Это всего лишь конец света

В столице Германии представили программу 67-го Берлинского международного кинофестиваля

Фото: DPA/ТАСС

Москва. 31 января. INTERFAX.RU - Директор Берлинале Дитер Косслик и кураторы фестивальных секций представили журналистам программу киносмотра. В этом году в рамках фестиваля будет показано 399 картин, 18 из которых будут бороться за главный приз. Несколько фильмов российского производства представлены в параллельных программах Берлинале.

Основная программа

От фильмов Берлинале по традиции ожидают ответов на злободневные вопросы, протестных заявлений и критики всего того, что в настоящий момент принято критиковать. Берлинале в этом плане не разочаровывает.

Мужество, уверенность, юмор, семья — такими понятиями оперировал Косслик и его коллеги, рассказывая о программе фестиваля, который пройдет с 9 по 19 февраля.

"Когда планируешь фестиваль, а этот процесс растягивается на один-два года, никогда не знаешь, что будет происходить в момент презентации его программы, - начал Косслик. - Тем не менее, когда программа была сформирована, у нас возникло чувство, что авторы фильмов и художники ожидали нынешнего развития событий. Несмотря на происходящее в мире, получилась программа, которая призвана примирять людей. Это жизнеутверждающая программа: авторы фильмов показывают ежедневный апокалипсис, в котором мы живем, но делают это с юмором и не описывают происходящее как безвыходную ситуацию".

Пресс-конференция директора Международного кинофестиваля в Берлине Дитера Косслика
Фото: DPA/ТАСС

Что касается семьи, то ее кураторы Берлинале понимают максимально широко – это и кровные родственники, и общности людей, связанных обстоятельствами или идеей. В ряду "семейных" фильмов был упомянут фильм Аки Каурисмяки "По ту сторону надежды" - история сирийца Халеда, который после неудачной попытки получить убежище в Хельсинки неожиданно находит друзей в лице владельца кафе и официантки. А вот в фильме Агнешки Холланд "След зверя" речь идет о более большой структуре - сельской общине, жители которой один за другим погибают при странных обстоятельствах.

Кроме того, в основной программе вне конкурса покажут продолжение картины "На игле" режиссера Дэнни Бойла с Юэном Макргегором и Джонни Ли Миллером и "Дом вице-короля" Гуриндер Чадхи с Джиллиан Андерсон и Хью Бонневиллем.

Кураторы Берлинале также обратили внимание на то, что в нынешнюю программу попало множество кинобиографий людей искусства. Среди них - "Бойс" Андреса Файеля о важнейшем немецком художнике XX веке Йозефе Бойсе, фильм Стэнли Туччи "Последний портрет" о швейцарском скульпторе Альберто Джакометти и фильм-открытие фестиваля "Джанго". Последний - дебютная картина француза Этьена Комара, в которой рассказывается история джазового музыканта цыганского происхождения Джанго Райнхардта, вынужденного вместе с семьей бежать из оккупированной нацистами Франции во время Второй мировой войны.

Кадр из фильма "Джанго"
Фото: Berlinale/Roger Arpajou

Сенцов и Донбасс

В ряд фильмов о деятелях искусства кураторы Берлинале вписывают и документальный "Процесс" россиянина Аскольда Курова, к производству которого причастны Эстония, Польша и Чехия, но никак не Россия. Это картина о процессе над Олегом Сенцовым – украинским режиссером, автором единственного фильма "Гамер", который в 2015 году был приговорен российским судом к 20 годам колонии строгого режима за участие в террористической деятельности. Картина будет показана в программе Berlinale Special. Кураторы Берлинале подчеркнули, что ее демонстрация – знак поддержки Сенцова и призыв к его освобождению.

Другой отзвук украино-российского конфликта на Берлинале – документальный фильм "Школа №3". Это тоже копродукция, на сей раз Украины и Германии. Герои картины – ученики разрушенной и вновь отстроенной школы в городе Николаевка Донецкой области - украинцы и русские, рассказывают о себе и своих планах, гуляют по полю, влюбляются. Все как обычно, только на фоне войны. Картина будет показана в программе для подростков Generation 14plus. Российская лента в этой секции тоже есть - короткометражка Дарьи Власовой "Молоко".

"Для них нет никакого постколониализма"

В одной из основных программ Берлинале - "Панорама" - представлен единственный фильм российского производства - "Заложники" Резо Гигинешвили. Зато сразу четыре российских фильма попали в специальную программу NATIVe, в рамках которой показывают кино о коренных народах мира. Фокус секции в этом году – народы Арктики.

В программу NATIVe отбирают не только лишь новейшие фильмы, так, среди картин этого года есть и созданные в начале 2000-х.

Кадр из фильма "24 снега" режиссера Михаила Барынина
Фото: Berlinale/Mikhail Barynin/Muus Khaia Production

Российские картины программы - это "24 снега" Михаила Барынина, "Бог Джёсёгей" Сергея Потапова и "Мальчик и озеро" Пропокия Ноговицына о жителях Республики Саха, а также "Книга тундры: Повесть о Вуквукае – маленьком камне" Алексея Вахрушева о жителях Чукотского полуострова.

Термин "постколониализм", звучавший в отношении других фильмов Берлинале, к картинам секции NATIVe неприменим, считает куратор программы NATIVe Мэриэн Рэдпат. "Для жителей этих регионов нет понятия постколониализм. Они считают, что колонизированы до сих пор. Я приглашаю вас прийти и выслушать их точку зрения", - сказала она. В конце концов, Берлинале в очередной раз оправдывает славу фестиваля о разнообразии мира и правах человека.

Анна Лалетина