Георгий Каламанов: невозможно определить страну-изготовителя примененного против Скрипалей вещества

Замминистра промышленности и торговли рассказал о шансах РФ выиграть право на проведение "ЭКСПО-2025" и о возможных источниках происхождения газа "Новичок"

Заместитель министра промышленности и торговли России Георгий Каламанов
Фото: AP/ТАСС

Москва. 13 апреля. INTERFAX.RU - Заместитель министра промышленности и торговли РФ Георгий Каламанов в интервью "Интерфаксу" рассказал о шансах России выиграть право на проведение "ЭКСПО-2025" в Екатеринбурге, о перспективах создания российских промышленных зон за рубежом, а также о возможных источниках происхождения газа "Новичок", фигурирующего в "деле Скрипалей".

- Недавно в Россию приезжала делегация Международного бюро выставок для оценки параметров российской заявки на право проведения ЭКСПО-2025 в Екатеринбурге. Как прошел их визит?

- Россия со всей ответственностью подготовилась к встрече наших коллег из Международного бюро выставок. Для делегации разработали программу посещения Екатеринбурга и Москвы, осмотра площадки под будущую выставку на берегу Верх-Исетского водохранилища, ее общая площадь - более 500 гектаров. Для наших гостей мы подготовили и провели подробные презентации по каждому из ключевых моментов заявочного досье, ответили на интересующие их вопросы по организационным, финансовым и правовым основам проекта "ЭКСПО-2025". Надеюсь, что это почетное право все же отдадут нашей стране.

Инспекторы МБВ встретились с представителями общественных организаций, убедились в единодушном желании екатеринбуржцев принимать в столице Урала один из самых масштабных проектов в мире. По своему размаху он может сравниться разве что с Олимпийскими играми. Также делегацию приняли на всех уровнях федеральной власти – в Государственной Думе и Совете Федерации, в правительстве и Кремле.

- Какие выводы сделали члены делегации?

- Пока рано об этом говорить. Коллегам из МБВ еще предстоит визит в Баку, где наши азербайджанские друзья, я уверен, также постараются организовать встречу делегации на самом высоком уровне, с присущим им гостеприимством. Но у делегации был весьма позитивный и благожелательный настрой.

- Велики ли шансы победы российской заявки?

- Если бы мы не верили в нашу победу, то вряд ли бы решились снова выдвинуть Екатеринбург в качестве нашего кандидата на право проведения "ЭКСПО". В прошлый раз нам не хватило совсем немного, чтобы в финале обойти Дубай, который в итоге стал победителем за право проведения "ЭКСПО-2020". После того поражения мы сделали "работу над ошибками": выработали стратегию, скорректировали тактику, взяли на вооружение опыт конкурентов. И хотя мы отдаем себе отчет в том, что в этой конкурсной борьбе, как и в любом другом состязании, будет только один победитель, мы верим в нашу команду и успех всего предприятия.

- Какой объем инвестиций планируется вложить в этот проект?

- По нашим подсчетам, общий объем инвестиций в проект возведения объектов площадки (Exposite) Всемирного "ЭКСПО-2025" в Екатеринбурге может составить около 1,5 млрд евро.

- Появятся ли новые объекты инфраструктуры в Екатеринбурге, если российская заявка выиграет?

- Обязательно, но я бы не называл их просто новыми объектами. Вся территория "ЭКСПО" станет многофункциональной высокотехнологичной городской средой – "Умный Город". Более половины всех инвестиций на строительство инфраструктуры "ЭКСПО-2025" будут направлены на возведение принципиально новых транспортных, деловых, культурных, научно-образовательных и досуговых объектов с использованием последних разработок в области альтернативных источников энергии, методик образования.

Например, специально возведенные к "ЭКСПО-2025" тематические павильоны "Доступные технологии", "Новая реальность", "Совместное будущее" и "Прогресс человечества", а также национальный павильон РФ и ЭКСПО-Арена, станут основой так называемого наследия "ЭКСПО-2025" - на их базе будут созданы научные и образовательные центры естественных, гуманитарных, инженерных наук, медико-биологический исследовательский центр, спортивная лаборатория. "Умный город" станет национальной площадкой для внедрения и реализации Программы развития цифровой экономики до 2035 года.

- Каковы конкурентные преимущества российского проекта?

- Наша страна является одним из старейших членов Международного бюро выставок – Российская Империя, затем Советский Союз, и вот теперь современная Россия. Менялись эпохи, исторические реалии, наша страна проходила через череду тяжелейших социально-политических испытаний, но несмотря ни на что, находила в себе силы к возрождению, созданию невероятных научных и инженерных решений, которые демонстрировались в том числе и на Всемирных "ЭКСПО" в разных странах. Самый, пожалуй, известный пример, известный каждому россиянину – это скульптурный ансамбль "Рабочий и Колхозница", который венчал собой павильон СССР в 1937 году. И это далеко не единственный пример. Тем не менее, Россия ни разу за всю свою историю не была удостоена права принимать это грандиозное событие.

