Минэкономразвития предложило дать автопрому право выбора компонентов для локализации в РФ
Москва. 5 марта. INTERFAX.RU - Автоконцерны смогут выбирать, какие компоненты производить в РФ, обязательного списка не будет, пишет во вторник газета "Коммерсантъ".
Как пишет газета, Минэкономразвития РФ по поручению вице-премьера РФ Дмитрия Козака представило поправки к ключевому постановлению правительства №719, которое определяет, какая продукция считается произведенной в РФ. Эти поправки, в отличие от идей Минпромторга, дают автоконцернам свободу в отношении того, какие именно компоненты автомобиля локализовать и в какие сроки.
Такой подход в целом поддержал даже Минпромторг, ранее предлагавший обязательный список, хотя в отрасли опасаются - при такой схеме производить сложные узлы и заниматься НИОКР никто не будет.
В июле 2018 года Минпромторг представил кардинальные изменения правил подсчета локализации для отрасли. Министерство предлагало ввести систему, в которой каждому компоненту автомобиля соответствует определенное число баллов, при этом локализация некоторых компонентов (двигатель, коробка передач и т. д.) и определенные операции (например, НИОКР) становились обязательными. Если автоконцерн не набирал минимального числа баллов и не выполнял обязательных операций, то не получал доступ к госзакупкам и господдержке. В отрасли тогда сочли новые требования неисполнимыми.
В основе текущих предложений Минэкономразвития - та же балльная система, но число операций и количество баллов за них серьезно выросло.
При этом в министерстве сочли, что автоконцерны могут сами выбирать, что им экономически целесообразно локализовать, отказавшись от обязательных операций.
Кроме того, Минэкономразвития впервые предложило формально привязать все ключевые меры господдержки к выполнению критериев локализации. Это льготные автокредиты и лизинг, банковская субсидия для экспорта, а также субсидия на компенсацию части затрат при производстве автомобилей, их узлов и агрегатов (де-факто компенсация роста ставок пошлин на ввоз автокомпонентов). Последняя, как и поручал Козак, дифференцирована в зависимости от глубины локализации. Но, чтобы получить промсубсидию (компенсация утильсбора для российских компаний), производителям придется обязательно подписать специнвестконтракт, а если те не успеют сделать это до 1 июня - еще и набрать определенное число баллов.
Подводные камни
Собеседники издания в отрасли рады тому, что смогут выбирать, какие компоненты производить в РФ. Однако некоторые из них отмечают: распределение баллов таково, что доступ к господдержке можно получить за счет уже освоенных или низкотехнологичных компонентов.
Кузов, экстерьер, топливный бак и обивка совокупно получили больший вес, чем двигатель, коробка передач и электронный блок управления двигателем (18,2% против 12,2%), хотя доля последних в себестоимости автомобиля на 50% выше, говорит один из источников. Также нивелирована роль НИОКР, которыми заниматься теперь необязательно, - вес составляет 2,4% (против 10,8% в системе Минпромторга). Ряд источников по-прежнему говорят о сложно достижимых планках - двигатель освоен только традиционно российскими компаниями и инвесторами второй волны промсборки.
Как сообщили газете в аппарате Козака, предложения Минэкономразвития концептуально поддержаны - они отражают суть поручений вице-премьера от 13 ноября по результатам работы рабочей группы по автопрому. Поправки предусматривают балльный расчет локализации исходя из добавленной стоимости - подхода, поддержанного Дмитрием Медведевым для сельхозтехники, говорит источник издания в правительстве. Аналогичная система подсчета локализации позднее будет разработана и для грузовой техники.
В Минпромторге тему не комментируют. Но, по словам источников, министерство также поддержало свободный выбор операций. Сейчас Минпромторг дорабатывает проект Минэкономразвития, частично пересматривая в большую сторону баллы по наиболее весомым, с их точки зрения, категориям, например по инвестициям в НИОКР или локализации коробок передач. Проект может быть внесен в правительство на этой неделе. В министерстве газете не ответили.