Соглашение по иранской ядерной программе вступит в силу в воскресенье

Москва. 18 октября. INTERFAX.RU - В воскресенье, как ожидается, вступает в силу Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД) по иранской ядерной программе (ИЯП).

Как сообщил ранее замглавы МИД РФ и основной российский переговорщик по ИЯП Сергей Рябков, "18 числа (октября - ИФ) наступает первый день "Ч", а именно день вступления в силу договоренностей".

"Есть основания подчеркнуть, что во многих аспектах договоренность базируется на предложениях, сделанных Москвой", - отметил замминистра.

Он подчеркнул, что документ в итоге вышел устойчивый, и подорвать эту договоренность сложно.

"В итоге сформирована платформа совместной работы, которая устойчива, защитима. Подорвать достигнутую схему достаточно сложно - по сути, уязвимых мест наперечет", - сказал замминистра.

По его словам, "показателем устойчивости стали итоги баталий в Конгрессе США".

Согласно договоренностям, достигнутым между Тегераном и "шестеркой" международных посредников (пять постоянных членов СБ ООН и Германия) 14 июля в Вене, так называемый "Adoption day", то есть день начала действия СВПД, должен наступить не позднее 90 дней со дня принятия резолюции 2231 СБ ООН, юридически закрепляющей венские договоренности. В течение этого временного отрезка договоренности по ИЯП не были заблокированы в ходе их обсуждения в американском Конгрессе и иранском Меджлисе, что позволило с уверенностью говорить о запуске механизмов по реализации соглашения в установленный ранее срок.

Резолюция Совбеза в поддержку СВПД была принята 20 июля текущего года. Документ предполагает отмену всех действующих в отношении Ирана санкционных резолюций Совбеза после подтверждения МАГАТЭ факта выполнения Тегераном части своих обязательств по венскому соглашению.

В соответствии с положениями венских договоренностей и закрепляющей их резолюции Совбеза 18 октября Тегеран приступит к практическим шагам по реализации взятых на себя в Вене обязательств.

В частности, Тегеран должен выполнить требования "шестерки" по реактору на тяжелой воде в Араке, объекту в Фордо и Натанзе, а также по различным аспектам обогатительной деятельности, в том числе по центрифугам и запасам обогащенного урана.

Предполагается, что в рамках этих договоренностей российская сторона будет непосредственно задействована в перепрофилировании ядерного объекта в Фордо в научно-исследовательский центр, а также в вывозе из Ирана излишков низкообогащенного урана. Согласно договоренностям Тегерана и "шестерки", Иран должен сократить объемы низкообогащенного урана с 10 тонн до 300 кг. Взамен российская сторона будет поставлять в Иран природный уран.

Кроме того, Иран должен полностью закрыть все остающиеся вопросы со стороны МАГАТЭ, в том числе и по бывшей военной составляющей ИЯП. Эти договоренности Тегеран и МАГАТЭ закрепили в так называемой "дорожной карте", выработанной и подписанной сторонами в Вене параллельно с СВПД.

Ранее на этой неделе в МАГАТЭ сообщили, что Иран своевременно предоставил всю необходимую информацию по своей ядерной программе в рамках "дорожной карты".

Ожидается, что 15 декабря гендиректор МАГАТЭ Юкия Амано предоставит "финальный доклад по прояснению прошлых и настоящих вопросов" по иранской программе. Гендиректор МАГАТЭ также впоследствии должен будет отчитаться перед Советом управляющих организации и Совбезом ООН о выполнении Тегераном своих обязательств непосредственно по СВПД.

Параллельно 18 октября США и Евросоюз начнут подготовку к приостановке действия части односторонних ограничительных мер в отношении Тегерана. Согласно договоренностям Ирана и "шестерки", частичная приостановка действия как международных, так и односторонних санкций станет возможной только после оглашения МАГАТЭ доклада о выполнении Тегераном своих обязательств. Этот момент обозначен в СВПД как "Implementation day", то есть день начала практической реализации венских договоренностей. Как отмечают наблюдатели, до этого дня Ирану предстоит выполнить указанные выше ключевые обязательства по своей ядерной программе. Предполагается, что этот процесс может занять около шести месяцев.

