Посол Турции: Анкара поставит вопрос об отмене виз на въезд в РФ турецким политикам и бизнесменам
Хюсеин Дириоз рассказал о грядущем визите президента Турции в Россию и перспективах начала строительства "Турецкого потока"
Москва. 3 февраля. INTERFAX.RU - Новый посол Турции в Москве Хюсеин Дириоз в интервью корреспонденту "Интерфакса" Дарье Морозовой рассказал о состоянии отношений между Анкарой и Москвой, грядущем визите президента Турции в Россию, перспективах начала строительства "Турецкого потока", а также о роли Турции в сирийском урегулировании.
- Господин посол, как вы оцениваете текущий уровень двусторонних отношений между Анкарой и Москвой, вышли ли они на докризисный уровень, или, возможно, они превзошли прежний уровень взаимодействия? Планируются ли в ближайшее время какие-либо двусторонние визиты, в частности, визит президента Турции в начале марта? Какие основные вопросы предполагается обсудить в ходе визита господина Реджепа Тайипа Эрдогана?
- Отношения между нашими двумя странами улучшаются, между лидерами Турции и России было достигнуто политическое решение не только восстановить наши отношения до докризисного уровня, но и превзойти этот уровень. Что касается восстановления отношений на политическом уровне, то между нашими президентами уже состоялось три встречи, наши министры иностранных дел регулярно проводят телефонные разговоры, а премьер-министр Турции совершил визит в Москву в декабре прошлого года, в Стамбуле состоялась совместная экономическая комиссия. Поэтому на этом треке ситуация позитивная. Что касается экономики и торговли, здесь все еще остается ряд шагов, которые, как мы ожидаем, будут осуществлены.
Приезд в Москву президента Реджепа Тайипа Эрдогана ожидается в первой половине марта. В ходе этого визита состоится его четвертая встреча с президентом РФ Владимиром Путиным за последние полгода. Как ожидается, в ходе контакта с российским президентом будут обсуждаться шаги по дальнейшему налаживанию наших отношений, возможно, речь пойдет и об улучшении отношений в других сферах двустороннего сотрудничества. Я считаю, что это хороший знак, когда президенты лично встречаются настолько часто.
- Реализации каких именно шагов в сфере экономики вы ожидаете в российско-турецких отношениях?
- В частности, речь идет о введенных Россией ограничений на деятельность турецких бизнесменов в этой стране в некоторых сферах, а также об ограничении на ввоз ряда продуктов из Турции.
- То есть Анкара будет ставить вопрос перед Москвой об отмене визового режима для турецких граждан?
- Да, будет. И в первую очередь мы будем ставить вопрос об отмене виз для бизнесменов, а также политиков, поскольку это важно для развития отношений.
- Стоит ли ожидать в ближайшее время обсуждения и реализации новых крупных проектов в сфере экономического сотрудничества? Если да, то в каких именно областях? За прошедшие месяцы какие шаги в реализации дорожной карты "Турецкого потока" удалось сделать сторонам? Когда "Газпром" и Botas зарегистрируют совместное предприятие по "Турецкому потоку"? На территории какой страны оно может быть зарегистрировано: Турции, России или третьих стран?
- Что касается новых крупных проектов, то, как мы раньше заявляли, мы планировали достигнуть с Россией товарооборота в 100 млрд долларов, и эта цель по-прежнему стоит перед нами. Мы нацелены на синергию наших двусторонних отношений.
В октябре в Стамбуле состоялась совместная экономическая комиссия и сейчас мы подготовили "дорожную карту" развития наших экономических отношений, мы бы хотели, чтобы этот проект был завершен и утвержден.
Продвижение реализации проекта "Турецкий поток" идет хорошо, подписанное двумя президентами соглашение о его реализации было одобрено турецкой и российской стороной. Таким образом, вся законодательная база для этого проекта готова, и теперь дело за его физической реализацией, и я полагаю, что она начнется в ближайшее время. Действительно, будет создано совместное предприятие между "Газпром" и Botas, не думаю, что в этом вопросе будут какие-либо задержки. Что касается страны, в которой предприятие будет зарегистрировано, то на этот счет у меня нет информации.
- Турция является активным участником урегулирования сирийского кризиса в Астанинском формате, кроме того, Анкара является одним из гарантов режима прекращения огня в Сирии. Не могли бы вы пояснить, в чем суть трехстороннего механизма по контролю за прекращением огня в Сирии, о котором договорились три страны в Астане? Каким образом, РФ, Иран и Турция будут расследовать случаи нарушения перемирия? 6 февраля в Астане состоится встреча на уровне экспертов, кто будет представлять делегацию Турции, а также какие вопросы будут на повестке дня?
- Что касается режима прекращения огня в Сирии, то первоначально соглашение было достигнуто о прекращении огня в Алеппо 29 декабря. Это было сделано, чтобы остановить кровопролитие в этом городе, а также обеспечить доступ гуманитарной помощи. И в той или иной степени соглашение было успешным. Затем было принято решение распространить режим прекращения огня на территорию всей Сирии, именно тогда было принято решение о проведении встречи в Астане. Поэтому встреча была успешной. В целом режим прекращения огня в Сирии работает, хотя некоторые нарушения стороны все-таки фиксируют. В любом случае ситуация сейчас лучше, чем она была. Что касается трехстороннего механизма, я не могу детально рассказать, о чем идет речь, однако три страны - Турция, Иран, РФ договорились сообщать о случаях нарушения режима прекращения огня в Сирии. Если ориентироваться на результаты, мы видим, что эта схема работает.
Техническая встреча делегаций трех стран в Астане состоится 6 февраля. Однако ее целью, скорее всего, будет утверждение и налаживание работы трехстороннего механизма по соблюдению режима прекращения огня.
- Возможно ли, что встреча в Астане состоится на уровне военных экспертов?
- Участвующие делегации, в частности турецкая, состоит как из политических, так и военных представителей.
- Как на ваш взгляд соотносятся переговорные процессы в Астане и в Женеве? Дополняют ли они друг друга, или Астана подготавливает Женеву? И как они будут развиваться?
- Насколько я понимаю, процесс в Астане ставит своей целью установление режима прекращения огня, его поддержание на всей территории Сирии, в то время как переговорный процесс в Женеве при посредничестве ООН является сугубо политическим. Поэтому оба эти процесса дополняют друг друга: достигнутая на встрече в Астане договоренность о прекращении огня позволит начать мирный процесс в Сирии.
- Ранее в СМИ появлялась информация о желании Турции взаимодействовать с ЕАЭС и ШОС, насколько Турция готова углубить свой уровень сотрудничества с этими организациями?
- Турция имеет хорошие отношения с ЕАЭС и ШОС, поэтому мы бы хотели продолжать эти отношений. Мы уже являемся партнерами по диалогу ШОС, поэтому для нас важно сохранять хорошие отношения со странами-членами этого объединения. Кроме того, Турция является членом энергетического клуба ШОС. Поэтому взаимодействие по этим трекам является частью нашей многовекторной внешней политики. Что касается повышения уровня сотрудничества с ШОС, то это вопрос политического решения.