Стратегические партнеры в неспокойном мире

Общая тональность общения президентов России и Узбекистана опровергает суждения о некотором охлаждении в отношениях двух стран

Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 23 января. INTERFAX.RU - Тональность диалога президентов Дмитрия Медведева и Ислама Каримова в первые сутки визита российского лидера в Узбекистан опровергает суждения о некотором охлаждении в отношениях двух стран после решения Ташкента выйти из ЕврАзЭС и прогнозов о возможном его отказе от участия в деятельности Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Во всяком случае, Медведев с самого начала заявил, что наши государства остаются стратегическим партнерами в нынешнем неспокойном мире, а глава Узбекистана этот тезис оспаривать не стал.

"У нас стратегические, партнерские отношения. Всегда есть и какие-то перспективы на будущее, есть и какие-то проблемы, которые необходимо обсуждать", - сказал Медведев накануне на неформальной встрече Каримовым в древнем Самарканде. "Мы живем в очень неспокойном мире, и в целом в

Средней Азии, да и вообще в мире достаточное количество вызовов, на которые нам приходится отвечать", - считает глава российского государства.

Предваряя сегодняшние официальные переговоры в Ташкенте, он развивал эту мысль: "В настоящий момент как никогда необходим постоянный обмен мнениями, обсуждение очень сложных вопросов, которые сейчас диктует международная ситуация". Медведев уточнил: "Я имею в виду и глобальный финансовый экономический кризис, который действительно затрагивает практически все государства на планете, я имею в виду и очень непростую международную обстановку, вопросы безопасности, которые традиционно являются очень сложными в регионе Центральной Азии, которые нам необходимо также обсуждать и укреплять взаимодействие в этой сфере". Он считает, что эти темы должны обсуждаться не только на двусторонней встрече президентов, но и на последующих российско-узбекских переговорах в расширенном составе с участием руководителей министерств и ведомств двух стран.

По оценке Медведева, отношения между Россией и Узбекистаном развиваются "весьма успешно". Он добавил, что несмотря на непростую экономическую ситуацию в мире, в прошлом году товарооборот между Россией и Узбекистаном, по различным оценкам, составил от $3 до 4 миллиардов. "Но это не значит, что у нас нет возможности наращивать его. Естественно, эти возможности есть", - подчеркнул Медведев. "Я уверен, что мы сможем открыть новую страницу в истории наших отношений. Надеюсь, что этот визит будет полезен для наших стран, наших народов", - резюмировал Медведев.

В свою очередь, Каримов считает знаковым и своевременным визит в Узбекистан президента РФ как лидера страны, которая традиционно определяла политику и расстановку сил в Центральной Азии. "Мир меняется, и мир меняется очень быстро, меняется расстановка сил, меняются акценты, меняются ориентиры. И в этом плане Россия, как страна, которая всегда присутствовала в этом регионе, страна, которая определяла здесь политику и расстановку сил - я считаю, что Ваш визит является весьма своевременным и, я бы сказал, знаковым визитом", - заявил он на двусторонних переговорах. "Нам с Вами, Дмитрий Анатольевич, есть о чем поговорить, обменяться мнениями и решать вопросы, которые возникают", - добавил Каримов. "Ваш государственный визит в Узбекистан мы расцениваем как знак огромного внимания, как обоюдное стремление укрепить отношения у между нашими странами и решать те назревшие серьезные вопросы, связанные не только с безопасностью, сохранением мира и стабильности в нашем регионе, но также те вопросы, которые связаны с теми процессами, не очень приятными процессами, которые происходят во всем мире", - сказал Каримов.

Как сообщил ранее "Интерфаксу" источник в Кремле, в повестке дня российско-узбекских переговоров на высшем уровне - прежде всего вопросы наращивания двустороннего торгово-экономического взаимодействия в топливно-энергетическом комплексе, авиастроении, транспорте, горнодобывающей промышленности.

