Разработка беспилотных автомобилей в США столкнулась с новыми трудностями

После смертельного ДТП с беспилотным Volvo штаты не спешат выдавать разрешения на испытания, а американцы подписывают петиции против автомобилей без водителя

Автономный грузовик компании Otto
Фото: АР/ТАСС

Москва. 28 марта. INTERFAX.RU - Фатальная авария автономного автомобиля Uber в Аризоне, новое расследование властей США в отношении ДТП Tesla, технические сложности в ходе испытаний других компаний вызывают вопросы о безопасности новой технологии.

Сейчас на дорогах мира ежегодно гибнут более 1,3 млн человек, и в теории считается, что роботизация вождения должна снизить число таких смертей: автопилот не отвлекается, не устает и не употребляет алкоголь. Однако в США, где проводится значительный объем тестирования беспилотных машин, и власти, и сами компании осознали необходимость не спешить с испытаниями.

Одна из причин заключается в том, что роботы всегда следуют установленным правилам и не имеют возможности изменить модель поведения, когда другой участник дорожного движения нарушает правила, как это было в Аризоне.

Аризона запретила Uber тестировать беспилотники

С понедельника губернатор-республиканец Аризоны Даг Дьюси запретил проводить испытания беспилотных автомобилей на дорогах штата. Пока запрет действует только в отношении Uber. Однако особую значимость ему придает тот факт, что Дьюси ранее был ярым сторонником новой технологии и приветствовал появление самоуправляемых машин в Аризоне, пишет The Washington Post.

В конце 2016 года Uber перенесла испытания беспилотных такси в Аризону после того, как регуляторы штата Калифорния отозвали у нее регистрацию на самоуправляемые автомобили. Правила, регулирующие подобные испытания, в Аризоне мягче, чем в соседнем штате.

В середине марта текущего года эксплуатируемый Uber автомобиль Volvo XC90 сбил 49-летнюю женщину, которая переходила дорогу в пригороде Финикса Темпе (штат Аризона) вне пешеходного перехода. Пострадавшая Элейн Херзберг умерла в больнице. Полиция не нашла в происшествии признаков вины автомобиля Uber или водителя. Инцидент Uber стал первым известным ДТП, в котором причиной гибели пешехода стал беспилотный автомобиль.

Видеозапись инцидента "вызывает тревогу и беспокойство, а также множество вопросов о способности Uber продолжать испытания в Аризоне", отметил губернатор в открытом письме гендиректору Uber Даре Хосровшахи.

Как передает CNBC, отдельные вопросы у властей штата и федеральных регуляторов вызвало решение Uber сократить на беспилотных такси число датчиков, обеспечивающих обнаружение объектов на дороге.

Uber не будет возобновлять испытания в Калифорнии

На прошлой неделе Uber добровольно приостановила программы испытания беспилотных автомобилей в Сан-Франциско, Питтсберге, Финиксе и Торонто.

Во вторник пресс-служба компании объявила, что Uber приняла решение не обращаться за возобновлением лицензии на самоуправляемые автомобили в Калифорнии.

Примеру Uber в США последовали как минимум три другие компании. Toyota на прошлой неделе приостановила испытания режима Chauffer в Мичигане и Калифорнии. Cтартап NuTonomy поставил на паузу тестирование в Бостоне. Во вторник чипмейкер Nvidia Corp. приостановила собственные тесты автономных машин. Представитель компании Фазель Адаби объяснил это решение необходимостью понять, что именно пошло не так в аризонской аварии.

Между тем глава Waymo Джон Крафсик выразил уверенность, что самоуправляемые автомобили его компании смогли бы справиться с ситуацией, в которой оказалась машина Uber в Аризоне. Его поддержал и президент Lyft Джон Циммер. Waymo только недавно урегулировала спор с Uber по делу о краже секретных данных о разработке самоуправляемых автомобилей, Lyft - основной конкурент Uber на североамериканском рынке.

США начали новое расследование в отношении Tesla

Национальное управление безопасности дорожного движения (National Transportation Safety Board, NTSB) США направило экспертов в Калифорнию для проведения расследования ДТП с участием электромобиля Tesla, причиной которого могла стать полуавтоматическая система вождения Autopilot, пишет The Wall Street Journal. Водитель Tesla Model X погиб в результате аварии близ Маунтин-Вью в Калифорнии на прошлой неделе.

"Пока неясно, была ли включена автоматическая система управления на момент столкновения", - говорится в сообщении NTSB, опубликованном во вторник. Однако главной темой расследования является другая проблема - возгорание, которое помешало быстро удалить Tesla Model X с места происшествия. Электромобиль налетел на ограждение и загорелся после того, как в него въехали два других автомобиля.

Tesla пообещала оказать помощь властям в проведении расследования.

Позже на сайте Tesla появился пост, в котором отмечалось, что из-за масштаба повреждений компания пока не может получить доступ к журналу бортового компьютера, чтобы понять причины аварии.

Международное рейтинговое агентство Moody's Investors Service во вторник снизило кредитный рейтинг Tesla на одну ступень, с "B2" до "B3", уведя его еще глубже в спекулятивную зону. Прогноз остается "негативным", что говорит о возможности дальнейшего ухудшения оценки кредитоспособности. По мнению аналитиков агентства, Tesla потребуется существенное привлечение капитала в ближайшее время, чтобы погасить задолженность и избежать дефицита ликвидности. Кроме того, рейтинги учитывают существенное отставание темпов производства автомобилей Model 3 от ранее заявленного графика.

Несмотря на подчеркнутое внимание NTSB к другим аспектам ДТП Tesla в Калифорнии, американский дорожный регулятор все чаще сталкивается с необходимостью изучать роль беспилотных технологий, отмечает WSJ. Некоторые аналитики и конгрессмены говорят, что следует пересмотреть регулирование в связи с развитием отрасли.

Американцы боятся беспилотников

Почти две трети (63%) американцев опасаются поездок в полностью не зависящем от водителя автомобиле, свидетельствуют данные опроса, проведенного Американской автомобильной ассоциацией (AAA).

Гибель пешехода в Аризоне лишь усилит эти опасения, пишет агентство Bloomberg.

Велосипедисты Сан-Франциско уже направили властям Калифорнии петицию, в которой просят не допускать тестирования самоуправляемых автомобилей на улицах штата без водителей, поскольку существующие технологии пока недостаточно безопасны. При этом в случае аварии Uber в Аризоне водитель присутствовал в машине, но не успел перехватить управление.

В большинстве штатов США действует правило, согласно которому в ходе испытаний беспилотных автомобилей за рулем для подстраховки должен находиться человек. Калифорния в конце февраля отменила такое правило. Однако, как написала на этой неделе San Francisco Examiner, пока ни одна из компаний за такими разрешениями не обращалась.