Сегодня есть все предпосылки для того, чтобы Россия наконец стала хозяйкой Всемирного "ЭКСПО": у нас есть достижения, которые мы готовы продемонстрировать миру, всем почти 200 странам. Местом проведения мы выбрали символический город на границе двух частей света, двух цивилизационных подходов – Европы и Азии. Екатеринбург – сам по себе исторический памятник – пример торжества силы духа, стремления к созиданию, и одновременно любви к своему народу и Отечеству.

Уверен, гости и участники Всемирного "ЭКСПО-2025", в случае, если выставка все же пройдет в Екатеринбурге, смогут по-новому взглянуть на Россию.

- Как продвигается создание российских промышленных зон за рубежом? Какие из них наиболее перспективные?

- Мы видим значительный потенциал в развитии торгово-экономических связей со странами Латинской Америки. Уже реализуются российские проекты на Кубе, в Мексике и Аргентине. При этом мы ищем новые пути для роста сотрудничества со странами Латинской Америки в промышленной сфере. Сейчас мы реализуем крупный пилотный проект по созданию Российской промышленной зоны в Египте. В ближайшее время будет подписано межправительственное соглашение с Египтом по РПЗ. В дальнейшем такие зоны могли бы появиться и в других странах с тем, чтобы охватить все перспективные региональные рынки. Например, в марте 2018 мы обсуждали с министром экономики и финансов Уругвая Данило Астори перспективы создания российской промышленной зоны в Уругвае. Сейчас анализируем предложения уругвайских партнеров.

Так же в рамках бизнес-миссии министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова в Парагвай в октябре 2017 г. наметились предпосылки к созданию там индустриальной зоны. Российская компания "ТурбоТехКом" уже подписала соглашение с парагвайскими партнерами об организации индустриального парка. Сейчас формируется пул из наших промышленных компаний, заинтересованных в создании индустриальной зоны. При этом проект имеет скорее частный, нежели государственный статус. Это отличный пример того, как изначально государственная инициатива воплощается в жизнь деловым сообществом.

- Какие ключевые проекты планируется реализовать в этих зонах?

- Создание российской промышленной зоны позволит нарастить значительные темпы роста товарооборота и будет способствовать выходу высокотехнологичной и конкурентоспособной российской продукции, например, не только на рынок Уругвая и МЕРКОСУР, но и других стран Латинской Америки и Карибского бассейна. Говоря об Африканском континенте, мы рассматривает РПЗ в Египте в качестве многофункционального "хаба" по продвижению российской промышленной продукции на рынки Ближнего Востока, Африки и других сопредельных регионов с учетом того, что у Египта действуют торговые соглашения с более 70 государствами.

Реализация этих проектов позволит российским компаниям локализовать свое производство, получить налоговые льготы и преференции, а также использовать транспортную доступность других экономик этих регионов. В свою очередь, страна, в которой будет размещена российская промышленная зона, получит возможность создать зону постоянного присутствия высокотехнологичных наших компаний, сформировать центр передовых компетенций, а также нарастить собственную производственную и научно-техническую базу.

- Перейдем к нашумевшему "делу Скрипалей". Согласно сообщениям зарубежной прессы, британцы установили, что газ класса "Новичок", которым предположительно отравили Сергея Скрипаля и его дочь Юлию, был разработан в Шиханах в Саратовской области. Действительно ли это так? Есть ли в РФ лаборатории, в которых ведутся исследования по нервно-паралитическим газам, в том числе группы "Новичок"? Могла ли наша страна утратить контроль над этим веществом, что привело к его утечке?

- Полагал бы необходимым подчеркнуть следующее. Потерять можно то, что есть в наличии. Россия заявляла, что отравляющие вещества и химические боеприпасы объявлены в полном объеме. Все запасы химического оружия уничтожены в соответствии с положениями Конвенции. В этой связи Россия ничего не теряла.

Еще в 1992 году Российская Федерация подтвердила свою приверженность международным обязательствам в области химического оружия, в том числе в части контроля за химическим оружием и уничтожения его запасов.

Все запасы химического оружия были объявлены Российской Федерацией, проверены инспекторатом Технического секретариата ОЗХО (ТС), уничтожены под контролем инспекционных групп на постоянной основе.

Каких-либо отравляющих веществ, кроме тех, которые были объявлены Россией по Конвенции о запрещении химического оружия (КЗХО) в 1997 г., Россия не производила. Соответственно, их в запасах нет.

