"Темные времена": портрет политика в интерьере
В прокат вышел байопик Уинстона Черчилля, за роль которого Гэри Олдмен вполне вероятно получит "Оскар"
Москва. 18 января. INTERFAX.RU - В российский прокат выходит фильм "Темные времена" британца Джо Райта с Гэри Олдменом в роли Уинстона Черчилля.
Первый Лорд Адмиралтейства Уинстон Черчилль принимает душ, надевает розовый домашний халат, ест завтрак и начинает диктовать своей машинистке (Лили Джеймс) очередное обращение. От этих каждодневных ритуалов его отвлекут сначала сообщение по радио о войне с Германией, а потом телеграмма из дворца – о том, что он стал новым премьер-министром Великобритании. В этот темный час, когда немецкие войска берут Бельгию и Францию и зажимают все британские части на побережье у Дюнкерка (в прошлом году про данный эпизод войны уже сняли фильм), Черчилль должен принять важнейшие решения о том, как поступить его родине, и для его проведения удержать кресло премьера.
Уинстон Черчилль - противоречивый политик, блестящий оратор и человек со сложным характером - является одним из самых популярных у кинематографистов исторических деятелей, о котором сняты десятки фильмов и сериалов (в числе прочих британского премьера играли Виктор Станицын, Альберт Финни, Тимоти Сполл и Брендан Глисон). В ленте британца Райта ("Искупление", "Гордость и предубеждение", "Анна Каренина") Черчилль показан не только за принятием стратегических решений в кабинетах парламента и во дворце, но и в домашнем интерьере: вот он идет в душ, вот шлепает босыми ногами по полу, вот из клозета отвечает политическим противникам. Но критичность ситуации такой взгляд не умаляет: это действительно самый темный час для мира, империи и его лично (в оригинале фильм так и называется – The darkest hour, за которым, как гласит пословица, наступает рассвет), где бы он ни застал героя.
"Темные времена" - это байопик Черчилля и великолепная игра Олдмена (за которую он уже получил "Золотой глобус" и имеет все шансы выиграть "Оскар"), практически неузнаваемого в роли обрюзгшего, рыхлого эксцентричного премьера, - главное достоинство фильма. Но Черчилль в ленте не просто политик – он воплощение и дух Британской империи, во всех смыслах представитель ее народа (что полнее всего отражает выдуманный эпизод в метро). И "Темные времена", оду этой британскости, интереснее всего рассматривать как бытописание жизни королевства (вот как у них, оказывается, работает парламент, какие отношения между монархом и премьером, как заваривают чай и т.д.) – явление столь же культурологическое, сколь и собственно кинематографическое.