Велогонка Мирового Тура в условиях снежной Турции
Об экстремальных условиях для спортсменов, о дополнительных приключениях казахстанской "Астаны" и о причастности к "Туру Турции" Валерия Карпина
Москва. 23 апреля. INTERFAX.RU - Спортивный корреспондент "Интерфакса" Владимир Нардин вновь побывал на многодневной велогонке Мирового Тура "Тур Турции" и рассказал о том, с чем пришлось столкнуться ее участникам и наблюдателям.
А столкнуться на юбилейном, 55-м "Туре Турции" (Presidential Cycling Tour of Turkey) пришлось, прежде всего, с климатическими перепадами. Один этап гонщики проводили под дождем, перед другим натирали лицо мазью, спасающей от жары. А однажды они испытали на себе прелести сурового снегопада.
"Могло быть и хуже. Хорошо, что есть теплая одежда, можно подготовиться. Мы стараемся не замерзнуть. Бывает, что при такой погоде забываешь во время гонки есть, пить, из-за этого устаешь еще больше", - литовец Рамунас Навардаускас из команды Delko Marselle Provence делится впечатлениями о горном этапе, завершившемся в условиях суровой зимы.
"Хорошо, что только один такой день попал. Если бы таких дней было больше, было бы значительно тяжелее", - широкая улыбка так и не сошла с его лица.
Пятый, горный этап "Тура Турции"-2019 стал для его участников настоящим испытанием. Еще накануне этапа стало известно о том, что финишный участок трассы, который находился в Картепе на высоте 1300 метров над уровнем моря, завалило снегом. Для устранения последствий снегопада был привлечена спецтехника. Густой туман рассеивать не стали. А вот маршрут этапа сократили на четыре километра, его протяженность составила в итоге 160,1 км. Но чем дольше преодолевали горный подъем спортсмены, тем больше снега и тумана их сопровождало. Своеобразный переход обратно, из весны в зиму.
Вокруг меня за всю серию международных медиапоездок сложился мем, подчеркивающий стереотип о морозоустойчивости исключительно россиян. Выглядит он примерно так: "Владимир, не слишком ли ты легко одет? А, ты же из России!" Хотя и для автора этих строк, действительно приехавшего налегке (Турция же!), снег, бьющий в глаза, тоже стал сюрпризом.
Ко мне подошел коллега по имени Питер: "Тебе, наверное, не так уж и холодно?" – "Ну да. А тебе?" – "Мне тоже. Я же из Австрии. Австрия, горы…"
Этот этап выиграл как раз представитель Австрии, а именно - Феликс Гросшартнер из команды Bora – Hansgrohe. Я бы легко сказал, что его триумф состоялся благодаря до боли знакомому ему климату. Но долгое время на победу претендовал гонщик из Эритреи Мерхами Кудус, выступающий за команду "Астана". Гросшартнер его опередил незадолго до финиша. Кудус стал в итоге третьим, а второе место занял итальянец Валерио Конти (UAE Team Emirates).
Все решают горы
Горные этапы на многодневках являются ключевыми. С точки зрения позиций в генеральном зачете они нивелируют все старания спринтеров на ранних этапах. На спринтерских этапах гонщики, как правило, финишируют всей толпой, и промежуточный лидер общего зачета имеет перед ближайшими преследователями считанные секунды преимущества. Когда же на первые роли выходят "горняки", все значительно меняется: крутые подъемы на трассах дают преимущество наиболее выносливым (ну и, тактически подкованным – не без этого). Отсюда – большие временные интервалы.
Спринтеры на горных этапах на успех не рассчитывают. Так, ирландец Сэм Беннетт (Bora – Hansgrohe), лидировавший после серии спринтерских гонок, на горном финише развлекался тем, что катался на одном заднем колесе. Финишную черту в тот день он пересек 86-м.
Тройка лидеров в генеральной классификации по итогам всех шести этапов стала такой же, как и после горного: 1. Феликс Гросшартнер, 2. Валерио Конти, 3. Мерхами Кудус.
Сэм Беннетт стал лучшим в классификации спринтеров. Итоговый зачет "горняков" выиграл (Sport Vlaanderen-Baloise), опередивший Гросшартнера, набрав больше промежуточных очков.
Российская команда "Газпром-РусВело" на этот раз в Турцию не приехала.
Приключения "Астаны" в Турции
Спортивный директор "Астаны" Сергей Яковлев отметил, что в команде довольны третьим местом, хотя могли и победить.
"Мы немножко уже разбаловали нашего зрителя: я так понял, все ждут только победы, а второе и третье место – уже неинтересно. Но гонка есть гонка и третье место, я считаю, очень даже хорошо, практически казахстанским составом. Я считаю, мы выполнили свою задачу", - сказал Яковлев.
"Что касается Кудуса, он реально замерз. Эта гонка для всех была ужасна: кто-то больше замерз, кто-то меньше. Выиграл сильнейший, мы это признаем. Но Кудус показал, что он действительно горный гонщик", - отметил Яковлев.
"То, что на горном этапе отменили четыре километра, нормально: организаторы всегда подстраиваются под погоду, можно что-то поменять. Они справились, молодцы, спасибо им большое. А вообще, все выглядело интересно и эффектно: после гонки механики мыли велосипеды, замерзали и вода и велосипеды. Да еще и приехали все на летних резинах, а там - настоящая зима", - поделился впечатлениями спортивный директор "Астаны", согласившись с тем, что гонка стала одной из самых экстремальных для команды.
Впрочем, всего этого "Астана" могла и не застать. Перед началом первого этапа в Стамбуле команда, отстав от официального каравана "Тура Турции", поехала на стартовую площадку самостоятельно. Промахнув один поворот, "Астана" попала в четырехкилометровую пробку. Опоздание на старт означало вылет из соревнования.
"Быстро приняли решение взять велосипеды гонщиков и бежать по автостраде, добираться самим. Мы бежали до старта, за пять минут до начала гонки успели. Для нас это было шоком, встряской", - рассказал Яковлев.
Немного об истории "Тура Турции"
Впервые гонка прошла в 1963 году, под названием "Мармаринский тур" (Marmara Tour), ее тогда выиграл турецкий гонщик Рифат Калискан. Под нынешним названием - Presidential Cycling Tour of Turkey – гонка проходит с 1968 года, ее победителем стал советский велогонщик Александр Кулибин. В последний раз из отечественных спортсменов ее триумфатором стал Александр Ефимкин, в 2011 году.
В 2008 году "Тур Турции" выиграл испанец Давид Гарсия Дапена из команды Karpin–Galicia, совладельцем которой являлся бывший капитан сборной России по футболу Валерий Карпин. Вскоре Карпин покинул проект, а вместе с ним исчезла и его фамилия в названии команды. До 2010 года она называлась Xacobeo-Galicia, а потом прекратила существование.