27 сентября 2017 г. с участием руководства ТС ОЗХО проведено уничтожение последнего химического боеприпаса, снаряженного зарином, на объекте по уничтожению химического оружия Кизнер. Команду на уничтожение боеприпаса дал президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин.

По итогам этого мероприятия Генеральный директор ОЗХО 11 октября 2017 г. подписал и передал России Сертификат о полном уничтожении химического оружия в России.

Кроме того, в марте 2018 года Исполнительный Совет ОЗХО принял записку Генерального директора ОЗХО о завершении уничтожения Российской Федерацией запасов химического оружия.

- Как вы прокомментируете слова экс-сотрудника ГНИИОХТ Вила Мирзаянова, который утверждает, что в СССР действовала программа "Фолиант", в рамках которой разрабатывался "Новичок"? Известно ли РФ о разработках "Новичка" в лабораториях других стран?

- Название ряда соединений "Новичок" оказалось в широком доступе после публикации в США в 1995 году доклада The Henry L.Stimson Center.

Данные о структуре семейства фосфорорганических соединений, объединенных автором под общим названием "Новички", впервые были представлены во втором издании руководства "Химические и биологические боевые агенты", Д.Ханк Эллисон, США. В руководстве приведены структуры 58 соединений, имеющих, по мнению автора, отношение к группе "Новички". Для всех соединений приведены индексы по классификации American Society Chemical Abstract System, что свидетельствует о том, что они были синтезированы.

В спектральной базе данных Американского Института Стандартов (NIST) в версии 1998 года (NIST 98) были представлены данные о структуре и масс-спектрах представителей семейства "Новичок". В базе данных содержалась аффиляция, указывающая на то, что спектр представлен Эджвудским центром оборонных исследований и разработок армии США. Следует отметить, что и этот факт однозначно указывает на то, что данное вещество было синтезировано и подверглось спектральным и, возможно, иным исследованиям.

Впоследствии, после выхода в свет книги Мирзаянова, в общедоступной научной литературе - авторы из США, Чехии, Италии и т.д. - появилось множество публикаций, посвященных исследованию соединений, отнесенных к семейству "Новички". Нельзя не принять во внимание то обстоятельство, что для проведения исследований потребовался синтез реальных образцов веществ. В отношении Мирзаянова необходимо отметить, что комментировать мемуары человека, зарабатывающего на жизнь путем публикации недостоверных данных, полагаю контрпродуктивным.

Учитывая эти факты, можно сделать однозначный вывод о том, что агенты, объединенные рядом авторов в семейство химикатов, под названием "Новички", начиная с середины 1990-х годов, получили широкое распространение в западных странах и стали доступны многим зарубежным лабораториям. В этой связи отнесение этих токсикантов к Российской Федерации, как источнику их получения, представляется некорректным.

По мнению ряда экспертов при наличии структурных формул и схем синтеза любая современная химическая лаборатория с необходимым специальным оборудованием, уровнем защиты, соответствующей квалификацией персонала может синтезировать и проводить исследования веществ типа "Новичок".

- Можно ли установить страну происхождения "Новичка" в современных условиях?

- Каких-либо уникальных маркеров, способных однозначно указать на страну-изготовителя примененного против Скрипалей вещества, быть не может.

- Какой Россия видит роль ОЗХО в расследовании отравления Скрипалей?

- Налицо насущная необходимость налаживания сотрудничества России как с Великобританией, так и с Техсекретариатом ОЗХО для прояснения обстоятельств этого действительно серьезного инцидента. Еще раз повторю: мы самым ответственным образом подходим к тому, чтобы наладить работу строго в соответствии с требованиями КЗХО.

Россия поддерживает проведение совместного расследования, тем более что в данном случае затронута сфера компетенции ОЗХО, а не только интересы Великобритании. Такое расследование должно базироваться на неопровержимых фактах и доказательствах с соблюдением всех имеющихся международно-правовых процедур и с обязательным участием в этом деле российской стороны.

Учитывая факты разработок химических токсичных веществ в мире, а также сокрытие Великобританией доказательств расследования, отказ в консульском доступе к пострадавшим российским гражданам, считаем, что в отношении российских граждан были осуществлены действия по своему характеру напоминающие террористический акт с применением химического токсического вещества. В связи с этим считаем необходимым провести расследование в соответствии с имеющимися соответствующими решениями Исполсовета ОЗХО и докладом Третьей обзорной сессии Конференции государств участников.

Великобритания же продолжает необоснованно обвинять Россию в серьезнейшем нарушении Конвенции – незаконном использовании химоружия на британской территории. Для такого рода случаев в статье IX КЗХО прописан четкий алгоритм действий, касающийся консультаций, сотрудничества и установления фактов. В ходе внеочередной 57-ой сессии Исполнительного Совета ОЗХО 4 апреля сего года российская делегация предложила именно такой подход британской стороне.