Как неоднократно отмечали в Москве, именно по предложению российской стороны соглашения Ирана и "шестерки" основаны на принципах поэтапности и взаимности. Они предполагают последовательное снятия с Тегерана ограничительных мер в строгом соответствии с ходом выполнения Ираном всего комплекса обязательств, которые лежат не только в ядерной плоскости, но и, том числе, затрагивают иранскую ракетную программу. В частности, в отношении Тегерана еще в течение пяти лет будет действовать введенное СБ ООН оружейное эмбарго, а также в течение восьми лет будет сохранен запрет на поставку в Иран технологий баллистических ракет. Тем не менее, в соглашении предусмотрен механизм легального обхода этого запрета, предполагающий верификацию Совбезом ООН отдельного конкретного случая таких поставок.

Договоренности Тегерана и "шестерки" предполагают, что на реализацию венского соглашения должно уйти примерно 10 лет со дня его вступления в силу. В случае его успешной реализации, СБ ООН прекратит рассмотрение ИЯП по текущей повестке дня.

В резолюции в поддержку СВПД прописан четкий механизм возврата санкций в отношении Ирана в случае выявления невыполнения Тегераном взятых на себя обязательств. При соблюдении условий соглашения, так называемый "режим снятия санкций" будет регулярно подтверждаться принятием соответствующей резолюции СБ ООН. Тем не менее, в случае выявления несоблюдения одной из сторон соглашения своих обязательств СБ ООН в течение 30 дней должен провести голосование, подтверждающее действие этой резолюции. Отсутствие такого подтверждения (в том случае, если один из постоянных членов СБ ООН наложит на соответствующую резолюцию вето) в течение указанного периода влечет за собой возобновление действия всех санкционных резолюций СБ ООН.

Вместе с тем, в СВПД содержится положение о том, что в случае возврата к так называемому "санкционному режиму", Тегеран оставляет за собой право в одностороннем порядке выйти из соглашения.

Венские договоренности также предполагают функционирование специальной рабочей группы и совместной комиссии, в которую входят представители "шестерки" и Ирана при содействии ЕС и которая будет регулярно собираться для того, чтобы отслеживать ход выполнения соглашения. Первое заседание этой комиссии намечено на 19 октября в Вене.

Кроме того, договоренности предусматривают регулярные встречи глав МИД "шестерки" и Ирана, которые также призваны следить за ходом реализации СВПД. Предполагается, что такие министерские заседания должны проходить не реже, чем раз в два года.

Положения СВПД, затрагивающие технические параметры ограничений ИЯП, в частности, предполагают, ограничения на обогащение Ираном урана сроком на восемь лет.

В дальнейшем Иран имеет право на постепенный переход к следующим программам по обогащению урана, но исключительно в мирных целях.

Кроме того, Иран обязался преобразовать реактор на объекте в Араке для использования его исключительно в мирных целях.

Согласно соглашению, в течение ближайших 15 лет Иран также обязуется ограничивать уровень обогащения урана величиной в 3,67%.

Документом также предусматривается, что количество центрифуг IR-1 для обогащения урана на обогатительном предприятии в Натанзе не должно превышать 5 тысяч 60 единиц.

Предполагается, что полное выполнение СВПД должно гарантировать мирный характер иранской ядерной программы взамен на полную отмену международных и односторонних санкций в отношении Тегерана. Согласно договоренностям, основную роль в отслеживании и верификации выполнения Ираном своих обязательств будет выполнять МАГАТЭ.

Тем не менее, как сообщили в госдепе США сразу после достижения венских договоренностей и принятия соответствующей резолюции СБ ООН, пятерка его постоянных членов договорилась вернуться к рассмотрению вопроса о продлении механизма возврата санкций в отношении Ирана еще на пять лет в 2025 году.

Кроме того, согласно СВПД, Тегеран разрешит МАГАТЭ на протяжении 25 лет с момента его вступления в силу следить за тем, чтобы весь урановый концентрат, произведенный в Иране или полученный из других источников, был доставлен на завод по переработке урана в Исфахане.