Собаки превзошли шимпанзе в сходстве с людьми по социальному интеллекту

Москва. 28 февраля. INTERFAX.RU - Ученые из США и Германии пришли к выводу, что у детей и собак гораздо больше сходства в социальных навыках, чем у детей и шимпанзе, пишет сайт N+1 ссылаясь на Animal Behaviour.

Гипотеза культурного интеллекта

Гипотеза культурного интеллекта - представление об уникальности социальных навыков у человека - предполагает, что человек обладает уникальными социальными навыками кооперации и обмена знаниями, развивающимися в раннем детстве, и эти навыки не встречаются у других приматов.

В прошлых исследованиях установлено, что шимпанзе и двухлетние дети одинаково успешно справляются с тестами на общее когнитивное развитие: это тесты на понимание постоянства предметов и их свойств, пространственное мышление, внимание и память. Вместе с этим уже в возрасте двух лет дети опережают шимпанзе по развитию социального интеллекта. Выяснилось, что они более успешно кооперируются, лучше понимают ложность чужих убеждений и легче перенимают навыки у других.

Гипотеза "одомашненного социального интеллекта"

Тем не менее в последнее время результаты исследований собак начали оспаривать гипотезу культурного интеллекта. Есть основания считать, что собаки не хуже детей умеют пользоваться невербальными сигналами и совершают аналогичные детям ошибки, например, когда ищут спрятанные объекты, ориентируясь на чужие коммуникативные сигналы. В результате таких исследований была предложена гипотеза "одомашненного социального интеллекта", в рамках которой сходство социальных навыков людей и собак объясняется их конвергентной социальной эволюцией.

Чтобы проверить эту гипотезу, авторы решили сравнить социальные навыки детей, собак и шимпанзе с помощью одинаковой серии тестов. В исследовании участвовали 552 собак разных пород, 105 двухлетних детей и 106 шимпанзе в африканских питомниках. Для оценки социальных навыков прибегли к серии игровых тестов. В них испытуемые должны были сообщать друг другу о спрятанных игрушках и лакомствах с помощью невербальных подсказок: например, показывая пальцем или глядя в нужном направлении. Кроме того, все испытуемые проходили одинаковые тесты на общее когнитивное развитие.

Итоги эксперимента

Оказалось, что дети, собаки и шимпанзе примерно одинаково справлялись с тестами на общее развитие. Однако социальные навыки давались детям и собакам гораздо лучше, чем шимпанзе. При этом паттерны (стереотипные поведенческие реакции или набор последовательностей действий) индивидуальных различий в социальных навыках оказались более сходными у детей и собак. Дети и собаки, успешно справлявшиеся с каким-либо заданием, также успешно справлялись с похожими тестами, в то время как у шимпанзе корреляция между успешно выполненными тестами была совершенно другой. Это говорит о том, что структура социального интеллекта у людей и собак более сходна, чем у людей и шимпанзе. Как заключают авторы, это, по-видимому, связано с конвергентным эволюционным развитием социальных навыков у людей и собак. Иными словами, совместная эволюция людей и собак оказалась более сильным фактором, определяющим сходство социальных навыков, чем эволюционная близость человека и шимпанзе.

N+1