Кроме того, речь пойдет об актуальных международных вопросах, в частности, о проблемах, связанных с мировым финансовым кризисом, об обеспечении безопасности и стабильности в Центральной Азии, о сотрудничестве Москвы и Ташкента в нейтрализации самых опасных вызовов - международного терроризма, оргпреступности и наркоугрозы. Президенты двух стран также рассмотрят вопросы, связанные с деятельностью Шанхайской организации сотрудничества в свете подготовки к намеченному на лето 2009 г. саммиту ШОС в Екатеринбурге, взаимодействие в рамках СНГ, ОДКБ.

В преддверии визита министр иностранных дел РФ Сергей Лавров отмечал, что Россия спокойно относится к выходу Узбекистана из ЕврАзЭС, и эта тема не будет центральной в ходе визита в Узбекистан Медведева. "Что касается ЕврАзЭС, то визит, который президент Медведев нанесет в Узбекистан, является двусторонним визитом. Каждая страна имеет абсолютно полное право решать, в каких международных объединениях ей участвовать или не участвовать, так что визит будет двусторонним, он не связан с работой ЕврАзЭС. ЕврАзЭС будет проводить свой саммит вскоре", - сказал Лавров неделей раньше на пресс-конференции в Москве. Кроме того, он положительно оценил улучшение взаимоотношений между Узбекистаном и Евросоюзом. "А почему мы должны испытывать по этому поводу обеспокоенность? Узбекистан, как и Россия, продвигает многовекторность во внешней политике, во внешних связях. И мы заинтересованы в том, чтобы к Узбекистану относились нормально, чтобы была прекращена политика санкций, которые в принципе должны исчезнуть из международного арсенала", - отметил Лавров. "Так что мы будем только рады, если Евросоюз будет налаживать с Узбекистаном нормальные, транспарентные, взаимовыгодные, взаимоуважительные отношения", - добавил он.

В декабре в военно-дипломатических кругах России не исключали возможности выхода Узбекистана ОДКБ. "Отказ руководства Узбекистана приехать на неформальный саммит ОДКБ в Казахстане вслед за приостановкой

деятельности республики в ЕврАзЭС логично подводит к мысли о возможности выхода Ташкента из Организации Договора о коллективной безопасности", - сказал собеседник "Интерфакса-АВН", знакомый с ситуацией. Он напомнил, что Узбекистан так и не выполнил обязательства ратифицировать все необходимые документы в формате ОДКБ до 1 января 2008 г., взятые им в середине 2006 г. при рассмотрении вопроса о восстановлении членства республики в Организации. "Участие Узбекистана в деятельности ОДКБ в последнее время, как правило, было весьма ограниченным. И подавляющее большинство документов в формате ОДКБ Ташкент подписывал с оговорками", - подчеркнул собеседник.

Между тем генсек ОДКБ Николай Бордюжа заявил позже на брифинге в Москве, что Узбекистан не планирует выходить из Организации Договора о коллективной безопасности. "У меня нет никаких оснований говорить о том, что Узбекистан может выйти из ОДКБ. Наоборот, он наращивает свое участие в Организации", - сказал генсек журналистам. Бордюжа сообщил, что в МИД Узбекистана недавно создана специальная структура по поддержке взаимодействия и координации действий с ОДКБ. "Это напрямую говорит о том, что Узбекистан пока не планирует свой выход из ОДКБ", - подчеркнул генсек Организации.

В переговорах Медведева и Каримова в Ташкенте примут участие руководители министерств и ведомств, парламентарии, представители крупнейших национальных компаний двух стран.

Ожидается, что по итогам переговоров президентов РФ и Узбекистана будет подписан ряд документов. Об этом сообщил накануне Каримов. В Узбекистане активно работают такие российские компании, как "Газпром","Лукойл", "Стройтрансгаз","Зарубежнефтегаз","ТЕХНОПРОМЭКСПОРТ", "Зарубежнефть", Группа компаний "Волга-Днепр", Западно-Уральский машиностроительный концерн и другие.

Обозреватель Владимир Шишлин