еще долго будет предметом обсуждения на самых различных уровнях. Так называемые фанаты клуба с берегов Невы вывесили баннер, на котором было написано: "Сдох ваш Яшин, сдохнет Динамо", тем самым, оскорбив память о великом советском спортсмене. Это выходка нескольких человек вызвала широкий общественный резонанс, а тема обсуждения этого провокационного поступка вышла далеко за пределы России.
Баннер появился на 7-ой минуте первого тайма и провисел в секторе болельщиков "сине-бело-голубых" совсем недолго, однако этого было достаточно, чтобы оскорбить память легендарного футболиста. К слову сказать, оскорбления были адресованы обладателю звания лучшего вратаря прошлого века, капитану сборной мира, за плечами которого 78 матчей за сборную СССР и выигранные с ней Олимпийские игры и кубок Европы. Можно еще отметить, что приз ФИФА лучшему вратарю мирового первенства до сих пор носит имя Яшина, и он единственный вратарь, награжденный "Золотым мячом", однако вряд ли это является весомым аргументом для "любителей" футбола, решившихся осквернить его память.
"Демонстрация собственной неполноценности"
Извинения за выходку фанатов уже принесли как руководство питерского клуба, так сами игроки. Так, капитан "Зенита" Анатолий Тимощук сделал это от имени всей команды.
"Hаша команда приносит искренние извинения семье, близким и родственникам великого вратаря Льва Яшина. Hе по нашей вине имя Льва Ивановича было оскорблено, но мы уверены, что виновные понесут самое строгое наказание, - говорится в обращении Тимощука, опубликованном на официальном сайте петербургского клуба. - В сердце каждого из нас только светлая память о всех, кто посвятил свою жизнь футболу, приносил ему победы и славу. Во всем мире имя Льва Яшина для каждого, кто занимается или интересуется футболом, является символом профессионализма, преданности и высокого мастерства. Так было, так есть и так будет".
Капитан "Зенита" выразил сожаление, что футбол становится площадкой для оскорблений. "Мы хотели бы обратить внимание на то, что, к нашему большому сожалению, на трибунах нашего стадиона присутствовало проявление глупости и идиотизма, взаимных оскорблений со стороны болельщиков одной и другой команды. Если кто-то забыл, то напоминаем, что футбольный матч - это противостояние двух команд при поддержке болельщиков, а не площадка для демонстрации собственной неполноценности. Hикто не имеет права преступать грань человечности и оскорблять память людей, которые золотыми буквами вписали свои имена в историю мирового футбола", - заявил Тимощук.
Со своей стороны, нападающий "Зенита" Андрей Аршавин считает, что вывешенный во время матча "Зенита" на стадионе "Петровский" баннер, оскорбляющий честь Яшина, выходит за рамки приличия и является настоящим кощунством.
"То, что вывесила кучка "творцов", в этот раз выходит за рамки человеческого приличия. Надругательство над памятью ушедшего из жизни человека, который является достоянием советского футбола, - ужасно", - говорится в заявлении Аршавина, размещенном на его официальном сайте. Футболист отметил, что во время игры баннер не видел и узнал об этой истории после резонанса в прессе.
"Надеюсь, что руководство "Зенита" и лидеры питерского фан-движения разберутся в данной ситуации и примут меры, которые не позволят в дальнейшем болельщикам наблюдать такой позор", - сказал Аршавин.
ФК "Зенит", в свою очередь, пообещал разобраться в ситуации и принес официальные извинения москвичам. Организации болельщиков Петербурга также принесли извинения семье Яшина и поклонникам "Динамо", а также заверили, что автор баннера наказан "по всем правилам фан-движения".
Сегодня история с баннером станет предметом рассмотрения Контрольно-дисциплинарного комитета Российского футбольного союза (РФС). Его заседание началось в 15:00.
Ответные меры
Официальный представитель "Зенита" сегодня сообщил "Интерфаксу", что клуб примет ряд мер в отношении исполнителей оскорбительной акции с баннером.
"Hам удалось с помощью видеозаписи идентифицировать нескольких участников акции, сейчас вырабатываем комплекс мер, который мы сможем к ним применить. В частности, планируем отказывать в продаже билетов", - сказал собеседник агенства.
Согласно сообщению на сайте Российского футбольного союза (РФС), Союз и Российская футбольная Премьер-Лига поставили перед ФК "Зенит" задачу "принять меры по ограничению допуска данных лиц на трибуны".
Кроме того, в сообщении подчеркивается, что Контрольно-дисциплинарный комитет (КДК) "объективно оценит сложившуюся ситуацию, связанную с непринятием футбольным клубом "Зенит" должных мер по недопущению инцидента, и вынесет санкции в соответствии с Дисциплинарным регламентом РФС".
"Российский футбольный союз и Российская футбольная Премьер-Лига выражают глубокую признательность всему болельщицкому сообществу страны, ветеранам футбола, средствам массовой информации, всем тем, кто единым фронтом выступил против этой подлой акции. РФС и РФПЛ призывают Всероссийское объединение болельщиков (ВОБ) совместно с фан-клубами выработать Кодекс чести, определяющий правила цивилизованного поведения на стадионах", - говорится в сообщении.
Имиджевые потери
Безусловно, дикая выходка фанатов не лучшим образом скажется на бренде футбольного клуба. Бренд "Зенита" постепенно испытывается на прочность, в частности у клуба возникли проблемы с Аршавиным, который с Нового года отказался выступать за питерскую команду, за этим последовала нынешняя ситуация вокруг фанатов.
По словам управляющего партнера компании V-RATIO, специализирующейся на консалтинге в области управления стоимостью компаний, Олега Чернозуба, "с точки зрения долгосрочных перспектив бренд "Зенита" подвергается негативному воздействию, сначала это отражается на восприятии болельщиками, а на следующем этапе и спонсорами". Так что "при прочих равных условиях результатом выходки фанатов станет создание предпосылок для ослабления позиций команды в глазах спонсоров".
Между тем официальный представитель "Газпром нефти" Наталья Вялкина сообщила "Интерфаксу", что компания не намерена менять спонсорскую политику по отношению к ФК "Зенит" в связи с инцидентом: "Мы официально заявляем, что не будем менять спонсорскую политику в связи с данным инцидентом, так как не считаем его значимым".
Фамилий никто не назовет
На фанатском сайте landscrona.ru было опубликовано обращение, в котором говорится: "Заявляем, что данный баннер был сделан отдельными личностями, и организации, являющиеся основой зенитовского фанатского движения, осуждают его. Изготовитель данного "шедевра" был наказан в соответствии со всеми фанатскими нормами – получил по морде", пишет "Советский спорт".
"Да, инициаторов этой "акции" уже действительно нашли и своими силами наказали, - сообщил один из предводителей зенитовского фан-движения Валерий Ильюнин, известный как Сабонис. - Это несколько человек, чьи фамилии, насколько я знаю, известны и представителям службы безопасности клуба. Они, думаю, применят к виновным свои собственные санкции. Вот только ни фамилий ребят, ни прозвищ вам никто не назовет - ни я, ни какой-либо другой представитель фанатских группировок. Виновных наказали. А наш координационный совет заверил, что подобного больше не повторится. Само же дело решено не выносить на суд широкой общественности".